Безопасная красота

Красота — страшная сила. Для того, чтобы выглядеть молодо, привлекательно и ухоженно, женщины готовы отдать последние денежки и ставить на себе нескончаемые эксперименты, закупая баночки, бутылочки, тюбики и флаконы с чудодейственными препаратами, полагая, что очередной крем или губная помада превратят их в настоящую красавицу. И не только женщины — раз-два в году и мужчины, желая угодить своим возлюбленным, бегают от одного прилавка с загадочными флаконами и тюбиками к другому… А производители косметической продукции и рады стараться — что ни день, на рынке индустрии красоты появляются все новые волшебные продукты. Однако что скрывается под интригующими и многообещающими надписями?

Косметикой люди начали пользоваться очень давно, первые воспоминания о ней датируются еще периодом до нашей эры. Так, при раскопках в Египте были найдены первые кремы для лица и краска для век из сурьмы и сажи. Древние египтянки и римлянки подкрашивали щеки, ресницы, подкручивали волосы, использовали вместо духов благовонные масла. Древнегреческий философ Платон как-то заметил: «Женщина без косметики — как еда без соли». Сегодня понятие «косметика» весьма широкое, к нему относится весь спектр продукции по уходу за волосами, лицом и телом. Основными пользователями косметико-парфюмерных средств являются женщины, но и среди мужчин в последнее время активно растет спрос на продукцию индустрии красоты.

Популярность косметики делает ее весьма привлекательной и для производства подделок, которые сейчас достаточно хорошо научились штамповать — написано «Париж», а сделано в соседнем подвале. Не правда ли, знакомая ситуация: купила тушь, накрасила ресницы, а вечером «протерла до дыр» веки, пока ее смыла. Начинаются жжение, зуд, слезотечение, на глазах появляется пелена… Но такой ли должна быть водостойкая тушь? На самом деле, единственное отличие водостойкой туши от обычной заключается в том, что она не потечет, если на ресницы попадут капли дождя или снежинки. Но при этом она легко смывается водой. Вывод напрашивается сам собой — данный продукт не самый качественный из имеющихся на отечественном рынке парфюмерно-косметической продукции и, скорее всего, был приобретен не в фирменном магазине и без проверки сертификата качества.

Косметические товары, которые покупаются чаще других, имеют наиболее высокие рейтинги фальсификации. Как в столице, так и в других больших и малых городах Украины можно приобрести губную помаду, лак для ногтей или тени «брендовых» производителей стоимостью 5-10 гривен. Следует понимать, что реально такая продукция стоит намного дороже. Очень часто фальсификаторы грешат использованием в производстве некачественных или просроченных ингредиентов, опасных для здоровья потребителей. Поддельная продукция, как правило, реализуется через мелкую розничную торговлю и сети лотков, а также на рынках. Продукцию даже самых именитых фирм подделывают, добавляя в ее состав парафин, собачий жир и даже канифоль. Это все затем попадает к нам в организм — впитывается через кожу, или же мы сами съедаем вместе с помадой и блеском для губ — и может вызвать очень неприятные последствия для здоровья. Случаями, когда люди умирали от косметики, история, к счастью, не богата, но, тем не менее, есть отдельные примеры. Вот хотя бы один из них: клей, с помощью которого девушке нарастили волосы, содержал в себе компонент, на который у мечтательницы о густой шевелюре была аллергия. В итоге девушка получила аллергический шок и, как следствие — летальный исход… Так как же защитить себя от фальшивой косметики? По каким признакам отличить настоящую «фирму» от подделки?

Мы не будем дразнить читателей рассказами о так называемой «драгоценной» косметике, где даже в упаковке от духов стоимостью от тысячи евро содержится золото, или рекомендовать, например, приобрести тушь от Диор, украшенную стразами Сваровски, за 150 евро. Поговорим о том, где и как выбрать косметику обычной современной моднице, чтобы не ошибиться и не навредить своему здоровью.

В магазине. Самое распространенное место покупки хорошей косметики на сегодняшний день — это специализированные или фирменные магазины. Та косметическая продукция, которая здесь продается, как правило, безопасна для здоровья женщины. Есть специальные нормативные документы, по которым работают такие магазины. На основании выводов лабораторной экспертизы государственные органы по сертификации выдают или не выдают той или иной торговой марке, косметической продукции, претендующей на рынок, санитарно-эпидемиологическое заключение, сертификат соответствия. Именно эти документы говорят потребителю, что косметическая продукция безопасна для здоровья.

Престижные фирмы строго следят за тем, чтобы их продукцию не подделывали. Мелкие фирмы-однодневки, конечно, менее разборчивы в средствах для получения прибыли. И внешне вы не сможете отличить, допустим, кустарный лак для ногтей — якобы особо прочный — от настоящего. Вы потом это поймете, когда воспользуетесь им. Лак-фальшивка не высыхает, не ложится ровно, меняет свой первоначальный цвет, смывается через два часа — стоит только помыть руки. Главная же опасность в том, что он портит ногтевую пластину. Но! Такие «производители» никогда и не представят свою продукцию для проверки на безопасность. Следовательно, у них нет документов, разрешающих продажу. Поэтому-то и надо обязательно спрашивать сертификат качества. Если его не показывают, значит, просто не покупайте предлагаемый товар.

То же касается и продукции зарубежных фирм. Известные парфюмерно-косметические фирмы слишком много средств вкладывают в производство, слишком дорожат престижностью своей марки, чтобы игнорировать официальные контрольные органы страны-потребителя. Поэтому, заходя на украинский рынок, все они предоставляют образцы для лабораторных исследований.

И, тем не менее, покупая продукт импортного производства, нужно быть внимательным вдвойне, чем, если бы мы покупали его отечественный аналог. На что конкретно здесь стоит обратить внимание? Прежде всего внимательно прочитать название продукта, которое должно быть переведено на понятный нам язык, название страны и адрес изготовителя. На упаковке обязательно должны быть указаны номинальная вместимость продукта, исключение составляют только пробники продукции вместимостью содержимого меньше 5 г или 5 мл, срок годности в формулировке «использовать до…» и требования, связанные с хранением продукта. Непременно нужно проследить за тем, чтобы был указан номер партии, ингредиенты, из которых состоит косметическое средство, и способ его применения. Значок «книжечка» на упаковке говорит о том, что к этому продукту обязательно прикладывается информационный листок либо инструкция, символический «кролик» гарантирует, что данный продукт не тестировался на животных. Дело в том, что в странах Евросоюза в защиту братьев меньших развернулось целое движение, и сейчас там запрещено тестировать косметическую продукцию на животных.

Выбирая косметику, следует помнить, что любая парфюмерно-косметическая продукция имеет одно определение — «предназначена для поддержания здорового состояния кожи и ухода за ней». Любую консультацию по этому поводу в каждом уважающем себя магазине вам предложит специально обученный, профессиональный консультант. Потребители с проблемными кожей и волосами должны использовать специальную продукцию, предварительно посоветовавшись с врачом.

В супермаркетах. Все, что описано выше на предмет соответствия качеству той или иной косметической продукции, в принципе относится и к супермаркетам — как правило, «что попало» здесь на прилавках не встретишь, вся продукция сертифицирована. Вот только выбирать ее придется самостоятельно, внимательно вчитываясь в инструкции и назначения, поскольку услугами профессионального консультанта в супермаркете воспользоваться вряд ли удастся. А еще психологи советуют, идя в супермаркет за косметикой, желательно заранее продумать сумму предстоящей покупки. Ментальность украинских женщин такова, что и половину зарплаты они могут истратить на любимый парфюм или средство по уходу за собой, а супермаркеты, как уже научно доказано, этому активно способствуют. Специалисты утверждают, что именно с появлением супермаркетов мы переняли «комплексную» культуру гигиены тела и ухода за собой, свойственную для европейских стран. Теперь, к примеру, мы не просто покупаем гель для душа, а обязательно дополняем его молочком для тела. К слову о европейских веяниях, у нас, то есть у прекрасного пола, наблюдается тенденция к снижению магии бренда. Сегодня мы все больше ценим качество, нежели покупаемся на известные марки.

В аптеках. В настоящее время развивается целое направление по продаже косметики в аптеках — космоцевтика. Специалисты прочат этому сектору большое будущее. Уже сейчас в некоторых аптеках доля косметики может превышать 50%. Все дело в том, что у большинства людей очень хорошо развито ассоциативное мышление. И будучи твердо убежденными в том, что аптека несет ответственность за жизнь потребителя, что медицина не может дать отрицательного ответа и развивается быстрее, чем косметология, все больше людей отправляется за очередным кремом именно в аптеку. К тому же имеющий медицинское образование провизор гораздо больше разбирается в ингредиентах и сможет более внятно рассказать об их воздействии на организм человека, чем даже самый подкованный консультант по красоте.

По каталогу. Сектор прямых продаж особенно хорошо подходит очень занятым женщинам и тем, кто ценит высокую культуру обслуживания. Кроме того, здесь не возникает вопрос, кто несет ответственность за безопасность продукции — изготовитель хорошо известен. Риск купить фальшивку по каталогу сведен практически к нулю, зато есть шанс не получить обещанного на глянцевых страницах эффекта. Поэтому косметологи советуют: прежде, чем купить тот или иной продукт, не поленитесь заказать себе соответствующий пробник.

Через Интернет. Будущее, считают специалисты, за электронной торговлей, которая уже сейчас достаточно хорошо развита в мегаполисах. Во-первых, она оказалась как нельзя кстати занятым женщинам. Во-вторых, продукция с электронных стеллажей выходит несколько дешевле по сравнению с магазинной, в стоимость которой входит надбавка за аренду помещения — она же в несколько раз превышает стоимость доставки товара курьером или почтой. Минусы интернет-продаж в том, что потребителю не у кого спросить совета и нет возможности протестировать желаемое средство.

Что еще, кроме места покупки, нужно учитывать при выборе косметики? Какие вопросы в связи с этим чаще всего возникают у современных женщин? Ответ на этот вопрос корреспондента «УЦ» дает руководитель всеукраинского проекта «Косметик Экспо Медиа» Елизавета Савенко:

— В последнее время мне часто задают вопрос о том, как относиться к узконаправленной косметике типа «крем для лица для курящих женщин» или «шампунь только для рыжих»? Думаю, что от нее вряд ли стоит ожидать ошеломляющего эффекта. Просто стратеги отдельных фирм решили укрепить свои позиции на косметическом рынке, действуя по принципу «разделяй и властвуй». Хотя в отдельных случаях это имеет смысл. Например, недавно одна из известных фирм, практикующих прямые продажи по каталогу, выпустила кремы отдельно для нижнего и верхнего века. Ведь научно доказано, что кожа верхнего века гораздо тоньше. Другие производители, напротив, считают более эффективным принцип «объединяй и властвуй», создавая средства «4 в 1». Самое оригинальное из тех, которое мне доводилось видеть из этой серии — аромасвеча, которая, сгорая, постепенно превращается сначала в молочко для тела, а затем в масло для массажа.

Нередко сталкиваюсь с разочарованием женщин после использования кремов от морщин. Производители средств из серии anti-age с коллагеном обещают, что предательски появившиеся морщины разгладятся, а кожа станет упругой. По сравнению с традиционными питательными и увлажняющими сериями, этот крем рекомендуется женщинам от 25 и старше, которые становятся к этому возрасту более платежеспособными. Милые дамы бальзаковского возраста, не покупайтесь на подобные посулы: ни один крем в мире не способен разгладить уже нарисовавшуюся морщинку. А вот замедлить появление новых — это пожалуйста.

Еще недавно считалось, что лучшая ухаживающая косметика та, у которой нет запаха. Сейчас этот постулат немного устарел и особое место в империи красоты занимают так называемые мультисенсорные косметические продукты. В ее изготовлении используются ингредиенты, воздействующие на все органы чувств — зрение, осязание, обоняние, вкус… Это может быть, например, молочко для тела с ароматом клубники, помещенное в кефирную бутылку советского образца. Или тени, запрессованные в виде плитки шоколада и с таким же запахом. Порой их даже хочется съесть. Как показывает практика, народ «клюет» на подобные эффекты, и специалисты полагают, что в будущем мультисенсорная тема разовьется еще больше. Но запах косметического продукта, если он есть, должен быть приятным. А вот если, открыв тюбик с кремом, вы почувствовали, что ваш нос забивает от сильного аромата, стоит задуматься, зачем в этом продукте так много парфюмерной отдушки? Часто подпольные производители косметики таким образом перебивают неприятный запах плохо очищенного сырья, вошедшего в тот или иной продукт.

Будьте бдительны при выборе духов и туалетной воды! 40% контрафактной продукции на отечественном косметическом рынке — именно среди парфюмерной продукции. Имитируя тот или иной аромат, дельцы помещают его в упаковку, очень похожую на оригинальную, меняя при этом всего лишь одну-две буквы в названии парфюма. Запах подделки, как правило, действительно очень напоминает оригинал, но по стойкости и по качеству, конечно же, ему уступает. Если вы взяли в руки духи и, не раскрыв упаковку, почувствовали, как они пахнут, теперь это далеко не значит, что упаковка нарушена и флакон поврежден. Все дело в том, что одно из последних ноу-хау в индустрии красоты — это ароматные упаковки, воссоздающие аромат того, что под ними скрывается. Ведь упаковка, как известно, лучшая ловушка для покупателя — вспомните сами, за что первым делом цепляется ваш собственный взгляд в магазине? Доказано, что 80% покупателей «клюют» именно на упаковку. И, тем не менее, даже самую ароматную упаковку, прежде, чем вы заплатите за парфюм, продавец должен раскрыть, чтобы при вас проверить работу аэрозольного приспособления. Если вы обнаружите неполадку сами, можете считать, что выбросили деньги на ветер, в редких случаях удается доказать, что поломка пульверизатора — не дело рук потребителя. Кстати, что касается духов — с недавних пор в розничной продаже запрещена реализация парфюмерных средств на разлив!

И напоследок позволю себе дать очень ценный, хоть и избитый совет для женщин. Конечно, всем нам хочется верить в научные достижения и в чудодейственную силу разработок косметологов. Но, несмотря на все громкие заявления, человечество, к сожалению, еще не придумало лучшего средства для сохранения молодости и привлекательности, чем здоровый образ жизни, крепкий сон и отсутствие стрессов.

Безопасная красота: 1 комментарий

  1. Добрый день!
    Светлана! Чисто случайно наткнулась на эту Вашу статью по материалам семинара-практикума "Парфумерія та косметика: якість, контроль, тенденції ринку". Не могу подписаться под всем тем, что Вы написали от моего лица. У меня возникло ощущение, что я всем женщинам советую не пользоваться косметикой и парфюмерией, поскольку это гадость несусветная. А производители косметики и парфюмерии только и делают, что обманывают потребительниц, пытаясь на них нажиться.
    Все чаще убеждаюсь, что журналисты не умеют слушать докладчиков. Не могу понять зачем подавать "сенсацию" толкьо в отрицательном ключе? Ведь это вовсем не то, что я пыталась донести до журналистов, а в конечно итоге и потребителей.

Добавить комментарий