В Украине далеко не всегда срабатывает закон экономики, гласящий, что стоимость товара/услуги прямопропорциональна его качеству. Классический тому пример — соотношения по показателю цена/качество при оплате жилищно-коммунальных услуг.
Обсуждению этого феномена было посвящено очередное заседание Кировоградского пресс-клуба реформ, гостями которого стали директор арендатора городского водоканала ООО «Водное хозяйство» Анжела Даниленко и директор ЖЭКа №1 депутат Ленинского райсовета Раиса Зюзь.
Причина всех бед коммунальников, уверены Анжела Даниленко и Раиса Зюзь, кроется в несвоевременном, запоздалом поднятии тарифов на предоставляемые коммунальными предприятиями услуги. Разница в себестоимости услуг и цене, по которой она продавалась потребителю, регулярно заставляла предприятия жилищно-коммунального сектора нести убытки, что в итоге привело к катастрофическому техническому состоянию ЖКХ. В таких условиях и без инвестиционных вливаний предприятия ЖКХ просто не в силах предоставлять своевременные и качественные услуги. Компенсировать разницу в тарифах могли бы городские власти, если бы имели для этого финансовые ресурсы. Так, для возвращения к тарифам, действовавшим в Кировограде до лета прошлого года, городская казна должна субсидировать водоканал на 17 млн. гривен в год. И до тех пор, пока дотации такого объема не предусмотрены, тарифы снижаться не будут. Другого выхода у предприятия нет.
Что же касается качества предоставляемых услуг — то здесь жалоб от населения практически нет. Вода в дома кировоградцев подается не так, как 4 года назад, — по графику, шесть часов в день, а круглосуточно (правда, за небольшим исключением — с 24-00 до 5-00 воды нет в домах правобережной части города, но через 2-3 месяца, когда будут достроены новые резервуары, ночные отключения прекратятся).
Примерно аналогичная картина сложилась по жилищно-эксплуатационным конторам. Чтобы предоставлять жильцам качественные услуги, нужно нести определенные затраты, которые априори должны компенсироваться тарифами. По состоянию на сегодня, ЖЭКи работают по тарифам 1999 года…
Ладно, подождем до апреля, вот тогда и посмотрим, насколько будут соответствовать предоставляемые жилищно-эксплуатационными конторами услуги новым, повышенным тарифам.