Несомненно, при подведении итогов уходящего года в декабре 2004-го одним из самых примечательных событий (после президентских выборов и новобогдановской канонады, конечно) назовут взрыв цен на бензин и дизтопливо в июне. При этом власть всеми силами пытается нормализовать процесс ценообразования на бензин — кровь экономики, как его иногда называют. В начале недели в областной государственной администрации прошло совещание по проблемам стабилизации рынка светлых нефтепродуктов на Кировоградщине.
Председательствующий замгубернатора Иван Мартынюк и основной “ответственный” за проблему начальник управления экономики ОГА Юрий Куликовский признают, что фактически мы “имеем ухудшение ситуации”. Цены на бензин понемногу растут. Аи-95 во многих местах стоит 3 гривни, а в Добровеличковском районе установлен рекорд для нашей области — 3,30 за литр топлива.
Рыночная экономика оставляет органам власти не так уж и много рычагов влияния на ситуацию. Большая часть АЗС принадлежит могучим корпорациям вроде “ТНК”, “Альянс-Украина”, “Рур груп С.А.”, но каждая четвертая заправка в области находится в собственности отдельных частных предпринимателей.
На совещании, где, кстати, присутствовали представители всех районов области, прозвучал (пусть и в несколько завуалированной форме) несколько неожиданный рецепт решения проблемы. Рабочим группам, которые созданы в каждом районе, предлагается выезжать на заправки и выявлять недостатки в их работе. Учитывая то, что в состав групп входят представители МЧС (пожарные), санстанции, экологической инспекции, то нарушения найти всегда можно. И при выявлении недостатков проводить работу не только по их устранению, но и … по снижению цен. Такой метод вряд ли можно назвать рыночным, но, по-видимому, у власти более эффективных решений нет.
Но есть встречные проблемы. Во-первых, как ни странно, у нас немало АЗС, к которым… трудно предъявить какие-либо претензии. Давно прошли те времена, когда недоливали по два литра на десяти. И тот же Шевченко приводил названия многих заправок, где все в полном порядке, наполняют бак с аптекарской точностью.
Другая сторона вопроса, на которой акцентировали внимание представители районов, — на многих АЗС их отсылают к вышестоящим офисам, в Кировоград или вообще в Донецк. Мол, с ними все решайте, мы тут просто исполнители.
В общем, видимо, в ближайшее время мало что изменится в положении дел. Органы власти по-прежнему будут проводить мониторинг цен, а топливные снабженцы будут гнуть свою линию.
В тот же день по ТВ прошел сюжет, как в Днепропетровске на нескольких “особо несговорчивых” заправках отключили электроэнергию — энергетики по “случайному” совпадению проводили ремонтные работы. Вернее, профилактические…