Боюсь сглазить, но, кажется, времена «веерных отключений» целых микрорайонов ушли в прошлое, и отсутствие света для большинства кировоградцев в последние годы становится редким и действительно из ряда вон выходящим ЧП, как это, собственно, и должно быть. Однако надежность энергоснабжения города в последние годы снова существенно снизилась, утверждает главный инженер местного филиала облэнерго Александр Павлущенко — на сегодняшний день целый ряд районов Кировограда живет под угрозой внеплановых и совершенно неожиданных для граждан отключений электроэнергии. Причем по не зависящим от энергетиков и рядовых граждан причинам.
Незадолго до Нового года мы уже писали о ситуации, сложившейся на улице Энергетиков (что симптоматично), в результате возникновения которой на некоторое время было остановлено движение троллейбусов по ряду маршрутов. Напомним, причиной стало то, что на месте, где залегал кабель питания троллейбусной линии, в свое время был построен магазин — чего, в соответствии с нормами градостроения допускать нельзя. Повреждение на «похороненном» под магазином кабеле физически нельзя было устранить, и какое-то время электротранспорт работал на резервном. Когда произошла поломка и на последнем, троллейбусы просто остановились.
Однако короткая остановка части общественного транспорта — мелочь по сравнению с последствиями, к которым может привести хаотическая коммерческая застройка, захлестнувшая город в последние годы.
Наибольшей проблемой для энергетиков, по словам главного инженера Кировоградского филиала облэнерго Александра Павлущенко, являются на сегодняшний день рынки и их практически никем не контролируемое расширение. Так, в районе Колхозного рынка целый «пучок» электрокабелей очутился под рядами магазинчиков и коммерческих ларьков. «Рынок принял решение, что территория теперь его, и, нарушая все градостроительные нормы, поставил на линиях свои киоски, — рассказывает Александр Маркович, — сейчас одна из этих линий вышла из строя, мы просто ее там похоронили». Под угрозой потери напряжения — район Черемушек, улиц Яновского и Комарова.
Похожая ситуация — с рынком на Попова. По словам Павлущенко, этот рынок разместили без согласия энергетиков, хотя они предупреждали — мало того, что под высоковольтными линиями электропередач (35 и 154 тыс. вольт), так еще и на кабелях.
Рынок «Босфор» тоже стоит на кабельных линиях. Облэнерго вынуждено обращаться в прокуратуру, через прокуратуру — к городским властям, «чтобы прекратить это безобразие», говорит главный инженер предприятия. От этих кабелей запитаны завод им. Таратуты, драмтеатр, филармония, педуниверситет, ряд управлений УМВД, СБУ — это помимо десятков жилых домов, расположенных в близлежащих районах!
Под торговым центром «Мурай», построенным в центре города, также находится 8 кабельных линий. В результате серьезно снижена надежность энергоснабжения основного узла связи в областном центре — АТС-2 (всем известное здание рядом с «Детским миром»), осуществляющей транзит сигнала международной и междугородной телефонной связи, а также облгосадминистрации и узла связи, находящегося там. На линиях, находящихся под «Мураем», уже есть повреждения — в минувшем году объекты, о которых говорилось выше, были запитаны от резервного кабеля, ведь отремонтировать основные нет возможности. И если на этом самом резервном вводе, не дай Бог, приключится авария, без электричества, во-первых, останется центральная часть города, а без телефонной связи — весь город.
Объекты, названные выше, — наиболее проблемные, утверждает Александр Павлущенко. Застройка, по сути, запретных зон (помните таблички — «Не копать! Кабель!», которые куда-то пропали в последнее время) происходит сплошь и рядом. Странное дело: в соответствующих службах исполкома, без разрешения которых в городе не может появиться ни одна новая постройка, должна быть карта подземных коммуникаций и должны быть люди, отвечающие за то, чтобы в зонах, где проложены кабельные линии, эти самые постройки не появлялись ни в коем случае, но они …появляются.
Облэнерго — хозрасчетное предприятие, и средств на работы, связанные с переносом «захороненных» кабелей или постройкой «обходных» линий, у него просто нет, и кто должен эти средства выделить — также не совсем понятно. Более того, отхватившие земли под свои «точки» предприниматели подчас не дают его работникам проводить даже плановые работы по реконструкции кабельных линий — мол, земля моя, и нечего здесь рыть. Особенно актуальна эта проблема для центра города, констатирует Павлущенко.
Горький абсурд происходящего усугубляется тем, что в результате аварийных отключений, которые могут иметь место в результате застройки, в большой мере пострадают и сами застройщики. Только представьте: происходит отказ резервной линии в районе Колхозного рынка. Без света остается часть города и в первую очередь… правильно, сам Колхозный рынок. Отключаются холодильники, освещение, вентиляция, сигнализация…
А вот крупные коммерческие структуры нового поколения, приходящие к нам из Киева и других мегаполисов, могут стать достойным примером для коммерсантов «местного разлива». Так, при строительстве «Великої кишенi» были проложены 2 отдельных кабеля — для обеспечения нормального энергоснабжения гипермаркета, а хозяева «Копилки», недавно открывшейся в районе гостиницы «Турист», потратились на постройку отдельной подстанции.
Городская электросеть — едина, и авария на одном из ее участков приводит к дисбалансу всей системы. А без электричества не могут работать ни теплогенерирующие, ни водоснабжающие предприятия — последствием бездумной или конъюнктурной «раздачи слонов» может стать настоящая гуманитарная катастрофа. Об этом в первую очередь нужно задуматься городским властям — долгие годы облэнерго добивается того, чтобы разрешения на выделение земельных участков и строительство объектов согласовывали с его специалистами — что было бы вполне логично, но воз, как говорится…
Выход в том чтобы обязать соответстувющих владельцев земельных участков взять на себя обязательства по финансированию работ по обслуживанию и ремонту силовых кабелей, которые находятся под их земельными собственностями. Или обязать за свой счет проводить новые обходные линии.