Скандальный материал из железнодорожной Знаменки Кировоградской области принесла очередная редакционная почта. Касался он узла проблем, которые завязались (на сей раз) вокруг коммунального предприятия «Шляховик», но при этом бил наотмашь сразу по трем «поколениям» знаменской городской власти — от городского головы Михаила Нестерова до нынешнего мэра Виктора Крюкова.
«Некоторое время назад, в эпоху правления одного из предыдущих градоначальников, — начиналось в летописном стиле послание из Знаменки, — городские власти озаботились неудовлетворительным состоянием дорог в городе и решили это состояние кардинально улучшить». А результатом, сообщалось далее, стала… фактическая гибель коммунального предприятия «Шляховик». Этот факт и заставил редакцию погрузиться в «летописные глубины времени».
В столь же летописном стиле можно добавить, что Знаменка — не только железнодорожная столица Кировоградщины, но в определенном смысле и просто дорожный город. Автомагистраль Е-50, идущая через Знаменку, соединяет Западную Украину с Восточной, продолжаясь не только до Днепропетровска и Донецка, но и пересекая затем южную границу с Россией — в направлении Ростова-на-Дону. Автомагистраль Е-577, идущая через Кировоград, соединяет Знаменку с Кишиневом. Ведут дороги из Знаменки на Полтаву и Харьков, на Одессу и Николаев. Но люди, жившие в Знаменке всего-то восемь лет назад, отлично помнят, в каком ужасающем состоянии находилась тогда главная знаменская улица — от самого въезда со стороны Кировограда и до выезда на Александрию. Так что тогдашний «один из предыдущих градоначальников», а конкретно — городской голова Михаил Нестеров, совершенно правильно «озаботился неудовлетворительным состоянием дорог в городе и решил это состояние кардинально улучшить». А все беды, которые произошли после этого, теперь в Знаменке принято именно на него и списывать.
Что же такого сделал Нестеров, который был избран на пост первого лица местного самоуправления в 1998 году и получил в наследство кучу проблем? Долги по зарплате на бюджетных предприятиях достигали 6-7 месяцев. На коммунальных предприятиях — до года. На остановившихся заводах — до двух лет. И надо было не только решать проблемы с погашением долгов, но и обеспечивать работу коммунальной сферы, ремонт дорог и многое другое. В числе других решений, которые принимала городская власть в бытность Нестерова мэром Знаменки, было и решение о передаче в аренду асфальтового завода. Как вспоминает сам Михаил Александрович, решение о передаче завода, структурной единицы «Шляховика» (который имел к тому времени около 3 миллионов долгов), в аренду на 2-3 года было в тот момент наиболее оптимальным. Завод заработал. Уже в течение первого сезона лег асфальт не только на главной магистрали города, но и на нескольких других улицах. Меньше стали материть Знаменку автомобилисты, едущие через нее на восток, запад, юг и север. Причем работы выполнялись, что называется, авансом — в счет будущей оплаты в течение трех лет (плательщиком выступал, естественно, «Шляховик»), отмечает М. Нестеров. К тому же, добавляет он, арендатор вполне закономерно выиграл тендер, запросив за выполнение работ раза в два дешевле, чем другие известные в области подрядчики. И когда в конце 2000 года (в результате печально памятных знаменчанам событий) Нестерова «ушли» с должности, работы, выполненные на сумму около 800 тыс. грн., были на треть оплачены. И у Михаила Александровича нет никаких сомнений, что городская власть полностью и в оговоренные сроки выполнила бы свои обязательства перед арендатором, выполнившим, в свою очередь, обязательства перед городом.
Однако уже совсем иной застал ситуацию Владимир Джулай, избранный городским головой Знаменки в 2002 году. Как он рассказывает, к тому времени речь шла уже не просто о выплате недоплаченной суммы денег, а об исполнении судебных решений, принятых в пользу арендатора. По выражению Владимира Александровича, штрафы накладывались на недоплаченные штрафы, пеня — на пеню. Причем процесс растянулся на все четыре года полномочий нового созыва городской власти. В результате городской бюджет затратил больше, чем первоначально стоила выполненная работа. Тем не менее, к 26 марта этого года, дню всеукраинских выборов в органы власти всех уровней, говорит В. Джулай, оставались непогашенными только 186 тыс. грн. Разумеется, существовал и механизм, который позволил бы наконец поставить точку на затянувшемся процессе: стотысячный кредит для немедленной выплаты и согласованный график погашения остающейся суммы. Но, к сожалению, этот возможный механизм остался нереализованным…
Нынешнюю ситуацию очень точно характеризует письмо из Знаменки: «Неприятности “Шляховика” на этом не кончились. Последовал новый суд, который, естественно, поскольку расчет не был завершен, признал правоту истца-арендатора, после чего исполнительная служба описала имущество городского коммунального предприятия и заблокировала его счета (в результате предприятие теперь вообще не имеет права ни получать никаких денежных средств, ни тратить их — в том числе и на зарплату). Потихоньку работники “Шляховика” начали превращаться в героев известного анекдота, которые, не получая зарплату, продолжали ходить на работу до тех пор, пока с них, в конце концов, не стали требовать плату за вход…»
Но что дальше? Этот вопрос редакция адресовала нынешнему городскому голове Виктору Крюкову. По его оценке, все, что связано со «Шляховиком», требовало проверки КРУ. В этот орган и обратился новый мэр, получив полномочия. Вызвало удивление мэра и то, что около 90% своего годового бюджета «Шляховик» выбрал еще до середины апреля, и многое другое. Поэтому в первую очередь Крюков хотел разобраться, насколько рационально тратятся бюджетные деньги. Вызывают его сомнения и действия исполнительной службы, описавшей имущество коммунального предприятия, то есть имущество, принадлежащее территориальной общине, — эти действия городская власть теперь оспаривает в судебном порядке…
30 ноября, в день, когда номер «УЦ» уходит в типографию, ситуацию со «Шляховиком» рассмотрит сессия Знаменского городского совета. Не будем сейчас, когда пишутся эти строки, загадывать, какое направление примет разговор на сессии. Однако позиция мэра однозначна: Знаменке необходимо не только сохранить имущество территориальной общины, но также и свое коммунальное предприятие, обеспечив при этом возможность его развития, — а возможности у городской власти для этого есть.
Ситуация со "Шляховиком",а особенно позиция мэра-путь к скорейшей отставке Знаменского головы и териториальная община с радостью вздохнёт!