Говорят, сколько людей — столько и мнений, причем поговорка эта применима практически к любой сфере нашей жизни. Ну а о школе и ее проблемах не любит порассуждать разве что ленивый. Вот и на встрече директоров школ и работников Ленинского районо минувших лет, которая недавно состоялась в Кировоградском коллегиуме, тоже шел разговор о школе — как о той, родной для них всех — советской, так и о современной.
Причем тема эта обсуждалась настолько живо, что корреспондент «УЦ» не удержалась, чтобы не задать учасникам встречи свои вопросы:
— что нравится и что не нравится вам в современной школьной системе;
— что из нынешней школы вы хотели бы видеть в своей школе тех лет, когда вы работали;
— если бы не было за плечами груза сегодняшних лет, пошли бы вы сегодня работать директором школы и если нет, то почему?
Итак, слово им, педагогам минувших лет…
Николай Александрович Паровин, экс-директор школы №26:
— Современная школа мне не нравится тем, что она слишком раскованна. Нынешние дети выбирают то, что им нравится, а не то, что им предлагают, причем выбирают то, что легче, избегают трудностей. Этим школа сейчас многое теряет, и дети сейчас недисциплинированные, делают что хотят. Вот и должны об этом задуматься руководители — причем как в низах, так и до самого верха. Проблема настоящего отношения к труду также не решается в современной школе.
В свою школу я бы взял то положительное, что есть сейчас, — это мировое просвещение, чтобы ученик и учитель могли ориентироваться, что делается тут, у нас, и что — где-то далеко, за рубежом. Это очень хорошее дело.
Что же касается должности директора — если бы мне сейчас было тридцать лет, конечно, пошел бы.
Ольга Александровна Гупалюк, которая успела поработать и директором школы №7, и председателем профсоюза работников образования, и учителем:
— Хочу сказать вам, что самое большое удовольствие я получала, когда работала простым учителем, — чувствовала отдачу, знала, что могу дать детям и получить от них взамен. Сейчас очень тяжело работать, но дети намного сильнее тех, которые были раньше, — сказывается влияние и компьютера, и Интернета, и связей международных. И зачастую они настолько больше тебя знают, что даже теряешься. Еще мне нравится то, что некоторые учителя многие темы дают на самостоятельное изучение, иногда даже целые разделы, а мы в свое время вдалбливали все до мелочей.
На вооружение своей школы в те времена перенесла бы компьютер, причем чтобы все учителя им владели. И, конечно, то, что дети свободны, не зажаты и разговаривают с тобой на равных.
Ну а насчет должности директора — здоровья бы прибавить чуть-чуть, и пошла бы.
Лариса Антоновна Столбовая, бывшая заведующая районо:
— На мой взгляд, в те времена школы были лучше — интереснее, больше романтики, больше организации ученической — и всевозможные игры — «Зарница», «Орленок», и слеты разные… Больше было взаимоуважения, а сейчас ученик может нагрубить, не выполнить распоряжение — причем это влияние того беспорядка, который происходит у нас в государстве. Ну а нравится нынешняя школа своим техническим оснащением, новыми технологиями. Но та школа все равно роднее, ближе.
В школу тех времен взяла бы, конечно же, компьютеризацию, знание новейших технологий, очень образованных молодых педагогов…
Директором школы не пошла бы работать никогда!
Лия Ильинична Бибикова, в прошлом директор школы №8 и СШ №30:
— Я счастлива, что работала в то время, хотя это было колоссально трудно. Я хочу поддержать Ларису Антоновну в том, что раньше в школах был идеальный порядок. Может, это и влияние тоталитаризма, но считаю, что в первую очередь должна быть дисциплина. В свое время я взяла бы более активную работу со спонсорами, как в некоторых наших нынешних школах. Плюс, естественно, компьютеризацию. Но все равно наши дети имели гораздо больше знаний, было больше уважения к педагогу, чем сейчас, они также умели уважать труд.
Директором школы сейчас не пошла бы ни за что! По крайней мере, с такими детьми, как сейчас.
Маргарита Николаевна Борисова, директор Кировоградского коллегиума, работает директором школы уже больше 20 лет. За последние годы ей удалось превратить обычную среднюю школу в современное учебное заведение. О работающей здесь же «Школе завтрашнего дня», или, как называют ее у нас в городе, американской школе, ходят противоречивые слухи. Поэтому я не могла не поинтересоваться, что, кроме прекрасного владения английским языком, дает она детям, чем отличается от обычной школы.
— Это не только безукоризненное владение английским, это глубокие знания по многим предметам, — говорит Маргарита Николаевна. — Наши дети, например, выступали на заседании комиссии ООН по проблеме защиты Амазонки, которой грозит экологическая катастрофа. Они имеют свое мнение и умеют его отстаивать. Дети свободно переходят с языка на язык, для них нет разницы между русским, украинским, английским. Что в этих классах главное — ребята невероятно уверены в себе. Ведь высокая самооценка для современного человека чрезвычайно важна. Такие они — мои ребята, и я верю, что они смогут что-то изменить в этой жизни. Ну а директором я пока работаю…
Как видите, педагоги — даже будучи на пенсии — продолжают следить за тем, как живет современная школа. Что-то принимают, за чем-то тоскуют, о чем-то сожалеют. Но, пообщавшись с этими замечательными людьми, я поняла: назначь любого из них директором школы сегодня (даже если они сейчас категорически отказываются) — и работа учебного заведения не только не потеряет, но и многое приобретет. И прежде всего — немолодого по возрасту, но очень неравнодушного по состоянию души человека.