Художник — это о нем. Художник с большой буквы. Но не скульптура, не живопись и не графика сделали его имя известным. Он — медальер. Человек, который придумывает, разрабатывает и дает жизнь медалям. Работы Вячеслава Васильевича Попова представлены в Музее медали (Лейден, Голландия), Музее Монетного двора (Париж, Франция), Музее Пушкина (Пушкинские Горы, Россия), Музее Хергиани (Местия, Грузия), Государственном Эрмитаже, Московском историческом музее, Севастопольском художественном музее, музеях Сум и Кировограда, во многих частных коллекциях.
— Я родился незадолго до Второй мировой войны, в 1937 году, — рассказывает Вячеслав Васильевич. — Казалось бы, что из того страшного времени может запомнить ребенок? А я помню себя с трехлетнего возраста. Моя особенность — память. Наша семья общалась со многими людьми, позже эвакуированными из Херсона. Я всех их хорошо помню, долго переписывался со многими. Имена, фамилии могу забыть… А вот самих людей — никогда…
Маленький Слава с детства любил рисовать. Он рос замкнутым и немного отрешенным от мира мальчиком, неизменными спутниками которого были карандаш и обрывки бумаги. А еще с раннего детства увлекался музыкой. Вячеслав вспоминает, как в тяжелые военные годы мама однажды решила порадовать сына. Пришла как-то и говорит: «Я тебе мандаринку принесла». А Славе послышалось — «мандолинку» (струнный музыкальный инструмент). И как же он расстроился, когда вместо желанной мандолины увидел всего лишь круглое оранжевое лакомство!
В седьмом классе Вячеслав записался в художественный кружок запорожского Дома культуры.
— Занятия для меня были праздником, — вспоминает он. — Я вдруг понял, что у меня получается рисовать. Преподаватели хвалили, самому нравилось. Вообще я по жизни однолюб — все 10 лет просидел за одной партой с одним и тем же человеком, с друзьями знаком более четверти века, вот и в рисование влюбился еще со школьной скамьи…
Где учиться дальше — этот вопрос перед Вячеславом не стоял. Да еще и случай помог. Приехал однажды Слава в Днепропетровск на футбольный матч, чтобы поболеть за родную запорожскую команду, и увидел объявление: «Днепропетровское художественное училище проводит набор абитуриентов». Конкурс был большой — по 7-8 человек на место. Но Вячеслав Попов без труда поступил на скульптурный факультет.
— Мне преподаватели порекомендовали это отделение. Говорили, что имею хорошее чувство формы, — вспоминает медальер. — Уровень преподавания в училище был высоким — со студентами работали такие известные художники, как Ситник, Жирадков, Панин, Свердлов…
Годы учебы в училище были последней творческой отдушиной для Вячеслава перед долгим периодом хрущевского волюнтаризма и брежневского застоя. «Хрущев фактически запретил скульптуру как вид творчества. Только членов Политбюро разрешали изредка лепить, да еще гербы и кукурузу», — с горечью вспоминает он. Работы не было, жилья тоже. Пришлось устраиваться в так называемое Бюро эстетики. Эта организация хоть немного соответствовала специализации молодого художника.
Единственной радостью были летние отпуска: «Тогда я скитался по всему Союзу, увлекался альпинизмом. Сам ходил на Кавказ, Урал, в Карпаты, Саяны, на Тянь-Шань. Любил путешествовать в одиночку. С собой брал только небольшой походный рюкзак с этюдником, фотоаппаратом и примусом. Под скалой заночую, перекушу в деревне — и в путь…» Любил Вячеслав и на мотоцикле путешествовать. Почти всю страну объехал — до Байкала и обратно.
В это время началось массовое строительство гидроэлектростанций, предприятий, новых городов. Так индустриальной волной жизнь забросила Вячеслава Васильевича в Светловодск, где он живет и по сей день. «Я в то время работал на керамическом заводе. Однажды мне предложили разработать макет именной медали известного украинского педагога Василия Сухомлинского. Эскиз получился удачным — медаль выплавили на Ленинградском монетном дворе. Так я влился в нашу большую и дружную медальерную компанию».
Работами Вячеслава Попова заинтересовались специалисты. Заведующая отделением нумизматики Центрального исторического музея (Москва) Алла Шкурко издала каталог медалей СССР. В него вошли и 12 работ Вячеслава Попова.
В конце 90-х годов прошлого века его творчество вышло далеко за пределы Украины. Он принял участие в ХХVI (Гаага, Голландия) и ХХVII (Веймар, Германия) конгрессах F.I.D.E.M. (Federation Internationale De La Medalle. Paris). На конгрессы медальеров его приглашала все та же Алла Шкурко — председатель одного из комитетов этой федерации. «После Гааги я понял, насколько мы, выходцы из Советского Союза, и западные художники отличаемся друг от друга. Да и жизнь в Голландии — как на другой планете. Такими темпами мы не скоро попадем в Европу», — говорит Попов.
Еще в бытность Советского Союза эта каста художников тесно общалась между собой. Часто они встречались на выставках, мастер-классах, обменивались опытом, идеями, делились разработками. В Юрмале, Дворце «Дзинтари», каждый год собирались медальеры стран Восточной Европы, работали там по нескольку месяцев. А вот западные коллеги Попова удивили. «У нас абсолютно разный уровень подготовки. И подходы к творчеству разные. В Веймаре организаторы конгресса решили устроить своеобразный мастер-класс. Надо было по мотивам барельефа Гете разработать эскиз его именной медали. Я двое суток не спал, все никак не знал, за что зацепиться. В итоге остановился на компиляции: на одной стороне медали изображен Гете, на другой — Шевченко. Потом увидел работы западных мастеров. Большинство из них просто взяли портрет, внизу годы жизни указали, и все — медаль готова».
Но даже при таком, на наш взгляд, примитивном подходе медальное искусство за рубежом высоко ценится. Художники за свои работы получают далеко не маленькие деньги. И никак не могла понять голландка Элизабет Варга, почему Вячеслав не может позволить себе жить и творить где-нибудь в Австрии или в Швейцарии.
— Однажды я встретился с директором Монетного двора Франции. Он обратился ко мне с предложением о сотрудничестве. Поначалу сильно восхищался моими работами: Prima! Prima!. А потом заговорили о деньгах. Мой месячный доход на то время составлял 29 долларов, тогда как у западных медальеров — более двух тысяч. Оказывается, моей двухгодичной пенсии не хватит для оплаты разовой страховки в стране пребывания. После этого француз больше не настаивал на совместной работе. Решил, что невыгодное это дело — оплачивать расходы украинца, пусть даже и талантливого.
К своему творчеству Вячеслав Васильевич относится трепетно. Любимых медалей у него нет — в каждую вложена частичка души художника. Все его работы отличаются неординарностью, здесь не встретишь банальности и простоты. Cвои медали Вячеслав Попов посвятил творчеству и личности Великого Кобзаря, Григорию Сковороде, Людвику Свободе, Чернобыльской трагедии, Голодомору, годам Великой Отечественной войны. И простым жизненным мгновениям — несколько его работ так и называются — Memento. Последние события украинской истории не оставили художника равнодушным — недавно была выпущена медаль «Виктор Ющенко — 45 лет» с красноречивой подписью «Та не однаково менi…»
— Самое сложное в нашем деле — найти композиционное решение. В стандартом круге надо так разместить изображение, атрибуты, чтобы медаль сама говорила о характере человека, обозначала его кредо, раскрывала суть события. Я рисую много эскизов, компилирую, выбираю лучший. Если правильное решение не найдено, откладываю эскиз. Иногда на время, бывает — навсегда. Потом на основе графического рисунка леплю из специального медальерного пластилина модель медали. Она получается в 2-3 раза больше той, которая будет в готовом виде. На лепку уходит месяц-два, каждую буковку, черточку надо отработать…
Сейчас в разработке Попова — медали, посвященные юбилейным датам Александра Вертинского и Андрея Тарковского. В планах Вячеслава Васильевича — подготовка к персональной выставке «Украина и украинцы»: «Я хочу изобразить на медалях многих наших земляков, имена которых по разным причинам забыты или утеряны».
Он и сейчас, в свои 70 лет, полон новых идей, творческих задумок, энергии. На реверсе медали «М. Хергиани» написано «Я люблю всех людей». Не случайно художник выбрал эти слова. Любовь, доброта и открытость — основные черты и его характера. Каждый день с утра и до позднего вечера он работает, создает, творит то искусство, которое будет жить долго.
Браво,земляк !