Каламбурный получился заголовок: ассоциируется с “предвыборными песнями”, которые по мере приближения октября звучат все громче. И начал, наконец, вплетаться в них и лейтмотив нищенских пенсий граждан Украины.
Но автору этой публикации не хотелось бы, чтобы написанное ассоциировалось с предвыборными коллизиями. О пенсионной проблеме “Украина-Центр” писала, пишет и, видимо, будет еще писать. Это наша тема — без оглядки на выборы (или их отсутствие), политические расклады и конъюнктуру.
Считать не пересчитать
Почти треть жителей Кировоградской области — пенсионеры. Вот она какая, потенциальная аудитория читателей этого материала: только в нашей области — за 300 тысяч человек. И каждый из них уже может сказать: в этом году наконец-то начался рост пенсий. Хотя, разумеется, далеко не каждый скажет, что наконец-то доволен размером своей пенсии.
По просьбе “Украины-Центр” Главное управление Пенсионного фонда Украины в Кировоградской области предоставило нам фактические данные, по которым видно, как шел прирост пенсий в 2004 году.
Первой ступенькой, как известно, стало вступление в силу с 1 января этого года нового пенсионного законодательства Украины. Немаловажными достижениями пенсионной реформы можно считать два факта: отмену пресловутого понятия “потолок пенсий” (то есть ограничение ее максимума на уровне 150 грн.) и пересчет размеров пенсий всем пенсионерам без исключения.
Но!.. Почему же в таком случае начало 2004-го ознаменовалось массой возмущенных писем в редакцию? Попробуем разобраться.
Увы, отмена “потолка пенсий” для большей части пенсионеров не изменила ничего, поскольку перерасчет делался уже по новым формулам. Судите сами: из более чем 300 тысяч пенсионных дел только 68,7 тысячи подпали под действие статьи 43 Закона Украины “Об общеобязательном государственном страховании”. То есть лишь каждый четвертый-пятый пенсионер почувствовал, что перешагнул за “потолок”, — и для представителей разных профессий этот шаг оказался разным. Наиболее заметно выросли пенсии у металлургов, шахтеров, химиков и других тружеников, которые получали по-настоящему хорошие зарплаты и отдали работе в отрасли многие годы. Остальным пришлось довольствоваться скромной прибавкой в 4,2%, предусмотренной Постановлением Кабмина №1783. (К этому непростому постановлению нам еще придется вернуться позже.)
Однако уже 11 марта 2004 г. появилось новое постановление Кабмина — о 12-процентной прибавке к пенсиям. И вновь органы Пенсионного фонда в Кировоградской области перерассчитали 296,2 тысячи пенсионных дел. В итоге средний размер пенсионных выплат в Кирово-градской области вырос со 140,3 грн. (2003 г.) до 168,63 грн.
Новой ступенькой стал Закон Украины “Об улучшении материального положения инвалидов войны”. О нем мы тоже поговорим отдельно в одной из следующих главок, но заметим здесь, что в апреле этого года все те же органы ПФУ в области провели перерасчет целевой помощи для 3230 инвалидов.
Но и эта ступенька не стала по-следней: с 1 июня, всего лишь месяц спустя после того, как труженики пенсионных органов закончили очередной пересчет, вступил в силу Закон Украины “Об утверждении прожиточного минимума на 2004 год”. Для нетрудоспособных (то есть пенсионеров) уровень прожиточного минимума поднялся с 268 грн. до 284,69 грн. Новый пересчет по Кировоградской области коснулся 18221 пенсионного дела.
А Кабмин тем временем заявил, что считает своей целью повышение размера пенсий до прожиточного минимума, и 24 июля выдал новое Постановление — “О дополнительных мерах относительно повышения уровня пенсионного обеспечения”. Постановлением введены доплаты в размере до 30 грн. (для каждого пенсионера доплата рассчитывается индивидуально) к пенсиям, размер которых не достигает прожиточного минимума 284,69 грн. Этот перерасчет коснулся более чем 280 тысяч пенсионеров! Средний размер надбавки по области составил 29,65 грн.
Четвертая ступенька (последняя на сегодня): увеличение с 1 сентября на 12% уровня материального обеспечения пенсионеров-чернобыльцев, пенсия которым назначена в соответствии со статьей 54 (часть четвертая) Закона Украины “О статусе и социальной защите граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы”.
Значит, наконец, верной дорогой идем, товарищи? Или все равно есть повод добавить ложку уксуса?
Злополучный №1783
Постановление Кабмина №1783 от 20.11.2003 г. по-прежнему остается мишенью для критики. И в связи с этим становится грустно… Да нет же, разумеется, мы и сами критиковали это постановление — еще в 2003-м, сразу после его опубликования. Писали и о безрезультатных попытках обжаловать злополучное постановление в судебном порядке (была предпринята такая попытка и Федерацией профсоюзов Кирово-градской области). Грустно по другой причине: иные из печатных изданий, кажется, только сегодня “проснулись” и с удивлением обнаружили, что да, действительно, сыграло-таки постановление злую шутку практически с каждым пенсионером. В результате произвольного изменения базовых цифр (в худшую сторону!) в расчетной формуле нового размера старых пенсий Кабмин обворовал почти каждого пенсионера! По оценке ФПО Кировоградской области, в результате кабминовских корректировок размер пенсии оказался ниже ожидаемого на величину до 75 грн.! Так стоит ли сегодня радоваться увеличениям на 4,2%, на 12%, “до 30 грн.”, если пенсия могла быть реально больше “еще вчера”? Возможно, не понадобился бы и лихорадочный бег “по ступенькам”, названным в предыдущей главке? Вот от чего грустно.
В одном из печатных изданий (датированном, между прочим, июлем этого года, — а почему не декабрем прошлого?) предлагается даже каждому пенсионеру обратиться в суд с обжалованием Постановления №1783. Последуют ли пенсионеры такому совету? Хватит ли у каждого здоровья на это?
Момент истины
А может быть, не надо судиться? Может быть, “всего-навсего” Кабмин должен выполнить постановление Верховной Рады Украины, а не скакать лихорадочно “по ступенькам” наперегонки со временем, остающимся до выборов?
Парламентские слушания 13 апреля этого года по проблемам пенсионного обеспечения проходили в полупустом зале Верховной Рады. Дело не дошло даже до голосования. Но вдруг законодатель словно проснулся. Что и как происходило в кулуарах, гадать не будем, но 11 мая, даже чуть меньше, чем через месяц после слушаний, появилось-таки Постановление ВР “О современном состоянии пенсионного обеспечения и введения пенсионного страхования в Украине”. Постановление — по форме и сути — убийственное для Кабмина.
Вначале процитируем несколько моментов из преамбулы постановления.
Общее число пенсионеров в Украине — 14,3 млн. человек. (Заметим в скобках: в аспекте выборной президентской кампании — это самая весомая часть электората, от волеизъявления которого будет зависеть конечный итог выборов.) По новому пенсионному закону перерасчет пенсий произведен 12,5 миллионам пенсионеров. При этом 2,5 млн. человек получили прибавку от 20 до 100 грн., а около 900 тысяч — от 100 до 1000 грн. “Решта пенсiонерiв, згiдно iз рiшенням Кабiнету Мiнiстрiв, отримала пiдвищення пенсiї на 4,2 вiдсотка”. Далее: 30% пенсионеров получают пенсию в размере менее половины прожиточного минимума; 50% — от 0,5 до 0,75 прожиточного минимума. Пенсии, превышающие прожиточный минимум (268 грн.), получает лишь 9% пенсионеров. Резюме: “Проблема бедности среди пенсионеров стала острейшей проблемой нашего общества […] порождает неудовлетворенность большинства пенсионеров, нарастание социальной и политической напряженности”.
Постановление №1783 Кабмина Верховная Рада характеризует как действия, которые “привели к нарушению прав граждан”. А манипуляции со статистическими показателями средней заработной платы — как нарушение статьи 58 Конституции Украины (где же вы были в декабре прошлого года, дорогие наши избранники?).
Сполна достается в постановлении Верховной Рады и органам государственной власти, в которых пенсионеры не могут добиться защиты своих прав. И сверстанному госбюджету-2004 (словно не сама ВР его приняла): “Остается нерешенной проблема финансирования в полном объеме пенсионных программ за счет средств государственного бюджета. В 2004 году на эти цели выделено лишь 53,7% необходимых ассигнований. Систематическим стало изъятие из собственных доходов Пенсионного фонда дополнительного сбора на выплату пенсий и включение его в сумме более 2 млрд. гривен в доходную часть Государственного бюджета Украины”.
В постановляющей части Верховная Рада признает работу Кабмина в сфере пенсионного обеспечения недостаточной. Ставит задачу в течение 2004-2005 гг. обеспечить подъем размера пенсий, если она является основным источником существования (выделено нами. — Ред.), на уровень не ниже прожиточного минимума, установленного законом. (Как видим, Кабмин оказывается лишь ретранслятором этой идеи.) А что касается Постановления Кабмина №1783, то Верховная Рада обязывает Кабмин привести базовые цифры средней заработной платы за 2002 год и среднемесячной заработной платы за 1958-1991 годы в соответствие с официальными статистическими показателями. Более чем исчерпывающее указание.
Но и сегодня, четыре месяца спустя, это требование не выполнено. Две ветви власти, каждая из которых готова выжать максимум своих дивидендов из ситуации, продолжают существовать автономно друг от друга? Остается сделать cовсем маленькое предположение: не будь 2004-й годом президентских выборов, более 9 млн. украинских пенсионеров оставались бы со своими нищен-скими пенсиями.
Читатель не всегда прав
Надо признаться, что это сердитое письмо из Новоукраинки Кировоградской области долго дожидалось своей очереди: некоторые утверждения, содержащиеся в письме, требовали проверки, другие — уточнений. А фамилию автора письма называть не будем. Надеемся, он поймет почему.
Судя по резкости тона, Закон “Об улучшении материального положения инвалидов войны” и опубликованная о нем информация вызвали среди ветеранов не столько слова благодарности, сколько новые поводы для обид. Напомним, для инвалидов войны I группы закон преду-смотрел ежемесячную прибавку к пенсии в размере 50 грн. — независимо от размера пенсии. Инвалидам войны II и III групп также преду-смотрена целевая денежная помощь — при условии, что их пенсии (с учетом надбавок и доплат) не достигают прожиточного минимума, и в размере не более 50 грн.
Но, утверждал автор письма, “третьей группы нет: инвалиды III группы переведены на II группу инвалидности”. Второе его утверждение: “ни у одного инвалида войны пенсия не может быть меньше 268 грн.” (действующей на тот момент цифры прожиточного минимума). И далее: “Кому нужна такая информация? Мне как инвалиду она не нужна — я и такие, как я, получили, как на Украине говорят, дулю с маком!”
То есть дурят нас в очередной раз, а вы, журналисты, в этом помогаете — такой упрек сквозил между строк.
Ответ на вопрос, действительно ли все инвалиды войны III группы переведены на вторую группу инвалидности, мы получили в Главном управлении труда и социальной защиты населения в Кировоградской области. Как выяснилось, это не так. Группа инвалидности меняется только при наличии соответствующих показаний. “Автоматом” никто никого на II группу не переводил. В Новоукраинском районе, в частности, состоят на учете в службах социальной защиты несколько десятков инвалидов войны III группы.
А соответствует ли действительности утверждение, что ни у одного инвалида войны II группы пенсия не может быть ниже 268 грн.?
— Нет, — отвечает на этот вопрос Тамара Диброва, заместитель начальника Главного управления Пенсионного фонда Украины в Кирово-градской области. — Ведь есть инвалиды, которые, вернувшись с войны, физически не могли заработать себе трудовой стаж или выйти на высокий уровень зарплаты…
Подтверждают это и конкретные примеры (естественно, без указания фамилий).
Инвалид II группы Н. до 1 мая 2004 года получал пенсию — сосредоточьтесь, как говорит Задорнов, — в размере 166 грн. 54 коп. После вступления в силу Закона “Об улучшении материального положения инвалидов войны” начал получать 216 грн. 54 коп. (на 50 грн. больше). А после 1 августа этого года (получив дополнительно 30 грн. доплаты до прожиточного минимума) вышел на уровень 246 грн. 54 коп. Как видим, это все равно меньше прожиточного минимума.
Можно отметить и то, что группа инвалидности сама по себе не является мерилом размера пенсии. Об этом говорит пример пенсионера М., инвалида войны III группы. Его пенсия после 1 мая выросла с 229 грн. 27 коп. до 268 грн. прожиточного минимума (целевая денежная помощь составила 38 грн. 73 коп.), а после 1 августа прибавилась еще на 16 грн. 69 коп. и вышла на вновь утвержденный уровень прожиточного минимума.
Несколько слов нужно сказать и о так называемой адресной денежной помощи, сама идея которой вызвала два года тому назад бурю эмоций и протестов.
Сегодня Виктору Януковичу ставится в заслугу отказ от утвержденной Кабмином Анатолия Кинаха (другого кандидата на пост президента страны) “Стратегии замены льгот адресной денежной помощью”. Но снята ли с повестки дня сама идея? С апреля этого года (то есть не при Кинахе, а при Януковиче) в Броварах и Смеле проходит эксперимент по выплате льгот в денежном эквиваленте. Название иное — а суть не та же? Информаций о результатах эксперимента пока нет, но те из наших собеседников, у которых мы ее пытались получить, просили успокоить читателя: “насилия” нет — каждый из имеющих право на льготы выбирает сам, пользоваться ли ими “по-старому” или “брать деньгами”.
Напоследок хотелось бы сказать о чем-нибудь хорошем. Можно привести данные Главного управления ПФУ в Кировоградской области. Средняя пенсия жителей Кирово-градщины на 1 августа поднялась до 198,31 грн. Почти на 40% уменьшилось число пенсионеров, чья пенсия не достигает половины прожиточного минимума. Почти в 5 раз возросло число пенсионеров, получающих пенсию в размере от 75 до 100% прожиточного минимума. В 3,8 раза — число пенсионеров, у которых пенсия выше прожиточного минимума. Спасибо 2004-му — году выборов!
С другой стороны — а как выросли цены! Уже одно это заставляет сомневаться в том, что наш узаконенный прожиточный минимум — “правильная” цифра.Один из наших читателей принес в редакцию свои расчеты. Просто перемножив официальный прожиточный минимум в 2000 году на официальный же размер инфляции за три года, он получил не 284,69 грн., а 310,87 грн. Не так уж мала разница для пенсионера, у которого каждая копейка на счету. Доказал бы он еще правильность своего расчета Верховной Раде, а та, в свою очередь, Кабмину…