Справка «УЦ».
Монголия — государство в северо-восточной части Центральной Азии. Граничит с Россией на севере и КНР на юге. Общая площадь 1564 тыс. кв. км (для сравнения: Украина занимает 603,7 тыс. кв. км), население — чуть больше 2 млн. 300 тыс. человек. Выхода к морю не имеет. Столица — Улан-Батор. Денежная единица — тугрик. Доллары США неофициально имеют широкое хождение во всех сферах. Российские рубли ограниченно принимают только в некоторых магазинах и иногда — на рынках. Использование кредитных карт и дорожных чеков возможно только в столице. Кредитные карты принимают к оплате только в коммерческих банках, крупных гостиницах и некоторых магазинах столицы. За пределами столицы использовать безналичные платежные средства практически невозможно. Политическое состояние — демократическая парламентская республика. Глава государства — президент. Глава правительства — премьер-министр. Высший орган государственной власти — Великий Государственный Хурал (76 депутатов избираются на срок четыре года). Кабинет Министров назначается ВГХ по согласованию с президентом. Административно страна разделена на 21 аймак (область) и 1 муниципальный округ.
Впечатлениями от своего визита в эту экзотическую страну с читателями «Украины-Центр» поделился проректор по коммерческой работе и международным связям ГЛАУ Владислав Москвичев, побывавший в Монголии по приглашению крупнейшей местной авиакомпании МИАТ (Монголын Иргений Агаарын Теевер — переводится как «Монгольский международный авиатранспорт»), отмечавшей этой осенью свой 50-летний юбилей.
— Когда летишь над Монголией на самолете и смотришь вниз через окно иллюминатора, видно только пустыню. Практически нет растительности. Улан-Батор полностью окружен горами и холмами, где именно расположен город — с воздуха не видно. Я сам профессиональный навигатор, но даже мне было тяжело понять, как и куда мы будем заходить на посадку… Однако единственный в стране международный аэропорт Улан-Батора не оправдал опасений. Аэропорт «Чингисхан» оказался достаточно современным сооружением, оснащенным качественным оборудованием, укомплектованный по последнему слову техники. Во многом современное состояние аэропорта — заслуга авиакомпании МИАТ. МИАТ — это монгольский аналог «Аэрофлота». Когда-то она была единственной авиакомпанией страны, сейчас в Монголии появилось еще несколько небольших частных авиакомпаний, но они работают преимущественно на внутренних линиях, МИАТ остается единственной компанией, выполняющей международные рейсы. Но всего по четырем направлениям: на Москву, Берлин, Пекин и Сеул, больше никуда не летают.
Сегодня МИАТ — это классический пример сплава присущих азиатскому региону традиций с новыми веяниями предпринимательства. В Монголии массово распространены уклады патриархальной корпоративной культуры, которой характерен, скажем, пожизненный наём на работу, а ключевой фактор карьерного роста — стаж работы, возраст сотрудника, рекомендации и семейные связи. Например, когда на юбилейных торжествах авиакомпании приглашенных гостей знакомили с сотрудниками МИАТ и объясняли, «кто есть кто», я узнал, что один из ведущих управленцев компании — сын первого президента МИАТ, менеджер по международным связям авиакомпании — сын первого космонавта Монголии. То есть «случайные» люди там не работают. Тем не менее, в последнее время в МИАТ пошли на то, чтобы нарушить традиции «трудоустройства». В компании поменяли руководство (пригласили южнокорейских специалистов), частично сменили менеджмент (средний возраст менеджеров теперь 38 лет), с самолетов советского производства перешли на «Боинги» и аэробусы. Эти меры привели к тому, что сейчас МИАТ стала динамично развивающейся корпорацией, с хорошей перспективой на будущее.
Авиаторы живут достаточно прилично. Пилот зарабатывает свыше 1000 долларов в месяц, тогда как средний уровень зарплаты в Монголии составляет примерно 100 долларов. Конечно, нельзя не отметить, что практически все пилоты, в том числе и вице-президент МИАТ — выпускники нашей кировоградской летной академии.
Я русский бы выучил…
— В Монголии не только в авиационной среде, но даже просто на улице легче с кем-то поговорить по-русски, чем по-английски. Около четверти монголов в свое время обучались в СССР или России, поэтому русский язык в той или иной мере понимают очень многие местные жители. Ко мне подходили люди просто поговорить на русском языке… На русском выходят программы местного телевидения (притом, что по кабельному ТВ показывают российские телеканалы), некоторые газеты издаются полностью на русском языке. Кстати, читая русскоязычную «Монголия сегодня», я обратил внимание, что некоторые проблемы их общества такие же, как и у нас. В частности — коррупция. В заметке шла речь о том, что арестованный по подозрению во взяточничестве начальник таможенной службы грозится на суде рассказать, что все деньги, которые он брал, шли на финансирование Монгольской народной партии (у нас чиновники такую информацию уносят с собой в мир иной — авт.)…
Минск по-монгольски
— Вся Монголия — пять городов. Улан-Батор — достаточно большой город, там живет примерно треть всего населения страны, остальные четыре — такого плана, как наша Знаменка. От аэропорта до столицы ведет обычная, но качественная дорога на три полосы (это не восемь полос трассы Борисполь-Киев). Наш кортеж из аэровокзала ехал в сопровождении машин с «мигалками» и сиренами, чтобы не стоять в пробках. Автомобильные пробки для Улан-Батора стали реальной проблемой. Когда строили дороги, не рассчитывали на то количество автомобилей, которые наводнили столицу в последние годы. В основном монголы ездят на бэушных дешевых японских машинах, но нередко в транспортном потоке встречаются и современные модели автомобилей.
Что сразу бросается в глаза: Улан-Батор — поразительно чистый город. Столица Монголии не отличается самобытной архитектурой, историческими зданиями. Дома какие-то квадратные, расположены по типовой планировке — просто копия Минска. Здание почты похоже на почтамт в Кировограде до его реконструкции, магазины — как наш «Детский мир». Максимальная высота здания — девять этажей, выше строений в Монголии не видел. Даже гостиница, в которой мы жили, лучшая в Улан-Баторе, — высотой всего в шесть этажей. Наверно, полагают, что нет смысла строить «вверх», если вокруг сколько угодно свободной земли под застройку.
Во время прогулок по Улан-Батору постоянно преследовало такое чувство, будто очутился в прошлом и находишься в одном из городов Советского Союза. В выходные в Улан-Баторе очень людно. Жители, гости столицы с семьями гуляют по городу, все веселые, жизнерадостные. Одежду носят преимущественно европейского образца. В национальных халатах ходят или работники ресторанов национальной кухни, или группы местных жителей, которых демонстрируют туристам как кочевников. Столица удобна для жизни, местные говорят, что цены на продукты у них довольно низкие. Сам я не видел, не было времени по магазинам ходить, но ту порцию еды, которую можно купить в ресторане на 3 доллара, съесть трудно (может быть, из-за этого в их заведениях общепита практически все места постоянно заняты). Огромный таз с мясом стоит 3-3,5 доллара.
Местные рассказывают, что единственная проблема в городе — пьяные подростки, которые иногда ведут себя еще хуже, чем наши. Хотя ни у кого из гостей МИАТ за время пребывания в Монголии инцидентов с пьяными подростками не возникало…
Не пей, монгол!
— Когда мы гуляли по Улан-Батору, то из интереса поучаствовали в акции «Не пей, монгол!», проходившей на центральной площади столицы. Из обычных бутылок из-под водки выложили по-монгольски надпись размером с полплощади «Не пей, монгол!», и со сцены, чередуясь с артистами, глашатаи призывали народ не употреблять спиртные напитки. Насколько я понял, самая главная беда Монголии — алкоголизм населения. Скорее всего, из-за особенностей организма у них нет иммунитета к алкоголю, как у нас. Пьют все. Причем даже для нас тяжеловато выдержать этот ритм опустошения стаканов. Монголов перепить невозможно…
У них неимоверно большое количество спиртзаводов; на пять городов приходится порядка 40 ликероводочных заводов. Алкоголь дешевый. В Улан-Баторе варят очень вкусное пиво «Чингисхан». Производят его по европейским технологиям, на современном оборудовании, но на собственных ингредиентах. И за счет того, что пиво варят на очень вкусной воде, которую можно просто черпать из реки и пить, этот слабоалкогольный напиток получается очень хорошим… Считающаяся лучшей в стране водка тоже называется «Чингисхан». И вообще культ Чингисхана присутствует практически везде! Этот год в Монголии проходит под знаком 800-летия с момента основания государства, поэтому изображение знаменитого предка можно встретить на каждом шагу — в журналах, на плакатах, баннерах, сувенирной продукции и так далее. Если раньше в Монголии наблюдался культ основоположников марксизма-ленинизма, то теперь — культ Чингисхана. В чем-то это даже напоминает поклонение «дорогому Леониду Ильичу»…
Зеленый туризм для белых туристов
— Еще когда мы на самолете «Аэрофлота» летели в Улан-Батор, я обратил внимание, что больше половины пассажиров составляют европейцы. Я сидел рядом с немцем (он путешествовал с семьей: с женой и двумя детьми), мы разговорились, и он рассказал, зачем летит в Монголию — ради так называемого зеленого туризма, чтобы отдохнуть на природе.
Для Монголии зеленый туризм стал практически государственной политикой. Эту отрасль развивают семимильными шагами специально для привлечения иностранных туристов. Построили ряд площадок для гольфа, причем цена на эти услуги настолько низкая, что европейцам выгоднее слетать на выходные в Монголию и там поиграть в гольф… Если МИАТ летает на Москву два раза в неделю, то «Аэрофлот» иностранных туристов в Улан-Батор возит каждый день. Такой отдых для европейцев стоит в пределах 25-50 долларов в день в зависимости от уровня услуг.
Нам МИАТ тоже устроил один день экологического туризма — привез в один из кемпингов, оборудованных специально для любителей отдохнуть на природе. Добирались мы туда на вертолете. Улан-Батор расположен в степи, в песках, и нужно на протяжении часа лететь от города, чтобы увидеть хоть какую-то зеленую растительность.
В домиках кампуса, где мы ночевали, присутствуют привычные для европейцев удобства. На кроватях были даже ортопедические матрацы и подушки. Электричество получают от автономного генератора, воду качает насос из реки, домик отапливается дровами, есть сауна. Хотя монгольская сауна очень специфическая — я там замерз. Они ее нагревают до температуры 50 градусов и думают, что это сауна… Внешне обустроенный домик кампуса мало чем отличается от традиционных юрт кочевников «гэр», которые легко перемещаются с места на место. «Гэр» представляет собой деревянный каркас, сверху обтянутый ватином и стянутый тросами. Юрта устроена по единому принципу — вход всегда расположен с южной стороны, в западной части жилища — гостевая и мужская половина, восточная половина — женская, там же расположена кухня. Возле нашего кампуса стояли 4-5 юрт, где жили кочевники. Рядом — стада животных, которых они выпасают…
Рыбалка там уникальная. Просто забрасываешь удочку в озеро и почти сразу подсекаешь. С уловом остались все, даже те, кто раньше ни разу в руках снасти не держал. Рыбу мы принесли и сдали на кухню, но ее так и не приготовили. Почему-то все время готовили блюда исключительно из мяса. Для монголов мясо (в основном баранина, реже — говядина или конина) — первая пища. Его отваривают в котле, жарят, сушат, запекают в золе, в тесте и даже варят без котла, прямо в шкуре животного, набивая её камнями. Любят и умеют готовить пельмени. Обычный рацион кочевников, которые стояли возле нашего кемпинга, составляют мясо, хлеб и водка.
Даже после одного-единственного дня, проведенного в условиях первозданной монгольской природы, чувствуешь себя заново родившимся. Чистый горный воздух пьянит настолько, что качать начинает сразу после нескольких вздохов полной грудью. Конечно, экология в Монголии — это нечто потрясающее. Здесь все есть — таёжные леса, и внушительные озёра, и травянистые степи, и пустыни с небольшими оазисами, и заснеженные горные вершины с мощными ледниками. И вся природа очень красивая. Не зря в «Аэрофлоте» существует такая поговорка «Наш пилот плачет два раза: первый — когда получает направление в Монголию, второй — когда отсюда нужно уезжать»…
Превосходно. Вот бы на годик-другой туда переехать.