Окраинный район Кировограда Завадовка, известный в прошлом как место проведения всесоюзных и всеукраинских мотокроссов, издали может казаться вполне благополучным. Но таким ли видят его сами жители Завадовки? Пожалуй, впервые на мэрских выборах в областном центре появился кандидат, в программе которого есть целый раздел о возрождении околиц. Не обещание обратить внимание на один-два окраинных района и на одну-две проблемы, лежащие на виду, — а именно обеспечить ВОЗРОЖДЕНИЕ всех окраинных районов Кировограда. Их жители должны чувствовать себя полноправными жителями областного центра и пользоваться, образно говоря, всеми благами цивилизации. Этот кандидат — Виктор Андреев, депутат областного совета, в недавнем прошлом — депутат городского совета и вице-мэр в предыдущей команде исполнительной власти.
Как управленец высокого ранга, он знает проблемы кировоградских окраин. Поэтому Завадовка, как, скажем, Большая Балка, Лелековка, Катрановка и другие, не просто упомянуты в его программе, но по каждому из районов назван и круг проблем, требующих немедленного решения, — нынешней командой городской власти, а не в отдаленной перспективе.
Во вторник, 24 октября, Виктор Андреев — без помпы, без свиты, без громогласного оповещения жителей о том, что к ним едет кандидат в мэры, — побывал на Завадовке. Для него было важнее просто пройти и проехать по району, услышать мнение жителей. Компанию ему составили бывший руководитель кировоградского жилкоммунхоза Николай Вещев и журналисты «УЦ».
Проблема, лежащая на поверхности, — транспортное обеспечение Завадовки. О ней, как первоочередной, говорит доверенное лицо кандидата в мэры Кировограда Николай Вещев. Маршрут №8 (ул.Попова — Завадовка) фактически приходит не на Завадовку, а к ее крайней, ближайшей к центру города точке. Поэтому многим жителям района, прежде чем они смогут воспользоваться общегородским транспортом, приходится идти до остановки несколько километров. Легко представить себе, что творится на этой остановке единственного (!) обслуживающего Завадовку маршрута, на котором работают к тому же такси малой вместимости, по утрам, когда люди едут на работу и везут детей в детские садики.
Еще резче оценки местных жителей, особенно пенсионеров. Маршрут неудобен: на нем нельзя доехать ни до третьей поликлиники, обслуживающей район, ни, при необходимости, до областной больницы. Больше двух льготных пассажиров не берет. А о том, чтобы продлить маршрут в глубь Завадовки, похоже, вообще никто не думает.
По оценке кандидата в мэры Виктора Андреева, решение транспортной проблемы есть, причем не требующее от городской власти серьезных затрат. В первую очередь необходимо возобновить маршрут №123. Следующим шагом должен стать ремонт дорог внутри района. Понятно — уже не в этом сезоне, а в следующем, но деньги на это необходимо заложить в городском бюджете уже сейчас. После этого можно будет закольцевать маршруты непосредственно по территории Завадовки.
Вторая проблема — водоснабжение района. С болью рассказывает о нем Зоя Васильевна Письменная, пенсионерка и член квартального комитета. Водой Завадовку еще с советских времен снабжает шахта «Ингульская». Но ведь эта самая шахта, по выражению Зои Васильевны, и «забрала воду». В результате разработки уранового месторождения понизился водоносный слой, высохли существовавшие здесь с дореволюционных времен колодцы. Первоначально воду Завадовка получала от шахты-«виновницы» бесплатно. Но времена изменились. И какое-то время спустя, к тому же по истечении искового срока, шахта выставила жителям Завадовки претензии на погашение долга. «Компромисс» был найден такой: все жители ставят счетчики-водомеры и оплачивают потребление по их показаниям. Кроме того, вода подается по графикам. Однако для жителей верхней части Завадовки «компромисс» обернулся кошмаром.
— Воды как не было, так и нет, — рассказывает Зоя Васильевна. — Пока она дойдет до нас, соберет всю грязь и ржавчину из труб. Сливаешь эту воду, сливаешь, а счетчик крутится — все, кажется, уже чистая пошла, но тут ее и отключили! Или воды еще нет, только воздух из крана шипит — а счетчик все равно крутится…
И эта проблема, говорит Виктор Андреев, разрешима уже сегодня. Водопроводное хозяйство Завадовки вместе с ее водоснабжением нужно передать кировоградскому водоканалу — предварительные договоренности уже есть, осталось воплотить их в жизнь.
Близость урановой шахты, щебнем из отвалов которой здесь вдобавок отсыпаны дороги, — это еще один кошмар Завадовки. Онкологические заболевания, по мнению жителей (за неимением официальной статистики приходится верить на слово), являются чуть ли не единственной причиной смертности. Существуют государственные программы по защите населения от ионизирующих излучений, но в Кировограде они почему-то не работают! По мнению Виктора Андреева, потому, что городская власть ограничивается бумагописанием, тогда как надо добиваться решения проблемы на самых высоких уровнях — в том числе и с участием депутатов ВР от Кировограда.
В определенном смысле слова кошмаром является и городская свалка, наступающая на Завадовку. В частности, она уже поглотила и знаменитую некогда трассу, на которой проводились соревнования по мотокроссу. А когда свалка горит или даже не горит, но ветер дует в сторону Завадовки, жить здесь кажется вообще невозможным. Но люди живут… Правда, по оценке той же Зои Васильевны, так, словно живут не в областном центре, а в невероятном захолустье где-то на краю земли…
Будет приведена в порядок и свалка, а со временем и вынесена за пределы города, убежден Виктор Андреев. У одесской фирмы, которая стала совладельцем ООО «КАТП-1128», специализирующегося на вывозе мусора, есть серьезные планы в отношении городской свалки — нужно лишь обеспечить фирме возможность работать в Кировограде.
Еще одно место в Завадовке, нуждающееся во внимании городской власти, — школа. Зданию, рассказывает директор школы Валентина Анатольевна Легкая, — 132 года! Посчитайте сами, сколько поколений своих учеников она уже пережила. Первое, что нужно для нее сделать, — это газификация. «Мы сделаем это уже в следующем году, — обещает Виктор Андреев. — Думаю, мои коллеги из облсовета поддержат это благое дело…»
Последней точкой в этом путешествии становится Кизельгур — еще одна точка Кировограда «на краю земли». Район, расположенный уже за окружной автотрассой Кировограда, из-за неоднозначности своего расположения несколько избирательных кампаний подряд не участвовал в выборах: его жители не попадали ни в городские списки избирателей, ни в сельские. И сама судьба этого поселка, в котором жили шахтеры и рабочие механического завода, по-своему трагична. В свое время, когда «Ингульская» начала проходку в сторону Кизельгура, возникла опасность разрушения жилых зданий. Но проблему решили быстро: был возведен известный микрорайон «Шахтерский» в Кировограде, и людей из Кизельгура отселили в город. Теперь Кизельгур снова заселен, но поселок производит страшное впечатление. Поражают огромные поленницы дров, запасенных на зиму, — поселок отапливается буржуйками, установленными прямо в квартирах. А еще — соседство пустующих и развороченных квартир под сорванной ураганом крышей дома с квартирами, в которых продолжают жить. Хотя следовало бы сказать — выживать. И только одним жителям Кизельгура известно, чего это стоит…
На выборах в ноябре кизельгурцам будет обеспечено участие в избрании городского головы Кировограда. Но о том, что в городе принято такое решение, сами они, похоже, узнали от Виктора Андреева…
Очень хорошо, что обратили внимание на эти местности. На Кизельгуре прошло мое детство.Когда-то был очень уютный поселочек,асфальт был хороший, детская площадка, мы выросли на роликах. А сейчас и страшно показать сыну, где я жила. Желаю Вам успехов в Ваших добрых делах !!!