Прозвучал очередной первый звонок, и для более чем ста тысяч школьников области широко распахнулись двери в страну знаний. С какими проблемами приходится сталкиваться и учителям, и их подопечным, что принесли с собой новые учебные программы и чем живет школа сегодня, мы решили выяснить у кировоградских педагогов.
Практически все учителя-предметники, с которыми довелось разговаривать, жаловались на недостаток часов, отведенных на изучение отдельных тем, а то и целых учебных предметов. Казалось бы, что здесь странного? Каждый учитель хочет дать детям как можно больше знаний. Но, с другой стороны, школьные программы практически по всем предметам претерпели определенные изменения — и, к сожалению, в сторону минимизации. Значительно упростились программы по биологии, физике, астрономии. К примеру, базовый курс химии дает детям лишь те знания, которые будут необходимы им в повседневной жизни, и имеет экологическую направленность. Хорошо хоть, что по данному курсу имеется пять вариантов программы. Учитель может выбрать более подходящий в зависимости от профиля, который определила для себя школа. Хотя и здесь есть проблема: при переходе в другую школу ученики могут испытывать трудности из-за нестыковки программ.
Учитель математики в старших классах школы с гуманитарным уклоном с горечью говорила о том, что ушли времена, когда алгебра и геометрия были отдельными курсами. Теперь на ее уроках дети получают лишь общие представления об этих дисциплинах. А ведь многим выпускникам придется сдавать по этим предметам вступительные экзамены в вузы…
В одной из кировоградских школ на уроках математики детям демонстрируют геометрические тела, сделанные в конце XIX века в одной из санкт-петербургских мастерских. А в другой — лишь спустя 13 лет в кабинете географии появилась политическая карта мира, на которой отмечены независимые государства, ранее входившие в состав Советского Союза.
Но главное, на чем акцентировали внимание учителя, — это недостаточная материальная база. Лабораторные работы по физике, химии, той же биологии невозможно провести на должном уровне из-за элементарного отсутствия учебного оборудования, приборов и реактивов. Практические работы ученики проводят с помощью самых настоящих раритетов! Например, в одной из кировоградских школ на уроках математики детям демонстрируют геометрические тела, сделанные в конце XIX века в одной из санкт-петербургских мастерских. А в другой — лишь спустя тринадцать лет в кабинете географии появилась политическая карта мира, на которой отмечены независимые государства, ранее входившие в состав Советского Союза. Остается лишь удивляться, как кировоградские учителя умудряются готовить учеников к различным олимпиадам, в том числе и международным, где наши дети занимают призовые места.
Но не только отсутствие оборудования является ахиллесовой пятой нашей школы. Сами учителя не имеют возможности приобретать столь необходимую им литературу. Что уж говорить о периодике, если педагоги не обеспечены даже программами?! У школы средств хватает лишь на оплату коммунальных услуг и выплату заработной платы. А потому педагогам приходится сначала бегать в поисках необходимой литературы, а потом еще и тратить собственные деньги на ее копирование. О доступе к Интернету вообще лучше не заикаться. Моя подруга, преподающая в одной из центральных школ Кировограда информатику, десять лет ждала компьютеры. Нет, в школе компьютерный класс есть. Но стоят в нем машины, которые подруга собирала всеми правдами-неправдами по своим друзьям. Ее мужу-бизнесмену надоело каждый день слушать жалобы, и он на собственные деньги приобрел несколько компьютеров. И только в нынешнем году наконец-то горсовет помог решить эту проблему. А как же другие школы? Ведь даже министр образования Кремень отмечал, что лишь 12 процентов городских школ Кировоградщины обеспечены учебными компьютерными комплексами.
Но вернемся к школьным программам. Парадокс. При стремлении ко всеобщей украинизации на такой предмет, как “украинский язык”, в классах среднего звена выделяется лишь три часа в неделю. Можно ли при таких условиях научить детей правильно читать и писать по-украински? Как отмечали преподаватели, введение новой программы по языку и выделение большего количества часов на развитие речи не сделало детей более грамотными, не научило их красиво говорить. Ученики давно уже не заучивают правила, акцент делается на получении практических навыков, но на их выработку времени катастрофически не хватает — новые программы (и не только по украинскому языку) изобилуют проверочными, тематическими аттестациями, тестированием. С одной стороны, знания, естественно, должны проверяться. Но из-за частых проверок дети постоянно находятся в состоянии стресса, а это, понятно, не добавляет им здоровья.
И вообще, насколько оправдывает себя введение в расписание новых предметов? К примеру, таких, как “Основы здоровья”, “Человек и природа”, правоведение, экономика, психология, этика, эстетика и так далее. Может, вместо этики поставить лишний час языка или той же литературы? Можно ли действительно знать украинскую и мировую литературу, когда на их изучение выделяется лишь по два часа в неделю? Часов мало, количество произведений огромно, постоянные проверки, времени на должный анализ произведений не хватает. В результате — дети литературу не знают. Так, что-то по верхам, сборникам с кратким изложением содержания и голливудским фильмам. Мало того, Министерство образования со следующего года планирует еще сократить часы, отведенные на изучение мировой литературы. Это приведет к катастрофическим последствиям для преподавателей. Но главное — обеднит наших же детей. О каком гуманитарном образовании можно будет говорить? Как ни бьются учителя, а дети, к сожалению, с каждым годом все меньше и меньше читают. У них не вырабатывается элементарная потребность в чтении, не формируется любовь к слову.
Постоянно идут разговоры о чрезмерной загруженности школьников. А отчего эта перегрузка? Количества часов по основным предметам не хватает, программы упростили так, что учителя лишь руками разводят, и ввели новые (так ли уж необходимые?) предметы. Я уж не говорю об углубленном изучении иностранных языков. Дело это, конечно, хорошее, но всем ли ребятам в дальнейшей жизни пригодится столь серьезное изучение английского, французского или немецкого? Без постоянной практики эти знания очень быстро улетучатся. Не лучше ли больше внимания уделить родному языку, чтоб дети хотя бы писали без ошибок и перестали говорить на суржике?
Современная школа находится в состоянии постоянного поиска. Но почему-то у нас, как всегда, правая рука не знает, что делает левая. Министерство совместно с научными институтами рождает идеи, которые на практике зачастую приводят лишь к появлению у учителей лишней головной боли. Вместо предварительного обсуждения и апробации того или иного нововведения школу просто ставят перед фактом. Так было с 12-балльной системой, с введением тестирования и профильного обучения. Теперь вот школа становится 12-леткой. Что-то будет? Выпутывайтесь, товарищи учителя, как можете, но уровень образования детей обеспечьте.
И еще один парадокс. Излишнее рвение в новациях и реформациях образования привело лишь к тому, что выпускники двадцатилетней давности знают намного больше, нежели те, кто выходит из стен школы ныне. С каждым годом эти интеллектуальные потери становятся все более очевидными и невосполнимыми. Так куда же мы идем дорогой знаний?