Уже третье лето подряд под Новобогдановкой (Мелитопольский район Запорожской области), на складах 275-й артиллерийской базы воинской части А-2985, горят и взрываются боеприпасы. Регулярно из-за этого ЧП приостанавливается движение поездов на мелитопольском участке Приднепровской железной дороги, в результате чего десятки тысяч пассажиров, в разгар курортного сезона добирающиеся из Крыма домой, оказываются запертыми в многочасовых пробках. При этом, судя по рассказам очевидцев, уровень обслуживания пассажиров, находившихся в остановленных по форс-мажорным обстоятельствам поездах, не далеко ушел от условий, с которыми столкнулись беженцы в ходе эвакуации в период Великой Отечественной войны…
Обо всех «прелестях» 25-часовой поездки из Симферополя в Знаменку журналисту «УЦ» рассказали супруги Леонид и Ирина Медведенко, которые с сыном в тот день возвращались из Крыма домой…
Дополнительный летний поезд №144 Симферополь-Киев, по графику должен был отправляться из Симферополя в 21 час 40 минут субботы, 19 августа. С учетом того, что канонада под Новобогдановкой началась еще днем, а военные на тот момент не отдали команду о разблокировании путей, железнодорожники не могли не знать, что поезд будет остановлен, но пассажирам об этом не сказали. Возникает вполне логичный вопрос: почему не сообщили? Побоялись, что люди массово начнут сдавать билеты и железная дорога понесет убытки?.. Кстати, оказавшийся в похожей ситуации давний друг редакции «УЦ» кировоградский юрист Игорь Погасий уверен, что в данном случае налицо факт нарушения прав потребителей. Пассажиров не предупреждали о том, что их поезд наверняка будет идти с огромным опозданием…
Первый раз поезд №144, в котором ехала семья Медведенко, остановился на небольшой станции, в 15-ти километрах от Симферополя. Застряли надолго — на несколько часов, хотя по графику стоянка рассчитана на несколько минут. Дело шло к ночи, поэтому пассажиры легли спать, когда же утром люди проснулись, их ждал неприятный сюрприз — за ночь поезд проехал всего километров пятьдесят и «замер» буквально посреди голой степи. Сначала никто не мог понять, как далеко состав продвинулся за то время. Пока люди спали, думали, что поезд идет более-менее по графику и, может быть, уже находится где-то в Херсонской области. К тому же проводники упорно хранили молчание — от них никак не удавалось получить вразумительный ответ на вопросы «Где мы?», «Когда будем в Знаменке?» и т.д. Потом уже узнали, что поезд Симферополь-Киев, как и составы Симферополь-Днепропетровск, Симферополь-Москва и подъехавший чуть позже Евпатория-Москва, остановился где-то посредине между станциями Красногвардейская и Джанкой.
С первыми лучами солнца вагоны поездов начали превращаться в камеры пыток похлеще инквизиторских. Уже к полудню неподвижные металлические коробки прогрелись до такой степени, что внутри купе просто нечем было дышать. Спасения от неимоверной жары не было даже вне вагонов — поблизости не оказалось ни одной лесопосадки, в тени которой можно было бы укрыться от палящего крымского солнца. От духоты и жары у двух детей, ехавших в том же вагоне, что и Ирина с семьей, — девочки 4 лет и мальчика 6 лет — носом пошла кровь. Но, слава Богу, обошлось без последствий для здоровья детей…
Все эти «солнечные процедуры» осложнялись еще и тем, что у пассажиров быстро закончились еда и питьевая вода. Никто ведь не рассчитывал провести в дороге столько времени. Наши собеседники взяли с собой еды из расчета всего на один завтрак — поезд должен был прибыть в Знаменку около девяти утра. Все съестные припасы — орешки, сухарики, печенье — у проводника раскупили в мгновение ока… Впрочем, те из пассажиров, кто пару часов вынужденно поголодал, вряд ли об этом пожалели — по правилам пользования поездами, пассажирам запрещено пользоваться вагонными туалетами во время остановок. Поэтому еще в начале стоянки проводник запер туалет на замок. Сбегать «под кустик» тоже проблема — кругом степь, кустиков не наблюдается…
Мир, как известно, не без добрых людей, тем более, не без добрых людей, которые не против подзаработать на чужих неприятностях. Один местный житель, как он сказал, решил помочь попавшим в беду пассажирам (наверное, в выпусках новостей услышал, что тут недалеко пассажирские поезда остановились) и подвез на своем автомобиле к месту стоянки воду и продукты. Причем продавал их предприимчивый крымчанин с солидной наценкой. Бутылка обыкновенной минеральной воды — 4 грн., пачка сигарет — 5 грн., бутылка пива — от 5 до 7 грн. Люди моментально раскупали всё, невзирая на цены. «Доброму человеку» пришлось сделать еще одну ходку в ближайший населенный пункт за водой и арбузами. При повторной распродаже стоимость бутылки воды выросла до 5 гривен…
На удивление, на протяжении всего времени стоянки пассажиры поезда — это примерно 900 человек: 15 вагонов по 60 человек — вели себя спокойно. В вагоне, где находилась семья Медведенко, не было ни истерик, ни громких скандалов (каждый «тихо» возмущался в своем купе). Наверное, потому, что люди и так получали достаточное количество объективной информации о происходящем под Новобогдановкой от друзей и родственников, с которыми регулярно созванивались по мобильным телефонам. На разговорчивость проводников никто особо не надеялся. Тем более что информация, «вытянутая» из железнодорожников, зачастую была крайне расплывчатой. Одна проводница на вопрос пассажира, когда же все это закончится, ответила, что не знает — может, через час, может, через два, может, через сутки…
После того как ограничения на передвижение пассажирских составов по мелитопольскому участку были сняты, поезд № 144 Симферополь-Киев поехал в темпе экспресса. Остановки, даже на крупных железнодорожных станциях, сократили до 2-3 минут, из-за чего люди снова вынуждены были обходиться практически без еды — никто не успевал за пару минут стоянки сойти на перрон, раздобыть продукты и воду. В Запорожье Ирина выскочила из вагона купить что-то поесть (успела «схватить» только три початка кукурузы и буханку хлеба, заплатив за батон 3 грн. ), после чего вынуждена была бежать по перрону, чтобы догнать отправляющийся поезд… В Знаменку состав прибыл примерно в одиннадцать вечера, с опозданием на 13 часов…
Полная ликвидация базы артиллерийских боеприпасов под Новобогдановкой растянется на ближайшие три года — об этом заявил исполняющий обязанности министра обороны Украины Леонид Поляков. Так что, вполне вероятно, ситуация с остановкой на неопределенное время десятков пассажирских поездов повторится еще не один раз. Конечно, слабо в это верится, но, может быть, хотя бы в следующий раз кто-то из ответственных чиновников «Укрзалiзницi» додумается подвезти брошенным на произвол судьбы пассажирам сухпайки и цистерну питьевой воды. В конце концов, не дрова же везете…