Скандальный провал первого же пленарного заседания четвертой сессии Кировоградского городского совета 17 августа остается темой номер один для местного самоуправления областного центра. Однако, кроме политического аспекта событий, связанных с тем, что депутатское «меньшинство» (представители Партии регионов и блока Литвина) победило в этом раунде представителей «большинства» (БЮТ, НУ и СПУ) и добилось переноса сессии на 29 августа, существует и экономический аспект. О том, какие последствия для города может иметь даже двухнедельная задержка с принятием решений по хозяйственным вопросам, вынесенным на четвертую сессию, говорят специалисты, которые сочли нужным высказаться после проваленной сессии публично, — Любовь Бочкова, начальник финансового управления горсовета, и Александр Твердоступ, и.о. заместителя начальника городского жилкоммунхоза.
Главный финансист города Любовь Тимофеевна Бочкова подметила по ходу сессии один достаточно многозначительный нюанс: в качестве «козырной карты» в дебатах постоянно шел в ход тезис о том, «кто лучше защищает интересы избирателей» — «большинство» или «меньшинство». В результате, по ее оценке, как раз и проиграли избиратели, территориальная община Кировограда. А причиной стало непринятие бюджетных корректировок — тем самым неотложные хозяйственные и финансово-экономические проблемы отложены «на потом».
Суть дела в том, что в этом году и уже сегодня у Кировограда появилась почти исключительная возможность распорядиться суммой в 4,7 млн. грн. дополнительных (!) бюджетных поступлений. Источников этих поступлений — два. Первый связан с увеличением минимальной заработной платы (до 375 грн. с 1 июля 2006 года, а затем до 400 грн. — с 1 декабря). Соответственно росту базы налогообложения доходов физических лиц городской бюджет получит дополнительно 2 млн. грн. Второй источник связан с увеличением платы за аренду имущественных комплексов и другого коммунального имущества и даст бюджету дополнительно еще 2,7 млн. грн. Итоговые 4,7 млн. грн. исполком предложил направить главным образом на финансирование потребностей жилищно-коммунального хозяйства города: ремонт лифтов, кровель жилых домов, дорог и так далее.
Причем, как подчеркивает Любовь Бочкова, проект корректировки бюджета прошел все необходимые процедуры, учитывает предложения депутатских комиссий и получил поддержку на расширенном — с участием заместителей городского головы и председателей профильных депутатских комиссий — заседании бюджетной комиссии городского совета.
Кроме того, проект предусматривает привлечение денежных средств субвенции из государственного бюджета в размере 22,1 млн. грн. Субвенция обеспечивает погашение задолженности прошлых лет, которая образовалась вследствие разницы в тарифах на тепло- и водоснабжение (разница между утвержденной и реальной стоимостью), для предприятий-поставщиков названных услуг. По этой причине город рискует не получить денежные средства, крайне необходимые ему перед началом отопительного сезона.
Далее. В рамках инвестиционной программы Кировограду выделено 1,5 млн. грн. субвенции на строительство резервуара питьевой воды для обеспечения водоснабжения в городской зоне 2-А. Без утверждения советом этой позиции в городском бюджете выделенные средства могут быть изъяты и возвращены в государственный бюджет. Неутвержденная позиция о перераспределении 400 тысяч бюджетных средств, которые предназначены для ремонта жилья инвалидов войны и приравненных к ним лиц, ставит под угрозу возможность подготовки этого жилого фонда к зиме. Кроме того, по тем же причинам зависают в воздухе работы на котельной поселка Нового, котельных детского садика №42, 1-й городской больницы и так далее. Наконец, непроведенная сессия лишила исполком возможности направить дополнительные средства на ремонт лифтов, кровель жилых домов, ремонт дорог, вывоз бытовых отходов, на льготные перевозки пассажиров к дачно-огородным участкам…
Александр Твердоступ считает нужным уточнить, как выглядят названные Любовью Бочковой позиции в цифрах. Ремонт дорог — более 4 млн. грн., цифра весомая. Ремонт лифтов — 780 тыс. грн. Ремонт кровель — 335 тыс. грн. И так далее. И добавляет: говоря самым простым и понятным языком, это означает, что не будут ремонтироваться лифты, крыши, квартиры и внутридомовые сети тепло- и водоснабжения, вывозиться мусор, а кроме того, под угрозу поставлена возможность своевременно оплатить лимиты газа, чтобы вовремя начать отопительный сезон. Вывод не радует: из-за отсутствия финансирования все необходимые для подготовки к зиме ремонты приостанавливаются.
То же, по его оценке, касается и городской аварийно-диспетчерской службы 080: отсутствие ее финансирования равносильно тому, чтобы обратиться к горожанам с призывом «Спасайся кто как может».
К каким выводам придет читатель, ознакомившись с этими двумя мнениями? Возможно, кто-то скажет: подобное в Кировограде уже было — из-за хронических срывов сессий город по нескольку месяцев, по полгода и больше жил без утвержденного бюджета, финансируя свои ежемесячные хозяйственные потребности по формуле — одна двенадцатая бюджета прошлого года. И ничего — ни власть не рухнула, ни город. Впрочем, городское жилищно-коммунальное хозяйство в те годы как раз рушилось — возможно, не слишком быстро, но неотвратимо. Поэтому стоило бы только приветствовать тот факт, что новое руководство горисполкома сделало акцент на этих, самых больных коммунальных проблемах. А что дал срыв четвертой сессии? Вместо резкого, наступательного продвижения вперед — остановка, вялое топтание на месте. Но, возможно, даже это еще не самое страшное. Как говорится, две потерянные недели еще можно как-то наверстать. Но есть, увы, еще более страшная перспектива. Если будет сорвано и заседание, назначенное на 29 августа, то город потеряет деньги — миллионы, которые сегодня столь необходимы для подготовки к зиме. И если этого не понимают избранные нами депутаты горсовета, жертвующие благополучием города ради собственных амбиций, то в таком случае избирателю стоит задать себе вопрос: кого и зачем привел он в городскую власть?