Поиск путей реформирования в жилищно-коммунальной сфере Кировограда вызывает неоднозначные оценки. Редакция «УЦ» предложила высказаться по теме, которую постоянно отслеживает наше издание, депутату областного совета Виктору Андрееву.
— Виктор Иванович, нашим читателям вы известны как вице-мэр в составе исполнительного комитета Кировоградского городского совета прошлого созыва и как госслужащий. Но, по нашей информации, вы ныне работаете в одном из кировоградских банков.
— Это действительно так. Хотя предложение о переходе на новую работу было для меня достаточно неожиданным. Но… прошел очень серьезное тестирование, собеседование в центральном офисе и уже две недели работаю заместителем управляющего в областной дирекции «Приватбанка». Однако давайте определимся сразу: в этом разговоре я участвую не как представитель банка, а как депутат областного совета и человек, который работал в городской власти и знает проблему не понаслышке.
— Думаю, отслеживаете ее и сегодня…
— Да. В том числе и по публикациям «Украины-Центр». Скажу откровенно: сам факт, что нынешняя городская власть всерьез намерена реформировать жилищно-коммунальную сферу Кировограда, стоит только приветствовать, но направления этого реформирования вызывают сомнения.
— С чем вы не согласны в первую очередь?
— Прежде всего стоило бы максимально подробно рассмотреть идею, согласно которой ЖЭКи ликвидируются, а их место занимает единое общегородское коммунальное предприятие, в котором бывшие ЖЭКи становятся уже не юридическими лицами, а структурными подразделениями — производственными участками с минимально необходимым штатом. Иными словами, из 15 городских ЖЭКов (КРЭПов) создается одно, но большое коммунальное предприятие. Причем с меньшим числом сотрудников, что позволит не повышать квартплату. Но, думаю, таким образом общую численность сократить не удастся. А потому не будет и экономии средств. Второй вопрос: как будет работать вновь созданная структура? Примеров подобных организаций в других городах просто нет. Не окажется ли, что жильцам многоквартирных домов, как и прежде, придется ждать по три дня, чтобы пришел слесарь и так далее? Ведь чем сложнее структура, тем больше возникает в ней всевозможных бюрократических моментов, связанных, например, с прохождением заявок, поступающих от жильцов…
В этом же плане стоит рассмотреть и проблему передачи внутридомовых магистралей тепло- и водоснабжения организациям-поставщикам названных услуг.
— Иначе говоря, станет в результате каждому конкретному потребителю лучше или нет?
— Я считаю, что этот шаг ничего не решит. То, что раньше делали несколько слесарей ЖЭКа, должны взять на себя «Кировоградтепло» и «Водное хозяйство». Это значит, что они должны организовать в своих структурах специальные подразделения или даже управления. Кроме того, взяв на себя функции КРЭПа, они ведь не будут выполнять их бесплатно. Следует ожидать, что оплата этих работ пойдет из карманов жителей многоквартирных домов, но будет ли деятельность новых подразделений достаточно эффективной? Повторю еще раз: чем крупнее структура, тем она неповоротливее.
Но есть еще один аспект. Вы помните, я как заместитель городского головы курировал работу комиссии, которая занималась проблемой установки индивидуального отопления в квартирах кировоградцев. Самыми большими противниками этого были как раз теплоснабжающие организации-монополисты, не желающие, исходя из собственных коммерческих интересов, терять добросовестных плательщиков. Потому есть опасение, что, заполучив внутридомовые сети, они найдут способы запретить установку индивидуального отопления в квартирах. Не надо думать, что я отстаиваю интересы частных фирм, которые занимаются установкой индивидуального отопления, — я отстаиваю право горожан на собственный выбор.
— В чем вы видите альтернативу?
— Как вы помните, еще перед выборами этого года я был инициатором создания объединений совладельцев многоквартирных домов — ОСМД, иначе — кондоминиумов. Начатая тогда процедура полностью завершена по адресам ул.Конева, 7 и ул.Комарова, 5. В стадии завершения — по Комарова, 9. Собственниками этих домов теперь являются сами жильцы. У них автоматически отпали все проблемы, связанные с работой КРЭПов. Денег, которые они собирают в виде квартплаты, хватает и на вывоз мусора, и на освещение подъездов, и на обслуживание лифтов, и на текущие ремонты, и так далее.
Конечно, если речь идет о лифтах, то обязателен договор со специализированным ремонтно-обслуживающим предприятием, которое несет и юридическую ответственность за безотказное функционирование всех лифтовых механизмов. Но во многих случаях для выполнения в ОСМД тех или иных работ не нужна целая организация с ее управленческим механизмом, громоздкой системой отчетности и всем прочим. Хватит одного-двух специалистов, которых наймет само правление. Подчеркну — специалистов, имеющих необходимую квалификацию и патент на право выполнять именно этот вид работ. Выигрыш от самоорганизации жителей многоквартирных домов очевиден. Они уже не стоят с протянутой к власти рукой — сделайте нам это или сделайте нам это. Они сами решают проблемы своего жилья, своего быта, то есть свои собственные проблемы, и при этом не кормят за счет своей квартплаты целую цепочку так называемых управленцев разных уровней.
Так стоит ли вообще городить огород с укрупнением-разукрупнением КРЭПов, с передачей внутридомовых сетей? На мой взгляд, лучше заложить в городском бюджете деньги на создание кондоминиумов — юридических лиц. Став депутатом областного совета, я не оставил начатое. И сегодня жители любого дома, если у них есть желание создать кондоминиум, могут позвонить по телефону 35-20-30 (это моя приемная депутата облсовета), чтобы получить необходимые консультации, юридическую и финансовую помощь, пакет документов и так далее для создания ОСМД.