Нынешнее лето для 10% выпускников украинских школ прошло под знаком независимого внешнего тестирования знаний. Участвовавшие в эксперименте вчерашние школьники на нововведение Министерства образования вроде бы не жаловались (из 40 тыс. работ только один человек не согласился с полученной оценкой), однако руководители многих отечественных вузов наряду с преимуществами отметили и явные недостатки внешнего тестирования. В чем заключаются наиболее негативные для учебных заведений последствия перехода на новую методику оценивания знаний, рассказывает ректор Кировоградского национального технического университета Михаил Черновол.
— Михаил Иванович, эксперимент с внедрением внешнего тестирования сильно сказался на приемной кампании технического университета?
— В выданных Министерством образования правилах набора студентов на 2006 год было четко сказано, что абитуриенты с сертификатами центров независимого внешнего тестирования принимаются в вуз без дополнительной проверки знаний по предмету, обозначенному в сертификате. То есть абитуриент принимает участие в конкурсе с той оценкой, которая указана в сертификате. Мы у себя в техуниверситете впервые на некоторых вступительных экзаменах ввели 12-балльную систему оценивания знаний, чтобы не путаться и не переводить баллы абитуриентов, полученные ими в ходе тестирования, в привычную 5-балльную систему. Выпускники сдавали в приемную комиссию в основном сертификаты по математике и украинскому языку. Баллы по этим предметам мы им засчитывали автоматически, дополнительно они сдавали только экзамен по другим вступительным предметам.
В ходе нынешней вступительной кампании стало очевидно, что очень многие выпускники школ, сдававшие экзамены в центрах независимого тестирования и получившие по итогам тестирования высокие баллы, поехали поступать в столичные вузы. Раньше выпускник, даже имея в аттестате высокие оценки, как правило, сомневался, имеет ли смысл ехать учиться в Киев, Днепропетровск, Харьков и т.д., сможет ли он пройти по конкурсу гранд-вуза? Сейчас же, если у выпускника в сертификате написано, что он сдал тест на 11-12 баллов, никто не имеет права устраивать дополнительную проверку его знаний. При такой системе у молодого человека из провинции больше шансов поступить в киевский вуз — не в один, так в другой. Но в то же время эксперимент с внешним тестированием уже сейчас — когда тесты сдавали только 10 % выпускников школ — привел к тому, что ряд ведущих высших учебных заведений Украины столкнулся с проблемой переизбытка абитуриентов. Скажем, университет Шевченко или Киево-Могилянская академия, куда массово пришли выпускники, получившие на тестировании по 12 баллов. Как принять всех абитуриентов с сертификатом, если ограничено количество мест? Что делать в такой ситуации ректору? Вводить собственные критерии отбора? Устраивать, вопреки министерским правилам набора, дополнительные экзамены?..
В России система внешнего тестирования почему-то не прижилась. Как будет у нас, не знаю…
Отношение к тестированию сложилось двоякое. Положительное — что с его внедрением исчезнет (может, не сразу и не совсем) мнение о том, что коррупция в вузах в ходе вступительных экзаменов носит массовый характер. Хотя я не уверен, что центр коррупции просто не переместится в другую плоскость. Наши люди настолько изобретательны, что найдут способ, как обойти тестирование… Обратная сторона медали — отток абитуриентов из регионов. Для кировоградских высших учебных заведений это отрицательный фактор. Я, да и не только я — все ректоры нестоличных вузов, с большой тревогой ожидаем итогов вступительной кампании следующего года. Есть опасения, что выпускники, получившие на внешнем тестировании высокие баллы, предпочтут нашим вузам столичные…
— А что думают по поводу сложности тестов преподаватели КНТУ, имеющие опыт работы на вступительных экзаменах? Насколько полученная на тестировании оценка отражает реальный уровень знаний абитуриента?
— Мнения разные, но большинство преподавателей уверены, что тесты несложные. Причем сам тест составлен таким образом, что зачастую правильные ответы можно просто угадать…
Обычно у нас в вузе абитуриенты, поступающие на разные специальности, по одному и тому же предмету решают задачи разного уровня сложности. Сложность заданий приемная комиссия определяет в зависимости от конкурса — чтобы выявить лучших. А тесты внешней оценки знаний имеют одинаковую сложность как для «технарей», так и для экономистов.
— Чем еще для КНТУ ознаменовалась вступительная кампания 2006 г.?
— Конкурсы на традиционно популярные специальности остались на высоком уровне: международная экономика — 3,6 человека на место; компьютерные системы, системное программирование — 3,5 человека на место; автомобили и автомобильное хозяйство — 3,2 человека на место; промышленное и гражданское строительство — 3 человека на место. Практически не было конкурса на машиностроительные специальности — такие, как литейное производство и обработка металлов давлением, небольшой конкурс на специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты»…
Мне кажется, это прежде всего связано с тем, что молодежь — выпускники школ — не видит себя на предприятии. Парадокс — экономистам сейчас очень сложно устроиться на работу, а конкурс на экономические специальности большой, с трудоустройством выпускников инженерных специальностей стало гораздо лучше — в Кировограде сейчас стабильно работают «Красная звезда», «Гидросила», «Радий», но конкурс на инженерные специальности или небольшой, или его нет вообще. Нарушена связь между рынком трудоустройства и рынком высшего образования…
В чем особенности вступительной кампании этого года — их, по сути, было две — первый курс и магистратура после бакалавриата. Раньше студент поступал в вуз сразу на пять лет. Сейчас, после обучения на четырех курсах бакалавриата, мы студентов отчисляем, а потом, уже имея на руках диплом бакалавра, они заново поступают на пятый курс или на магистра, или на магистра/специалиста. Что интересно, в этом году практически все выпускники бакалавриата выразили желание продолжить обучение в магистратуре, считанные единицы студентов ушли из вуза после четырех лет обучения. Еще несколько лет назад магистратура не пользовалась особой популярностью, однако сейчас студент, если по какой-то причине не поступает в магистратуру, воспринимает это чуть ли не как личную трагедию. Свою роль в популяризации степеней бакалавра и магистра сыграло присоединение Украины к Болонскому соглашению. Студенты думают, что диплом специалиста в будущем станет уже не нужен, хотя это и не так…
Из негативных моментов приемной кампании нужно отметить общую тенденцию снижения числа выпускников школ, поступающих в высшие учебные заведения. В этом году документы на поступление в техуниверситет подало на 20% абитуриентов меньше, чем в прошлом году. В области окончили школу 11 тыс. выпускников (год назад — 11,5 тыс. человек), но куда они делись — непонятно. Гораздо меньше абитуриентов пришло к нам, в педагогический университет, в техникумы, в частные вузы областного центра. И в целом количество выпускников по Украине год от года начинает уменьшаться. Ожидается, что в 2010 году в нашей области останется всего 2 тыс. выпускников школ. Эта цифра пугает… Возникнет очень серьезная проблема — борьба за абитуриента. Пока эта борьба идет не в пользу провинциальных учебных заведений…
Тем не менее, мы полностью набрали запланированное количество студентов первого курса на госбюджетные места. До конца августа доберем контрактников, так что, в конечном итоге, лицензированное число первокурсников в этом году будет таким же, как и год назад.