Кировоградщину сейчас критикуют все кому не лень и по любому поводу — безвластие, застой в промышленности, высокий уровень безработицы и долги по зарплате… Чуть ли не единственное, к чему трудно придраться критически настроенным политикам и журналистам, так это к качеству колбас и мясопродуктов «Ятрани». И редко в нашем городе можно найти дом, где бы в холодильнике не было полюбившегося «птичкиного» продукта. Не потому, что мы такие патриоты, а потому, что это вкусно и на любой кошелек. О предприятии, которому в производстве продуктов питания сегодня нет у нас равных, наш разговор с председателем наблюдательного совета ОАО «Мясокомбинат “Ятрань”», членом совета по развитию животноводства Украины при Кабинете Министров Украины Андреем Райковичем.
— Андрей Павлович, что сегодня собой представляет мясокомбинат «Ятрань»? По санитарным нормам это — закрытое предприятие, но людям всегда интересно знать, где и как делают их любимую колбасу?
— Сегодня мясокомбинат «Ятрань» — это развитое многоотраслевое мясоперерабатывающее предприятие. Во-первых, мы занимаемся переработкой нескольких видов мяса — свинины и говядины. Во-вторых, выпускаем колбасные изделия всех видов, в самом широком ассортименте мясные полуфабрикаты, также вареники и пельмени. Сегодня у нас работает 1550 человек, средняя зарплата которых 1300 гривен. Примерно 60% из них — это люди с высшим образованием. Оборудование и технологии, применяемые сегодня в производстве, самые современные, и они требуют профессионального подхода и высокого уровня квалификации рабочих. Пройдясь по нашим цехам, можно увидеть такие же технологии, как во Франции, Германии, Австрии. Например, трехэтажный конвейер развалки мяса — единственный в Украине. Есть суперустановки для стерилизации. Уровень санитарии на нашем мясокомбинате под стать медицинским учреждениям. Даже дым, который закачивается для копчения колбасных изделий, проходит очистку от смоляных примесей и канцерогенов. В ближайшее время планируем строить новый убойный цех.
Мясокомбинат «Ятрань» — это еще и развитая сеть фирменной торговли. Четверть выпускаемой нами продукции уходит через фирменные магазины. Это обязательная составляющая менеджмента нашего предприятия, таким образом мы еще и изучаем покупательский спрос. Это как индикатор для производства. Сегодня у нас уже 15 магазинов. Плюс несколько передвижных торговых точек. Планируем расширяться и дальше.
Предприятие сертифицировано в системе европейских стандартов. Это как визитная карточка для будущего членства в международной организации торговли, в ВТО, для разговора на равных с европейскими предприятиями.
На комбинате 120 единиц техники — это, по сути, не просто транспортный цех, а отдельное автопредприятие. География наших поставок — вся Украина. И хотя мы ориентированы в первую очередь на отечественного покупателя, до нынешнего года успешно экспортировали продукцию в Россию и Белоруссию. Надеемся, что нам еще такую возможность вернут.
Как видите, в целом наше предприятие многовекторное. Мы не плачемся, не ждем милостей от природы и экономики, а усердно работаем…
— Почему вы отказались от столь популярного в народе названия «птичка»?
— Причин несколько. Когда для масс-медиа наступает информационный голод, они начинают говорить о птичьем гриппе. Информация действует на подсознание человека, и у нас, производителей, возникают очень большие проблемы. Многие подсознательно воспринимают нашу продукцию как сделанную из птицы. А ведь на самом деле к птице мы имеем отношение сугубо историческое. Предприятие образовалось в 1927 году в системе «Коопптах». Когда в 1995 году резко уменьшились объемы переработки птицы, так как в Украине ее поголовье было практически уничтожено, мы стали заниматься переработкой свинины и говядины. Сегодня мы, конечно же, покупаем мясо птицы для переработки в нужных количествах, но это не значит, что должны оставить за собой и название «Птицекомбинат». Ведь 99,9% продукции предприятия делается из свинины и говядины.
Есть еще один момент — сегодня надо быть узнаваемым. Оставить название советского периода для этого недостаточно. Нужны узнаваемые бренды — территориальные, региональные, общенациональные. Поэтому и появилось название «Ятрань».
— В ваших фирменных магазинах в принципе можно найти продукцию на любой кошелек. Но взять ту же буженину, корейку… Люди спрашивают: почему так дорого? Цены на эту продукцию, как в столице, а зарплата у нас раза в три ниже…
— Вопрос цены актуален во все времена и вызывает у людей массу недовольств. Как ни странно, но человек и не должнен быть доволен ценой. Если ему будешь давать бесплатно, он скажет, что это брак…
Цена на всю продукцию мясокомбината «Ятрань» вполне соответствует ее качеству. Мы никогда не ставили во главу угла максимальные прибыли любой ценой. Дешевле мы тоже не можем сделать, потому что работаем только с натуральным охлажденным мясом. С привозным глубокозамороженным мясом мы не работаем, покупаем только живой вес, и сами производим забой. Поэтому наша колбаса и лучше, и вкуснее.
Естественно, что на рынок готовой продукции влияет и такой фактор, как цена на рынке сырья. В настоящий момент она немного упала. Но вместе с ней изменились и другие составляющие стоимости нашей продукции. Ведь государство не желает афишировать, что поднялись цены на энергоносители, на топливо, повысилась квартплата, а следовательно, нам надо повысить зарплаты рабочим… Предприятие также не должно работать вхолостую. Оно должно иметь определенный уровень рентабельности, определенные прибыли, расширяться. Мы не занимаемся спекуляцией. Цены на рынке готовой продукции у нас оптимальные.
— Хотелось бы сравнить их с ценами продукции других мясокомбинатов…
— Наша продукция продается во всех регионах Украины. Естественно, мы очень серьезно мониторим все цены и не можем продавать свою колбасу дороже, чем конкуренты. Как минимум, 20 предприятий сегодня выпускают аналогичную продукцию. Быть может, не такого качества, но названия эти на прилавках присутствуют…
— Но где же тогда возникает колоссальная разница между закупочной ценой и розничной стоимостью?
— Я бы не сказал, что закупочные цены очень низкие.
— Почему же тогда крестьяне называют их «грабительскими»?
— Потому что в государстве всегда было две составляющих цены на сельхозпродукцию. Одна составляющая — это рыночная цена. Вторая — это регуляторная политика государства, которая выливается в дотации сельхозпроизводителям. Не хотелось бы сегодняшний диалог переводить в плоскость политических проблем, но придется. К сожалению, из-за того, что не работает Кабинет Министров, экономика пущена на самотек. Ни Верховная Рада, ни Секретариат Президента не решат вопрос цены на мясо, нужно только, чтобы действовало правительство, была плановая работа.
В развитых европейских странах с помощью дотаций государство регулирует как ценовую политику, так и объемы животноводства. Если тамошний фермер вырастит скота на две-три единицы больше, чем ему позволит государство, он не получит дотации. Две-три лишние головы живности — и фермер в убытке.
Мы же сейчас разрешили, чтобы мясо импортировалось в Украину с нулевой ставкой. Но, чтобы снизить цены на готовую мясную продукцию, я бы сделал по-другому. Зазор, о котором вы сказали, нужно восполнить дотацией, если мы, конечно, хотим сохранить свой аграрный сектор. И выдавать эту дотацию надо с начала финансового года, а не 29 декабря, чтобы уже через два дня она прекратила свое фактическое существование. Потом же сами скажут, что селяне ею не воспользовались. А надо так давать, чтобы можно было взять! И не вмешивались бы тогда госадминистрации в вопросы регулирования цен на колбасу…
— Вы сказали, что сегодня Украина получает дешевое мясо. Повлияет ли это на цену колбасы?
— Мы сегодня покупаем на внутреннем рынке свинину второй категории по 7,50 грн. за кг, говядину высшей упитанности — по 6 грн. за кг живого веса. Европейское импортное мясо в полутушах примерно соответствует этим ценам. Так что цена на колбасу никак не изменится. Европа может нам дать дешевле только готовую продукцию, чтобы поставить на колени и уничтожить нашу перерабатывающую промышленность. Они совершат экономическую диверсию, а потом будут кормить нас своей колбасой.
— Как сегодня вообще происходит закупка мяса? Раньше были заготконторы, потребкооперация… А что вместо этого есть сегодня?
— Еще 15 лет назад существовали те организации, о которых вы говорите, с труднопроизносимым названием «Заготхудобавiдгодiвля». Такие конторы существовали в каждом районном центре и во всех приравненных к ним населенных пунктах. Здесь занимались закупкой живности от населения, если надо проводили дополнительный откорм, и затем продавали продукцию на перерабатывающие предприятия. Это была очень хорошая система. Затем эти предприятия просто-напросто закрыли. Не создав альтернативы, государство само же …родило теневых заготовителей. Те же люди, которые раньше работали в заготконторах, теперь стали теневиками. Это же их профессия, им надо как-то кормить свои семьи!..
Закупка сырья — это целое направление в работе нашего предприятия. Мы наводим мосты с председателями сельских советов, с руководителями сельских хозяйств, имеем долгосрочные связи. Сегодня география наших закупок такова, что мы берем мясо примерно в 18-ти областях Украины, примерно в радиусе 600 км. Немногим меньше половины закупаем у производителей всех форм собственности нашей области. Четверть берем непосредственно у населения.
И, если бы посредником между населением и товаропроизводителем была структура, подотчетная государству, естественно, на ценовую политику на рынке сырья можно было бы влиять. А если частный заготовитель «входит» между крестьянином и нами, договорные отношения колеблются, и часто не в пользу того, кто выращивает животных. Поэтому мы и стараемся как можно громче заявлять цены, по которым мы принимаем живое мясо, стараемся вести нормальный диалог с производителями, дорожим ими. Отсюда и очередь на продажу сырья нашему предприятию на полмесяца вперед.
— Почему такое успешное предприятие, как мясокомбинат «Ятрань», не построит несколько своих животноводческих комплексов? Так же гораздо проще иметь постоянный приток живности по нормальным ценам, чем ездить по другим областям.
— Очень просто — нет экономической целесообразности. Каждый день на предприятии перерабатывается около 150 голов скота и в пределах 200 голов свиней. Это формат среднего хозяйства. Сапожники должны шить сапоги, а мы должны продавать им кожу…
Вы пишете,что не закупаете импортное сырье для производства продукции, а как объяснить штрих код на Вашей продукции 2 813374 003045 ? Это и на колбасе салями Московская с/к в/с, и на дорогих сосисках, и просто на охлажденном мясе?!
Фермер из Мироновки заинтересован сейчас договориться на конец осени реализовать бычков на мясо.Будьте добры передать информацию ответственным за заготовку . Алексей Шевченко 8 067 606 56 12
козлы и колбаса ваша козья!
Хотел бы ещё добавить, что при сохранении нормативного уровня рентабельности по этой отрасли и высокой стоимости основных фондов, цены неизбежно ползут вверх. Если существует экспорт в ближнее и дальнее зарубежье, то можно восхититься достижениями и радоваться притоку капитала в Украину, если нет, то даже при добросовестной уплате налогов, происходит утечка капитала.
На основании изложенного, хотелось бы всё же иметь полную информацию для правильного впечатления от статьи.
"…Оборудование и технологии, применяемые сегодня в производстве, самые современные…"
"…Пройдясь по нашим цехам, можно увидеть такие же технологии, как во Франции, Германии, Австрии…"
Очевидно, такое фундаментальное техническое перевооружени без иностранного инвестора не обошлось. В этом случае было бы интересно знать как распределяется прибыль между сторонами и какова доля экспорта на запад. Или эти инвестиции окупаются за счёт украинских любителей дорогой колбасы?
Хотелось бы иметь полное впечатление о статье.
Очень грамотное интервью, особенно рад его слышать от фактического соседа и отца дочери с которой учился в школе и занимался у одной и той же учительницы по английскому. Тем более в настоящее время также работаю в крупном пищевом холдинге в РФ, услышал ряд аналогичных проблем с которыми сталкиваемся мы. Готов поддержать предложение по таможенным пошлинам и перводе их в дотации. Сельское хозяйство может быть прибыльным, имею несколько успешных проектов на Урале. Вопрос стоит только в организации как внутренней так и внешней — на уровне государства. А в этом политическом беспределе я вообще удивляюсь как выживают предприятия, а с/х тем более. Удачи и дальнейшего развития Вам Андрей Павлович, видел сам в какое продвинутое предприятие вы превратили бывший птицекомбинат.