С переходом сферы пассажирских автоперевозок на рельсы рыночной экономики «за бортом цивилизации» остались сотни периферийных населенных пунктов, лишившихся регулярного автобусного сообщения с районными и областными центрами. Таковы законы рынка. Во главу угла поставлены строгий расчет и прагматизм. Ни один частный предприниматель, занимающийся извозом, работать себе в убыток не станет, и винить его за это, в общем-то, нельзя. Государство помогать не торопится, крайними же, как обычно, оказываются люди…
Один из примеров — село Бобринка Бобринецкого района. Расположен населенный пункт километрах в 30-ти от райцентра. Рейсовый автобус в село не ходит, потому что маршрут убыточный. Правда, отдел экономики райгосадминистрации собирается на днях провести очередной тендер на маршрут до Бобринки, и, может быть, уже в ближайшем будущем ситуация изменится к лучшему. Но пока жителям села приходится добираться до райцентра своими силами.
Сейчас за кировоградских пассажиров между собой конкурируют 229 перевозчиков — как автотранспортные предприятия с внушительным автобусным парком, так и частные предприниматели, в ведении которых находятся один-два автобуса. В общей сложности через область проходит 451 пассажирский маршрут (регулярные внутрирайонные, внутриобластные, республиканские и международные линии). Тем не менее, многие населенные пункты продолжают оставаться вне маршрутных линий. Точное число таких сел назвать сложно, в ОАО «Кировоградавтотранс» ведется учет населенных пунктов, охваченных пассажироперевозками, противоположную статистику никто не ведет.
По словам генерального директора ОАО «Кировоградавтотранс» Дины Таран, пассажирские автобусы ходят до каждого райцентра Кировоградщины. Для многих сел, куда рейсовые автобусы не заезжают, существуют тарифные остановки на трассе. В этом случае населенный пункт считается также охваченным пассажирским сообщением.
Заказчиком на организацию пригородных (в пределах района) маршрутов являются районные государственные администрации. Они проводят анализ ситуации, выясняют пожелания жителей района в отношении целесообразности существования той или иной линии пассажироперевозок, при необходимости составляют новые маршруты и предлагают их на тендер. Однако многие пригородные маршруты нерентабельны, государственные субвенции — компенсации за перевозку льготных категорий пассажиров — из бюджета поступают не всегда вовремя и не всегда в полном объеме. И, когда перевозчику надоедает терпеть убытки, он может попросту бросить маршрут. В некоторых случаях заказчик может подстраховаться и по условиям конкурса добавить нерентабельную линию в нагрузку к рентабельной. Однако и такой метод «борьбы» с убыточными маршрутами далеко не всегда находит понимание у организаций, занимающихся перевозкой пассажиров. Вот и возникают «белые пятна» на карте области…
Описанную в статье ситуацию можно рассматривать как одну из форм геноцида. Так как люди не смогут получить своевременную медицинскую помощь и многое другое. Порождение новых "Лыковых"-издержки антисоциальной демократии.