С проблемой беженцев Украина столкнулась сравнительно недавно. Железный занавес, которым бывшая Страна Советов была ограждена от другого мира, служил реальным препятствием для проникновения искателей приюта на территорию огромного государства. С развалом СССР многое изменилось, и Украина стала транзитной страной — особенно на пути из Азии в Западную Европу. И пускай сегодня это пока не вызывает массового недовольства ни с той, ни с другой стороны, как, например, в США и у их южных соседей, все же соблюдение прав беженцев является большой проблемой для Украины.
Система предоставления убежища тем, кто не может воспользоваться защитой своей страны, фактически начала у нас действовать лишь в конце прошлого столетия. Сегодня в Украине уже принят в новой редакции Закон «О беженцах», мы присоединились к Конвенции о статусе беженцев 1951 года и аналогичному Протоколу 1967 года. Тем не менее, опыт предоставления правовой помощи беженцам позволяет утверждать, что соблюдение их прав до сих пор на очень низком уровне. А это значит, что либо законы у нас несовершенны и нуждаются в срочных поправках, либо те, кому по должности полагается их блюсти, не слишком ответственны.
Отрегулировать миграционные споры и, возможно, инициировать поправки в существующие сегодня законы Украины «О беженцах», «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства», «Об иммиграции», «О гражданстве» призвана так называемая Концепция государственной миграционной политики. Пока в целом документ готовится к принятию, с отдельными его положениями журналистов познакомил начальник отдела миграционной службы Кировоградской облгосадминистрации Александр Хмельницкий:
— Концепция — это прежде всего правовой акт, который обозначит дальнейшее направление политики государства в области миграции — как внутренней, так и внешней. Закон и Концепция — это как базис и надстройка, дающие нам установки, как вести себя по отношению к другим странам, как относиться к иностранцам, которых не может защитить их родное правительство. Настаивать на их депортации или, быть может, благодаря им улучшать свою демографическую ситуацию? Если раньше нас это особо не заботило, то сейчас мы должны серьезно задуматься о приросте населения, он у нас с негативным сальдо. Люди выезжают, умирают, а рождается очень мало. Как быть?
А может, воспользоваться примером Америки, где работает разветвленная миграционная служба? Не так давно они воплотили в жизнь такое понятие, как миграционная амнистия. Ни для кого не секрет, что в США очень распространена миграция из Мексики и стран Латинской Америки. Беженцы в Америке живут нелегально десятилетиями. И если им случалось несчастье вляпаться в какую-нибудь историю, пусть даже случайно ими интересовалась та или иная служба — их немедленно выдворяли из страны. Теперь американские власти решили так: простить всем, кто сейчас уже живет на территории США нелегально, узаконить их отношения со страной, но в дальнейшем охрану границы государства ужесточить.
Как нам вести себя в подобных ситуациях — будь то с вьетнамцами или другими народами Азии, которые пользуются Украиной как коридором для проникновения в Европу? Вот с этим мы сейчас и пытаемся определиться.
Кто занимается созданием Концепции? Она будет статичной или поддаваться влиянию внешней политики Украины?
— Созданием этой Концепции занимается государственный комитет по вопросам национальностей и миграции. В мире нет ничего постоянного, мы тоже будем идти в ногу со временем и другими цивилизованными государствами. Но только не приспосабливаться, а подтягиваться к ним. Вот, к примеру, совсем недавно был откорректирован закон о беженцах. Если раньше иностранец должен был обратиться в миграционную службу после нелегального пересечения границы в течение трех суток, а при легальном — через пять, то сейчас закон рекомендует «не тянуть», не называя конкретных сроков. Практически 90% беженцев мы могли раньше отказать — редкий нелегал в течение трех дней, не успев осмотреться, найдет органы миграционной службы. Чиновник, конечно, мог по доброте душевной пойти на уступки и принять заявление позже, но это уже было нарушением закона. Сейчас этот закон более человечен.
Еще пример. Если раньше за продлением статуса беженцы ездили в Киев, то с этого года подобную процедуру можно осуществить по месту жительства — в региональных миграционных службах.
Точно так же и Концепция не подразумевает полной статичности. Буквально за 15 минут до вашего прихода у меня были беженцы из Чечни. К ним дошла информация, что вопрос с чеченцами будет пересматриваться. Эта семья живет здесь уже 5 лет. С одной стороны, статус беженца — временный, он не предполагает постоянного жительства. Но с другой, эти люди пустили здесь корни — дети учатся, взрослые работают. Мысль о том, чтобы вернуться домой, их не греет. Тем более информация о том, что в Чечне нормальная обстановка, — лишь одно из громких заявлений на уровне Российского государства. Но мы-то знаем другие точки зрения. И чеченцы знают, у них на родине остались родственники, знакомые. Теперь, если они захотят остаться здесь навсегда, им нужен уже совсем другой статус. Но вопрос: дадут ли? Для этого и нужна Концепция, чтобы не гадать на пальцах. Она, кстати, предполагает более лояльное отношение к иностранцам, нежели сегодня.
В то же время документ подразумевает и распределение мигрантов в Украине по регионам, пусть даже в чем-то нарушая их права и свободы. Буквально «задыхаются» от иностранцев сегодня Киев и Киевская область, Одесса, Харьков. Практически на одном уровне Днепропетровск, Черкассы и Полтава. Закарпатье — трамплин в Западную Европу. Этим территориям трудно всех разместить, обеспечить жильем, работой, пусть и временной, и т.д. Оно и понятно: рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше. Но нужны и какие-то регуляторные механизмы при условии недопущения любых проявлений дискриминации и ксенофобии. Допустимо ли в данном случае принудительное распределение, или нет, — для этого мы сейчас и обговариваем проект Концепции.
Новая Концепция призвана отрегулировать потоки трудовой миграции — как внешней — так и внутренней. Чтобы не было в одном месте густо, а в другом пусто. Поэтому мы призываем людей как можно активнее принять участие в ее обсуждении. Желающие могут обратиться в отдел миграционной службы ОГА по адресу: пл. Кирова, 1 (вход со стороны ул. Ленина) или по телефону: (0522) 32-13-40.