Парламентские и местные выборы, выяснения отношений новоизбранных депутатов и ковка «каалиций» различных мастей, «оккупация» Феодосии, в конце концов, — мало ли событий произошло в нашей стране за последние полгода? Как раз достаточно для того, чтобы из национального масс-медийного простора напрочь исчезла главная тема зимы 2006-го — внедрение энергосберегающих технологий и экономия энергоресурсов. Как будто вместе с холодами и сама проблема канула в небытие. И это не к добру. Значит, скоро наступит очередной отопительный сезон, а мы с вами так и не продвинулись хотя бы на полшага вперед, в сторону рационального использования таких дорогих на сегодняшний день энергетических ресурсов…
Как поет Александр Васильев, «вы будете смеяться», но, оказывается, в Украине вопросами энергосбережения всерьез начали заниматься еще… десять лет назад (когда природный газ на границе Украины и России стоил смешные теперь 45 долларов)! Тогда была создана соответствующая государственная инспекция по энергоснабжению, еще через год — профильный Госкомитет, как инструмент внедрения государственной политики экономии ресурсов. О том, как много этих самых ресурсов за целое десятилетие в стране «насберегали», язвить не будем — и так очевидно…
А практические достижения отсутствуют, наверное, потому, что борьба за энергосбережение велась преимущественно на бумаге, путем подготовки и принятия различных законов и указов. В территориальном управлении Государственной инспекции по энергосбережению в Кировоградской области журналисту «УЦ» показали весь этот сборник законотворческого «потока мыслей» — книжный томик на 1190 страниц, включающий в себя 118 различных законов, нормативных актов, постановлений, и прочая, и прочая, и прочая. При этом, по словам специалистов управления, практически ни один регламентирующий документ полностью в жизнь так и не воплощен…
Как рассказал начальник областной государственной инспекции по энергосбережению Валерий Лавринов, только лишь в 2006 году — причем впервые за все время своего существования, — госинспекция получила целевые средства порядка 400 млн. гривен на решение вопросов сбережения энергоресурсов. Раньше работали, что называется, «в рамках минимального финансирования» — из чего можно сделать вывод, что проблемы рационального использования топлива никого из руководства государства, по большому счету, не особо и волновали…
А чем еще можно объяснить тот факт, что закон, предусматривающий экономическое стимулирование энергосбережения, пролежал без движения в Верховной Раде целых 5 лет?! По этому закону предполагалось, кроме всего прочего, 50% средств, сэкономленных в результате внедрения энергосберегающих программ, оставлять в распоряжении предприятия (в том числе — 10% на премирование работников, непосредственно участвовавших в разработке и внедрении энергосберегающих технологий), остальные 50% — распределять по частям: в областной, общегосударственный фонды энергосбережения и национальный бюджет. Наверняка возможность поощрения подтолкнула бы украинских рационализаторов и изобретателей к тому, чтобы всерьез задуматься над всеми этими вопросами и активней разрабатывать энергосберегающие технологии. Был бы внедрен в жизнь этот закон еще 5 лет тому назад — глядишь, на сегодняшний день и вышла бы наша промышленность на сложившийся в цивилизованном мире — с его высокими ценами на энергоносители — уровень расходования ресурсов (обычно окупаемость такого вида новаций составляет 5-7 лет). Но, видно, не судьба…
Когда именно Верховная Рада пятого созыва вплотную займется совершенствованием законодательства в сфере энергосбережения — это вопрос риторический. Сегодня же остается разве что следить за рациональным и экономичным использованием имеющихся в наличии объемов топливно-энергетических ресурсов. Контрольно-фискальные функции в этом вопросе возложены на упоминавшуюся выше государственную инспекцию по энергосбережению. О специфике и результатах работы областного подразделения госинспекции наш разговор с руководителем регионального управления Валерием Лавриновым и начальником отдела контроля и надзора за использованием топливно-энергетических ресурсов, экспертизы и дисциплины газопотребления Михаилом Карапаловым.
Итак, основная задача инспекции — контролировать соблюдение в государстве норм Закона «Об энергосбережении», принятого еще в 1994 году. Выражается это в учете, аудите использования ресурсов, экономическом стимулировании энергоснабжения и даже в применении по отношению к расточителям жестких мер административного воздействия.
Например, представьте такую ситуацию: на каком-то производстве вылили по халатности в канаву определенное количество дизельного топлива. В разговоре с представителем госинспекции руководство организации стает в позу — «наше топливо, что с ним хотим, то и делаем; хоть сжигаем, хоть выливаем». Однако очевидно, что такие действия явно далеки от концепции энергосбережения, поэтому инспекция вправе ударить по нарушителю рублем — обязать заплатить в госбюджет сумму, в два раза превышающую стоимость выявленных энергопотерь. А дальше: хотите выливать дизтопливо — выливайте, но будьте любезны при каждом таком поступке компенсировать народному хозяйству двукратную стоимость использованного не по назначению энергоресурса… Между прочим, по результатам недавней проверки одно из ведущих машиностроительных производств региона перечислило в пользу государства 30 тыс. гривен, правда, за другие нарушения, а не по изложенному выше поводу. Впрочем, пример с топливом тоже не с потолка взят…
Когда инспектор — к слову, их всего шесть человек на всю Кировоградскую область — проводит аудит расходования энергоресурсов на объекте, он, по идее, должен сравнить существующие показатели, грубо говоря, счетчиков с нормативными данными. И вот здесь, как оказалось, зарыта самая большая «собака» в работе Госинспекции — сравнивать полученную в результате проверки предприятий цифирь практически не с чем! В Украине фактически нет новых методик расчета удельных норм затрат топливных ресурсов на производство определенных видов продукции. За годы независимости у нас в стране разработали нормативы энергозатрат всего по четырем отраслям. В строительстве, в агропромышленном комплексе (на хлебопекарную отрасль и производство масломолочной продукции) и по линии Министерства транспорта. А на самые энергоемкие отрасли — металлургию и машиностроение — современных нормативов до сих пор нет.
Старые данные, оставшиеся еще с советских времен, для наших реалий не годятся — уж сильно те нормативы «больны» гигантоманией и по сегодняшним меркам совершенно неэкономичны. Вот и спрашивается в задачке по энергосбережению — как можно двигаться в направлении экономии энергоресурсов, если даже не определены рамки, где заканчивается экономия и где начинается расточительство? К чему стремиться, если не названы цели? Снова нестись сломя голову вперед, к светлому будущему, не имея на руках хотя бы элементарной карты местности? При таком подходе к делу как-то смутно верится в то, что в Украине когда- нибудь наступит по-настоящему Эра энергосбережения…
Однако вернемся из облаков теории на землю практических изысканий, чтобы поинтересоваться у собеседников наиболее типичными случаями потерь энергоресурсов применительно к предприятиям Кировоградского региона.
— По электроэнергии максимальные потери получаются в трансформаторах и линиях электропередач. В этом случае сильно сказывается фактор недозагрузки предприятий. Например, раньше на «Красной звезде» в год выпускалось где-то 11 тысяч сеялок, сейчас — 3-3,5 тысячи. Энергосистема завода была рассчитана на другие объемы производства, да еще и с перспективой на увеличение программы выпуска. На сегодня трансформаторы «Красной звезды» мощностью по 16 мегаватт загружены в лучшем случае на 40%. Все остальное — потери на холостой ход. В связи с этим предприятие вынуждено нести огромные общезаводские расходы на электроэнергию.
Второй момент. Использование газопотребляющего оборудования в неэффективных режимах. Желая сэкономить природное топливо, в некоторых случаях газовые котлы на время отключают. Но такие меры не всегда экономически оправданы. Когда котел работает в «рваном» режиме, ему необходим час для того, чтобы войти в рабочее состояние. Один час «разогрева» агрегата — как минимум, 140 кубометров газа сожжены впустую. А есть котлы, которые берут 800-1000 кубов газа в час. В этом случае непродуманные частые пуски, остановки котла существенно бьют по рентабельности газового оборудования. Далее, по правилам использования природного газа, любая работающая на голубом топливе установка должна один раз в три года проходить наладку. Эта норма выполняется далеко не всегда и не всеми субъектами. Режимная наладка позволяет сэкономить до 20% топлива. На котле, потребляющем 1000 кубов газа в час, даже 10% экономии дадут ежесуточно выигрыш в 2400 кубов.
Самая большая беда наших теплоснабжающих организаций — отсутствие изоляции на тепловых транспортных магистралях. Когда зимой по городу сплошь и рядом видишь черные полосы асфальта, резко контрастирующие со снежными сугробами — это значит, что в этом месте под землей проходит неизолированная теплотрасса. Вдоль набережной колодцы теплопровода часто затапливает речной водой, и тогда теплопровод не только обогревает землю, но и нагревает воду — за счет платы жителей города за центральное отопление.
Эти потери при температуре теплоносителя 70 градусов составляют порядка 1500-2000 гигакалорий в течение одного отопительного сезона. На производство 1 гигакалории тепла необходимо потратить 140 кубометров природного газа. Получается, что по причине неизолированных труб за отопительный период тепловики «выбрасывают» в окружающую среду примерно 280 тыс. кубометров газа (при новой цене в 686 гривен за тысячу кубов — 192 тыс. гривен — авт.).
— «Кіровоградолія» планирует запустить собственную мини- электростанцию (мощностью 11 мегаватт, 70% потребностей производства), работающую на шелухе семян подсолнечника. Это можно расценивать как меры по энергосбережению. Возможна ли подобная ситуация — с использованием автономных тепло- и энергогенерирующих установок — на машиностроительных предприятиях? У них ведь нет отходов производства, пригодных к дальнейшей переработке.
— Конечно, можно смонтировать несколько установок, работающих или на природном газе, или на другом виде топлива, которые вырабатывали бы тепло, электроэнергию для нужд определенного предприятия. Коогенерационные агрегаты позволяют совмещать получение электрической энергии с производством тепловой энергии, не снижая тепловой мощности объекта. Все упирается в вопросы инвестиций в энергосберегающие технологии. На 1 киловатт мощности коогенерационной установки нужно потратить от 300 до 600 евро капиталовложений.
На «Красной звезде» пошли несколько другим путем. Чтобы не обогревать впустую все пространство крупных производственных помещений — высотой 18 метров и с пролетами по 24 метра, — при реконструкции цехов 90-го корпуса было установлено около ста установок инфракрасного излучения, предназначенных для нагрева фиксированной зоны вокруг единицы оборудования.
— Какое предприятие города (области) наиболее проблемное с точки зрения энергосбережения, а какое самое прогрессивное?
— На птицекомбинате очень серьезный подход к энергосбережению (только за счет применения системы рекуперации тепла «птичке» удается сэкономить минимум 150 гигакалорий тепла в год). На «Кіровоградолії» начали планомерную реконструкцию производства и постепенно выходят на одно из ведущих мест в области по уровню экономии энергоресурсов.
Завод модифицированных жиров строился недавно, поэтому здесь уже на стадии проектирования и строительства были применены современные энергосберегающие наработки и новые технологии. На предприятии идет сброс больших объемов технологического тепла — пар температурой 95-97 градусов немного загрязнен маслом, и его нельзя напрямую направлять в котельную. Поставили систему очистки, сейчас порядка 50% конденсата возвращается в котельную — одна тонна очищенного пара экономит 17,5 кубов газа, от остальной части конденсата «отбирается» тепло, направляемое на отопление помещений завода. Только за счет очистки пара завод экономит до 400 тыс. кубов газа в год.
Наиболее проблемные предприятия — те, где «крутятся» государственные средства. То есть практически все объекты бюджетной сферы. Очень плохо обстоят дела с энергосбережением в жилищно-коммунальном хозяйстве, в ЖЭКах ужас что творится! Постоянные протечки воды в подвалах, вечное отсутствие тепловой изоляции и т.д. Небольшой пример: по состоянию на 1-е июня сотрудниками нашей инспекции были выявлены потери топливно-энергетических ресурсов ЖЭК №1 (ул. Гоголя, 61) — 165 Гкал/год, КРЭП №3 — 190,4 Гкал/год, это только из числа тех ЖЭКов, которые мы проверили, а сколько еще объектов остались вне внимания инспекторов?
— В начале года из Киева поступали какие-то специальные директивы по поводу ограничений потребления природного газа?
— Поступали. Второго января уже все региональное управление было поднято «по тревоге» — мы объезжали областные предприятия-регуляторы. Это такие промышленные объекты, у которых можно в отопительный период, если складывается критическая ситуация, взять часть газа и направить топливо на объекты теплоснабжения, на коммунально-бытовые нужды. В нашем регионе предприятий-регуляторов порядка шести — в Кировограде, Знаменке, Долинской, Александрии. Все эти предприятия получают необходимую технологическую броню (минимальные объемы природного газа, при которых не прерывается технологическое производство), и наша инспекция должна следить за тем, чтобы лимит технологической брони не был нарушен. Для александрийского «Этала» технологическая броня — 2, 26 тыс. кубов в сутки (среднее обычное потребление — 11,71 тыс. кубометров); для «Радия» — 17,37 тыс. (36,97 тыс.), для ТЭЦ областного центра — 125 тыс. (350 тыс.) кубов природного газа. Как недобор, так и перебор газа обкладывается административным взысканием в пользу державы в виде двойной стоимости топлива…
Кто-то из успешных финансистов прошлого произнес ставшую афоризмом фразу: «Сэкономленный доллар — все равно что заработанный доллар». Возьмите калькулятор и посчитайте — кто из вас сколько денег «недозаработал», небрежно расходуя топливно-энергетические ресурсы. Дома и на работе. А ведь энергоресурсы у нас в стране уже такие дорогие… Не станем экономить — будут еще дороже. И так пока не научимся…
Добротная статья.
Для всех гуманитариев форума УЦ.
Ну и как со всем этим в ЕВРОПУ? Здесь стандарты ISO и особенно жёсткие DIN.
Почти все предприятия не соответствующие стандартам будут закрыты. В бывшей ГДР, Польше и Венгрии, например, многие предприятия уже закрыты. Без каких либо компенсаций и инвестиций.
Господа гуманитарии расскажите из каких средств будет наполнятся бюджет, хотя бы городской? При полной интеграции в ЕВРОПУ.