Министр образования и науки Украины Станислав Николаенко — гость на Кировоградщине частый. За без малого полтора года своего пребывания на этом посту уроженец села Богдановка Знаменского района посещал наш регион уже четыре раза. Причем на предвыборную кампанию — традиционный сезон «туристических» поездок политиков-министров по городам и весям страны — пришелся только один вояж, 9-го февраля 2006 года, аккурат в день 50-летнего юбилея Станислава Николаевича. Остальные посещения малой родины — как и то, что состоялось на прошлой неделе — носили преимущественно рабочий характер.
Общение министра-социалиста с местными журналистами проходило в рамках записи одной из авторских передач Кировоградской областной телерадиокомпании. Из того, что осталось за кадром, — когда Николаенко готовили к записи, министр, объясняя причины своего существенного опоздания в студию, извинился и рассказал, что по дороге из столицы заехал в два села Александровского района. И в одном населенном пункте, селе Подлесном, Станислав Николаенко заметил грустную картину — «металлисты» раскурочили мемориал жертвам войны и похитили бронзовые бюсты четырех юношей, закопанных живьем в землю немецко-фашистскими карателями. Николаенко при свидетелях пообещал поспособствовать тому, чтобы уже к 1-му августа памятник был восстановлен. «Министр даже сделал первый взнос — 1000 гривен», — добавил сопровождавший Николаенко его товарищ по партии народный депутат Николай Садовой. «Зарплату вчера получил», — уточнил министр образования… Если принять во внимание, что избирательная кампания давно позади, «пиарить» себя уже не нужно, этот факт достоин, как минимум, одобрения…
Ниже приведены наиболее интересные моменты беседы министра образования и науки с кировоградскими журналистами. Так как буквально за пару дней до приезда Станислава Николаевича в наш город, в Украине прошла первая часть эксперимента по независимому внешнему тестированию выпускников школ, большинство вопросов были посвящены этой теме.
— Станислав Николаевич, планируется организовать всего девять межрегиональных центров внешнего оценивания качества знаний. В Кировограде такого центра не будет. Не кажется ли вам это ущемлением прав выпускников нашего областного центра?
— Не играет абсолютно никакой роли, к какому именно региональному центру будет относиться Кировоградщина. Задача центров оценивания — проведение всей организационной работы, проверка работ. Главное в этой системе — пункты тестирования, где непосредственно будет проходить оценивание знаний. Там будут находиться компьютеры, работать специалисты. Такие пункты в Кировограде откроются точно так же, как во Львове или Симферополе. Здесь мы не ограничивали возможностей Кировограда, никаких ущемлений выпускников не будет.
А руководитель регионального центра оценивания должен быть один на три области — чтобы он не подчинялся никому из представителей региональной власти. Начальник каждого из девяти центров независимого внешнего тестирования будет подчиняться только одному человеку — директору центра оценивания качества знаний, который находится в Киеве.
Со временем мы планируем сделать так, чтобы пункты оценивания работали и на местные учебные заведения. То есть по окончании вступительной кампании, когда выпускники сдадут все намеченные экзамены, специалисты пунктов тестирования будут оценивать уровень подготовки в школах и контролировать деятельность университетов. Тогда мы сможем своевременно реагировать на качество знаний в младшей школе (4-6 классы, когда еще не поздно внести коррективы), и сразу выведем на чистую воду все учебные заведения, которые безосновательно объявили себя «университетами».
— За чей счет будет осуществляться доставка выпускников из районов в областной центр для прохождения тестирования?
— В принципе организацией должны заниматься местные советы…
— Каковы, по-вашему, итоги прошедшего на днях пробного внешнего тестирования?
— Во внешней оценке качества знаний приняли участие 44 тысячи детей по всей Украине. Базовым регионом для проведения эксперимента стала Черниговская область, в Кировоградской в тестировании участвовала только Александрия. Школьники сдавали выпускной экзамен по украинскому языку, который также являлся вступительным экзаменом в высшее учебное заведение. Оценивали знания не учителя школы и не преподаватели университетов, а третьи лица.
Явка на экзамен составила почти 97%. Все прошло организованно, своевременно, как мы планировали. Нигде тесты не были сорваны, нигде не было зафиксировано нарушений процедуры проведения оценивания знаний, рассекречивания заданий. Опросы, которые мы проводили среди учащихся, засвидетельствовали, что школьники не считают предложенные им тесты очень сложными, или, наоборот, очень легкими.
Сейчас ответы на тесты специальной фельдъегерской связью свозятся в центр оценивания качества знаний в Киев. Там ответы будут разделены для проверки по региональному признаку — те экзаменационные работы, которые сдавались в столице, будут проверяться, условно говоря, во Львове… Тесты по украинскому языку состоят из двух частей: «закрытая» часть, где необходимо выбирать ответы «да» или «нет»; и творческая, где нужно написать сочинение на 200-250 слов. Их, в общей сложности, проверяют 650 экзаменаторов. Как дети справились с заданием, будет известно очень скоро. Сегодня можно сделать такой вывод — пока наше общество эксперимент независимым внешним тестированием выдерживает…
— Станислав Николаевич, уже в этом году ряд выпускников педагогического университета на себе почувствовали нововведения законодательства о высшем образовании, где говорится, что студент, обучавшийся за средства госбюджета, обязан три года отработать по распределению (в частности, учителем в сельской школе). Как эта норма согласовывается с Конституцией Украины и Болонским соглашением?
— Мы в законе о высшем образовании записали, что между студентом, работодателем и вузом может быть заключен трехсторонний договор, предусматривающий, что, если выпускник едет работать по направлению, ему в обязательном порядке должны предоставить жилье, выплату подъемных, педагогическую нагрузку, если речь идет об учителе, и так далее.
Если мы эту практику не внедрим, то доведем ситуацию до того, что через несколько лет в сельских школах, больницах некому будет работать, некому будет ни лечить людей, ни учить детей. В селе люди тоже платят налоги, и они хотят, чтобы их детям, согласно 53-й статье Конституции Украины, предоставлялись необходимые образовательные услуги. Имеют они на это право? Имеют. Как это право реализовать? На работу в села должны приехать молодые специалисты. Но я могу понять молодого учителя, который спросит: а где я буду жить, если поеду по распределению, какая у меня там будет зарплата? Поэтому мы попытались дать ответы на эти вопросы в социальном контракте.
К сожалению, этот закон был заветирован Президентом, сейчас по некоторым спорным моментам идет дискуссия, но, я думаю, как только сессия Верховной Рады пятого созыва начнет свою работу, — закон будет проголосован.
— Не секрет, что примерно 70-80% бюджета государственных вузов уходит на выплату заработной платы и оплату коммунальных услуг. Повышение окладов преподавателей в прошлом году и, как следствие, рост «зарплатной» части бюджета нанесли серьезный удар по экономике высших учебных заведений — до такой степени, что некоторые вузы утратили возможность пополнять материально-техническую базу, закупать современную компьютерную технику. Какой вы видите выход из ситуации? Сокращение кадров?
— Уверен, ни один преподаватель не считает, что повышение его зарплаты — это был неправильный шаг… Тем не менее, явление, о котором вы говорите, без сомнения, существует. В 2004 году мы потратили на образование в Украине 17,9 миллиарда гривен; в 2005 году — 28 млрд.; в 2006 г. — 33,1 млрд. (6,4% ВВП). Но и этого не хватает, иногда на зарплату преподавателям и оплату коммунальных услуг идут даже те средства, которые студенты платят за свое обучение.
Вывод такой — мы не можем сегодня делать основным спонсором образования родителей студентов. Для этого есть идеологические и политические мотивы. Спонсорами должны быть госбюджет, бизнес, благотворительные фонды, а только потом — частные лица. В Америке, например, государство оплачивает 20% стоимости обучения в приватных вузах и 35% — в государственных. В Германии вообще государственные субвенции составляют 90% платы за обучение. Вопросы по образованию — повышение роли государства, принятие законодательных актов, стимулирующих бизнесовые структуры на финансирование профтехучилищ, техникумов и вузов — это один из принципиальных вопросов «оранжево-малинового» коалиционного соглашения.
На прошлой неделе ряд информационных интернет-сайтов разместил, на своих электронных страницах заметку, обвиняющую министра образования Станислава Николаенко в коррупции. Якобы, по утверждению сразу трех украинских издательств — «Просвіта», «Навчальна книга» и «Наш час» — право печатать за государственные деньги учебники для школьников (в том числе и учебник по истории с разделами об оранжевой революции) получили типографии, приближенные к министру образования. Да и сам тендер на определение издателя учебников проводился не совсем честно. Вот как прокомментировал новость сам Станислав Николаенко.
— Это «черный пиар». Я обратился в СБУ с просьбой проверить сайт, на котором впервые появилась эта информация, и в результате проверки выяснилось, что сайт оказался анонимным.
А ситуация такова. Нам нужно было отобрать 16 учебников для 6-го класса, стоимость заказа — 65 млн. гривен. Министерство провело сначала конкурсы на содержание учебников, а потом — тендер по экономической стороне издания. Вы же понимаете, что если в тендере принимали участие десять учебников истории, а победили только два, то восемь остались недовольны итогами конкурса и тендера. Раньше как выбирали учебники? Просто говорили — это моя компания, мое издательство, поэтому победить должен такой-то учебник. Никто и в конкурсах не участвовал. Наше министерство действительно провело тендер, и провело не так, как это делалось в последние годы, а прозрачно — через конкурсные комиссии, экспертные советы, научно-методические комиссии и три коллегии. Решения на коллегиях принимались только консенсусом, если кто-либо был против — вопрос снимался и отправлялся на дополнительное изучение.
В результате тендера на учебники по 6-му классу мы потратили 48 миллионов гривен вместо 65 запланированных. Я задаю вопрос, о каких взятках может идти речь, если потратили меньше, чем собирались? Вот если бы издание учебников обошлось в 80 миллионов, тогда да. Фактически мы удешевили стоимость печати учебников на 20 млн. гривен. А почему? Потому что были уничтожены все «откаты».
Одному чиновнику, бывшему вице-премьеру, принадлежат два издательства, другому, бывшему министру, — одно издательство, бывшему заместителю министра — еще одно издательство. Естественно, публика, которая пострадала, недовольна тем, что на этот раз они не получили многомиллионный государственный заказ…
«Украина-Центр» неоднократно писала о разрушенной школе в селе Малая Помошная Новоукраинского района. А точнее — о позорно медленных темпах ее восстановления. Министр образования и науки Украины также недоволен тем, как долго местные власти ремонтируют здание школы.
— На встрече с главой облсовета Николаем Сухомлиным и первым заместителем губернатора Анатолием Ревенко я выразил свое недовольство тем, как руководство области отнеслось к этой проблеме… Дошло до того, что я сам пять или шесть раз звонил, спрашивал, предлагал что-то делать. Я договорился с Минфином, с Минэкономики, но министр же не может заниматься подготовкой проектной документации, ходить по инстанциям, оформлять документы. Я не увидел заинтересованности в решении этого вопроса. Если бы школа находилась на балансе Министерства образования, мы давно бы уже отремонтировали…
Сегодня мы четко договорились с руководством Кировоградщины, что должны ускорить поступление в область выделенных 800 тыс. гривен. Я беру на себя лоббирование вопроса в Минэкономики, сделаем все возможное, чтобы эти средства пришли как можно скорее.