Сегодня должна подойти к концу комплексная проверка, которую предприняла Кировоградская облгосадминистрация по отношению к исполкому областного центра. Не дожидаясь результатов ревизии областной властью работы городской, мы обратились к руководителю соответствующей рабочей группы ОГА замгубернатора Вадиму Чернышу с просьбой рассказать, чем и почему заинтересовало государевых людей местное самоуправление.
— Вадим Олегович, что послужило основанием для официально оформленного внимания областных властей к работе городских?
— Мы реализовываем норму закона о местном самоуправлении по контролю за выполнением исполнительными органами делегированных им полномочий. Эти государственные полномочия в районах выполняются райгосадминистрациями, в городах — исполкомами. К примеру, такими полномочиями в социально-экономическом и культурном развитии являются, в частности, рассмотрение и согласование планов предприятий, учреждений и организаций, не являющихся коммунальной собственностью; статистический учет граждан, постоянно или временно проживающих на данной территории, и т.д. В вопросах бюджета — это осуществление контроля за соблюдением обязательств касательно платежей в местный бюджет… В сфере ЖКХ — контроль за надлежащей эксплуатацией и организацией обслуживания населения предприятиями жилкоммунхоза… И так — по каждой сфере. Есть постановление Кабмина, регламентирующее, каким образом осуществляется контроль за выполнением этих полномочий. Таких путей два: анализ актов, которые принимаются исполнительным органом местного самоуправления, и непосредственная проверка, так сказать, «с выходом на местность».
— Какова цель данной проверки?
— Цель проверки работы Кировоградского горисполкома двойная. Во-первых, туда пришли новые люди, которые должны свою работу с чего-то начинать, а именно — с изучения и анализа наработок своих предшественников. Хотя бы для того, чтобы не повторять их ошибок. В данном вопросе с городской властью у нас есть взаимопонимание — мы пришли не только для контроля, но и для помощи. Наша рабочая группа должна не только проанализировать состояние дел с выполнением делегированных полномочий, но и посмотреть, какие люди будут их выполнять, дать оценку их компетентности. По закону, эта проверка длится пять рабочих дней, хотя может быть и продолжена. Причем нам бы не хотелось, чтобы проверка была выборочной, касающейся только тех сфер, состояние дел в которых интересует саму городскую власть. Ведь и самому городскому руководству нужен полный комплексный анализ всех направлений развития города… Таким образом, главная наша цель — стабилизация работы данного органа исполнительной власти и обеспечение выполнения делегированных ему полномочий.
— Какие подразделения задействованы в проверке?
— В рабочую группу вошли все профильные подразделения облгосадминистрации, которые будут изучать работу соответствующих подразделений горисполкома, плюс правоохранительные органы, Фонд госимущества, служба занятости, налоговая и т.д.
— Помнится, прошлый раз инициатива ОГА была встречена хозяевами дома с колоннами в штыки, даже до суда дело дошло…
— Судебный процесс по иску тогдашнего городского головы Чигрина о якобы незаконности аналогичного распоряжения в итоге закончился в нашу пользу. Проверку мы тогда все-таки провели, соответствующие выводы, подтвержденные документами, были направлены в правоохранительные органы. К сожалению, подоспели выборы и давать ход этим материалам, вероятно, оказалось недосуг.
— По-вашему, почему тогда «старая» власть так упорно не допускала вторжения государевых людей в свою «вотчину»?
— У них не было желания допустить обнародования истинного положения дел, наоборот, было стремление скрыть недоработки, промахи или намеренные злоупотребления. И не надо путать угрозу вмешательства администрации в собственные полномочия местного самоуправления, как это преподносилось исполкомом Чигрина, и контроль, который мы должны по закону осуществлять. В конце концов, горисполком — это не удельное княжество, и функции государства должны быть под контролем.
— Ваше внимание направлено на деятельность предыдущего исполкома или уже и нового?
— Думаю, новая власть еще не успела дать почву для проверки, но вышеупомянутое постановление Кабмина предусматривает проведение такого мероприятия раз в полгода, поэтому проверять будем все, что наработано за это время, независимо от того, когда сменилось руководство города.
— Какие сферы деятельности города (в пределах вашей компетенции, конечно), по-вашему, подлежат наиболее тщательному исследованию?
— Учитывая «особенности» деятельности прежней власти, понятно, нас весьма интересует сфера земельных отношений, образование, здравоохранение, работа управления архитектуры.
— Какие санкции вы можете применить в случае обнаружения нарушений?
— Мы имеем право отменять спорные или незаконные решения и распоряжения, подключать правоохранительные и фискальные органы и т. д.
— Можно допустить, что недочеты будут найдены уже в работе новой власти. В таком случае вряд ли удастся избежать политической составляющей «разбора полетов» в оправдательной части — мол, «нашеукраинская» администрация попросту придирается к «бютовскому» исполкому…
— Думаю, такие «предположения» возможны. В том числе и потому, что состав этих политических сил, как известно, неоднороден: некоторые вполне способны прикрыть собственную некомпетентность политическими преследованиями. Теоретически это возможно, но пока мы с таким явлением не сталкивались.
— Не секрет, что многие чиновники среднего и низового звена как сегодняшней ОГА, так и горисполкома пережили не одну смену власти. А значит, несмотря на взаимоотношения между первыми лицами, отнюдь не заинтересованы в нарушении устоявшихся взаимных связей спущенными сверху проверками и ревизиями. Проще говоря, ворон ворону, как известно, глаз не выклюет…
— Действительно, кумовство, давние устоявшиеся связи, в том числе и коррупционные, могут являться факторами риска в чистоте и объективности обсуждаемого нами процесса. Однако эти обстоятельства будут решающими настолько, насколько администрация обеспечит контроль за работой ревизионной группы.
Если автор правильно передала высказывания зам. губернатора, приходится констатировать, что Вадим Олегович, мягко говоря, очень приблизительно знает пределы компетенции и ответственности местного самоуправления, а также его возможности.