Так уж повелось, что среди всех областных центров Украины Кировоград имеет репутацию одного из самых «застойных». В первую очередь это касается «лица города» — меняется оно почему-то очень медленно, и часто не к лучшему. Запущенные скверы, раздолбанные улицы, непрезентабельные магазины и, конечно, облупленные фасады памятников архитектуры уже давно стали визитными карточками Кировограда, словно в насмешку расположенного как раз в географическом центре страны.
Этот печальный список можно продолжать бесконечно: буквально на глазах рушащиеся архипелаги никогда не знавших капитального ремонта хрущевок, детские площадки, единственным украшением которых взамен срезанных под корень «металлистами» нехитрых аттракционов еще советской эпохи — лесенок, горок и прочего — стали россыпи пивных бутылок и прочих отходов жизнедеятельности человека и животных, стихийно возникающие на каждом шагу торговые ряды…
Каждая из перечисленных проблем заслуживает отдельного обсуждения, которое, впрочем, давно ведется и даже периодически дает какие-то результаты. Сейчас — о другом. Все мы слышали, и не раз, словосочетание «строительный бум» — как правило, в контексте дел столичных или по поводу других мегаполисов. Сейчас с уверенностью можно говорить о том, что тенденция медленно, но верно доходит-таки и до нашего «тихого уголка». Первыми ласточками стали супермаркеты известных всеукраинских торговых сетей — «АТБ», «Фуршет», «Копилка», «Эльдорадо», «Фокстрот», «АБВ Техника», которые в последние годы как грибы после дождя начали появляться в различных районах города. Укрепляет свои позиции и местный «Визит», миновавший стадию «малых архитектурных форм» и перешедший к серьезному строительству…
О том, что, когда, как и кто будет строить в Кировограде и каким образом этот процесс контролируется и регламентируется, журналистам «УЦ» рассказала начальник отдела планирования и застройки города Виктория Куликова. Кроме того, мы пригласили поучаствовать в разговоре главу городского УКСа Виктора Ксенича и одного из его предшественников на этом посту — известного кировоградского строителя Владимира Неструева…
Наверное, наиболее крупным объектом из тех, что строятся сейчас, является, скорее всего, гипермаркет «Велика кишеня» на улице Конева. На сегодняшний день сеть, первый супермаркет которой появился в 2000 году в Киеве, является одной из крупнейших в столице по торговым площадям и входит в тройку лидеров украинского рынка. К сожалению, столь серьезный подряд кировоградским строителям не достался — гипермаркет строит криворожский «Аэрохолдинг».
Другая «стройка века» — то, что должно было стать музыкально-драматическим театром, но вместо этого медленно, год за годом, превращалось в руины. О том, что гигантский остов уже достаточно давно стал чьей-то собственностью, знают все. Однако только недавно за него наконец «взялись» — на объекте регулярно и достаточно активно проводятся работы. Занимается этим делом его владелец — мало кому известное ООО «Алма-Трейд». Театра, правда, не будет. Будет торгово-развлекательный комплекс.
Продолжает расширяться сеть автосалонов «Олви-центр» — еще один вскоре (ориентировочно — в августе 2006) откроется на углу ул. Конева и Университетского проспекта (возле СПТУ№8). И для «Олви-центра», и в целом для города событие станет знаковым — концептуальный автоцентр марки «Пежо», где можно будет не только купить автомобиль, но и получить полный спектр сервисного обслуживания, станет вторым в Украине (первый в прошлом году открылся в Днепропетровске, такие же есть по всей Европе). Строят его кировоградцы — предприятие «Будфактура».
Очередной сетевой супермаркет электроники «Домотехника» на углу улиц 50 лет Октября и Глинки будет-таки открыт уже к Новому году — кировоградское строительное предприятие «Найкен-Плюс», пройдя через ряд судебных разбирательств, получило наконец возможность активно приступить к работам.
Кажется, наконец-то заканчивается реконструкция бывшего здания городской стоматологической поликлиники, что на ул. Карла Маркса, напротив кинотеатра «Зоряний». На ул. Дзержинского завершается строительство еще одного торгово-административного центра, принадлежащего коммерческой структуре «Апитекс».
Конечно, рост количества крупных современных торговых центров — явление позитивное, с точки зрения контроля за качеством и соблюдения санитарных норм, и, наверное, единственный реальный путь к сокращению «массовой доли» стихийной торговли на местном рынке потребительских товаров. Плюс создание новых рабочих мест, окультуривание территории, арендная плата, налоги, пополняющие городскую казну.
А вот то, что для выполнения работ часто привлекаются подрядчики из других регионов Украины, — однозначный минус строительному комплексу Кировограда, утверждает Владимир Неструев. Местные предприятия обладают достаточными мощностями и квалификацией, и в том, что крупные заказы часто уплывают к иногородним структурам, можно винить либо собственную нерасторопность, либо городское руководство, от позиции которого чаще всего (прямо или косвенно) зависит судьба подряда…
Что же касается жилищного строительства, то не за горами появление в Кировограде элитных многоэтажек а-ля киевские. На сегодняшний день на стадии согласования документации находится целый ряд таких проектов. Строительство первых жилых зданий нового образца, оборудованных паркингами, планируется на улицах Славы, Фрунзе, Можайского и Егорова. Проекты представлены кировоградским предприятием «Созидатель 1», которое уже известно нашим читателям по публикациям, касающимся скандала вокруг двора на углу улиц Комарова и 50 лет Октября…
О том, сколько будут стоить квартиры в элитных домах, о которых идет речь, пока говорить рано. В любом случае, очень и очень недешево. Хотя очевидно, что покупаться они будут — иначе бы не строили. Не такой уж бедный, судя по всему, у нас народ, хоть и прибедняется все время… Кроме «своих» элитное жилье собираются строить у нас и киевляне — на стадии согласования в городском управлении находятся проекты столичного ЧП «Терра-2006».
Строится в городе и ведомственное жилье: на углу Попова-Конева — одной из структур, руководимой Виктором Шмидтом, по заказу военного министерства, на углу Октябрьской революции-Академика Королева — МЧС. Тенденция, однако: именно силовые ведомства выступают инвесторами некоммерческого жилищного строительства в Кировограде. Так, по заказу городского УКСа сейчас возводятся два жилых дома — на 92 квартиры по улице Жадова и на 148 квартир — напротив железнодорожного вокзала, по адресу ул. Октябрьской революции, 1. Уже сдаются первые очереди обоих строительств — на 56 и 68 квартир, соответственно. Причем в обоих случаях средства идут не напрямую из госбюджета, а от структур Минобороны — самого министерства в первом случае и госпредприятия «Укрвоенстрой» — во втором. Определенный процент жилья в этих домах будет ведомственным, сообщает глава УКСа Виктор Ксенич.
Стоит отметить, что на данный момент в городе ведется, за исключением вышеприведенных редких случаев, чисто коммерческое строительство, рассчитанное на «отбой» вложенных средств. Торговые центры, автосалоны, коммерческое элитное жилье, коммерческие спортивно-оздоровительные комплексы — все это деньги бизнес-структур, вкладываемые для того, чтобы вернуться сторицей.
По словам Виктории Куликовой, и, наверное, многие с ней согласятся, городу на сегодняшний день очень не хватает «объектов духовного развития». Пока очень туго возрождается на наших степных просторах традиция меценатства, хотя в этом плане на сегодняшний день есть определенные подвижки. Так, существует проект реконструкции старинной казацкой церкви на Валах, который готов оплачивать предпочитающий оставаться неизвестным меценат. Кроме того, по инициативе историко-культурологического общества «Ойкумена» по переулку Санаторному планируется восстановить усыпальницу генерала Георгия Эманюэля, героя войны 1812 года…
Немалой проблемой в свете растущих темпов и масштабов застройки города может стать приобретение ею хаотического характера, а также нарушение эстетической целостности облика Кировограда. Для предотвращения этого при управлении архитектуры и градостроения два года назад был создан художественный совет, в который вошли представители авторитетных рекламных агентств, дизайнеры, архитекторы, а также известный кировоградский художник Андрей Надеждин. Худсовет занимается эстетической оценкой и доработкой проектов, в частности, осуществлением «привязки» к фасадам соседних зданий, следит за сохранением баланса между исторической архитектурной средой, особенно в центре города, и строящимися или реконструирующимися рядом зданиями. По мнению Виктории Куликовой, город требует «осовременивания», хотя относительно этой позиции существуют разные мнения. Так, многие архитекторы убеждены, что центр города — старые здания, создающие его индивидуальность, — трогать нельзя. Хотя ничего вечного под луной, как известно, нет…
Еще одним «слабым местом» градостроителей, как оказалось, является так называемый Генеральный план застройки города. Разрабатывался документ в 90-е, в 2000-м был утвержден. На сегодняшний день потенциал, да и потребности областного центра, совершенно другие, да и сам генплан даже в том варианте, что есть, — отнюдь не носит догматического характера и является, по большому счету, «синькой», приблизительным наброском того, что и где можно и дОлжно строить.
Виктория Куликова убеждена: с депутатами горсовета нового созыва нужно тщательно поработать, сделать для них научно обоснованную презентацию генплана, чтобы они ясно представляли себе, что это за документ и что он регламентирует. В наши дни нужны новые, соответствующие требованиям времени, подходы к планированию застройки территорий с учетом инфраструктурных перспектив, предусматривающих детальную разработку районов — красные линии дорог, расположение конкретных объектов и т.д. Сейчас работа по внедрению таких подходов уже ведется управлением, на стадии разработки — электронно-векторная карта города, представляющая собой оцифрованный генплан, электронный кадастр объектов, на основании которого и будет вестись то самое детальное планирование.
На темпы развития города существенно влияет и административный «тормоз» — очень уж сложны и объемны разрешительные процедуры. И тут поле непаханое для деятельности новой власти — и исполнительной, и представительской. Работа им предстоит трудная: на пути окажутся не только ведомственные рогатки, но и почти непреодолимый барьер из знаменитого строительного «отката». А на что, по-вашему, ведут свое личное и очень успешное строительство десятки чиновников, примазавшихся к радующему глаз непосвященного человека строительному буму?..