Эта история началась с простого детского баловства — четырехлетняя Абигаль обнаружила фортепиано, которое ее дядя держал в бабушкином подвале, и решила попробовать на нем поиграть. Так поступил бы, наверное, каждый ребенок. Но отнюдь не каждого ребенка к инструменту ведет истинный Дар, чутко дремлющий до поры до времени в ожидании своего часа.
13-летняя сингапурская пианистка еще три года тому назад была провозглашена журналом Time одним из маленьких чудес Азии, а музыкальные критики уже тогда отметили Абигаль как «одного из наиболее ярких музыкальных вундеркиндов Сингапура», обладающего, несмотря на нежный возраст, «зрелостью и редкостной индивидуальностью, характеризующей ее исполнение».
На сегодняшний день Абигаль Син уже приобрела практически всемирную известность, дав более 25 концертов — как сольных, так и с оркестрами, в Азии, Европе — как Западной, так и Восточной, а также в США, выпустила несколько компакт-дисков, занимала первые и вторые места в целом ряде престижных международных конкурсов.
В программе ее майского тура по Украине кроме двух кировоградских концертов, несомненно украсивших 9-й фестиваль классической музыки «Травневi музичнi зустрiчi», выступления в Харькове, Черкассах, Кривом Роге и Мариуполе. Юное дарование в поездке сопровождают мама и ее теперешний наставник — Томас Хехт, всемирно известный американский пианист и педагог, рассказ о котором сам по себе мог бы занять целую газетную полосу.
Журналистам «УЦ» удалось встретиться с Абигаль и мистером Хехтом в относительно спокойной обстановке накануне ее сольного выступления в областной филармонии и побеседовать с ними. Итак, штрихи к портрету «маленького сингапурского чуда»:
— Абигаль, участвуя в конкурсах, ты играешь в одной программе произведения очень разных по духу композиторов — Баха, Шопена, Гайдна, Скрябина, Шумана… Что тебе ближе, что больше нравится играть?
— Я не могу назвать самым любимым ни одного композитора. Каждый раз, изучая новое произведения, я узнаю больше о каждом из них. И хотя мне может не очень нравиться конкретная партия или конкретный отрезок, мне интересно узнавать новое — о самом композиторе, об истории написания той или иной вещи, детали построения мелодии, композиции — каждое произведение уникально.
— Сегодня ты будешь играть сольный концерт, завтра — концерт с оркестром. Что для тебя сложнее?
— Это совершенно разные вещи, но я получаю удовольствие и от того, и от другого. Когда играешь с оркестром, становишься частью группы людей, творящих музыку, нужно все время слушать других, поддерживать диалог с ними, в этом есть определенные сложности. Когда играешь один, ты рассказываешь свою историю, полностью концентрируясь на произведении, и во время сольных выступлений тебе никто не «помогает», нет проигрышей, когда ты отдыхаешь, нужно все время удерживать внимание слушателя, вся ответственность лежит на тебе. Вообще однозначного ответа на этот вопрос, наверное, нет.
— Не мешает ли тебе учиться концертная деятельность, частые поездки за границу?
— В августе я буду поступать в консерваторию при Национальном университете Сингапура. И, несмотря на достаточно насыщенный концертный график, я всегда хорошо успевала в школе, которую окончила в этом году.
Справка «УЦ». Кроме незаурядного музыкального таланта Абигаль наделена еще и поразительной скромностью. Так, от нее мы ничего не услышали ни о золотой медали на международном первенстве по английскому языку, полученной в 2002 году, ни о том, что в последующие три года она входила в число набравших самое большое количество баллов в общенациональных состязаниях юных математиков Сингапура и была приглашена для участия в национальной Программе для одаренных детей. Впрочем, от участия в программе она отказалась в пользу своей первой любви — фортепиано.
— Опять же, принимая во внимание то, что ты мало времени проводишь на родине, — не страдаешь ли ты от недостатка общения с друзьями?
— Нет, мы постоянно общаемся по мобильному телефону, СМСками или по электронной почте. Им всегда очень интересно, чем я занимаюсь в тот или иной момент, я знаю, что происходит у них. Когда я бываю дома, мы вместе проводим время. То есть такой проблемы у меня нет.
— Какая из твоих поездок тебе больше всего запомнилась и какое впечатление на тебя произвела Украина?
— Каждая страна интересна по своему, мне нравится узнавать новые страны, изучать их культуру. Эта поездка — самая долгая из всех. Я побывала в Гамбурге, потом в Литве, в Каунасе — там очень приветливые люди, хороший симфонический оркестр, и я получила огромное удовольствие, играя с ним.
Мне было очень интересно здесь, в Украине — у вас очень богатая страна, и культура, которая сильно отличается от сингапурской.
Сейчас я с нетерпением жду поездки в Америку — там будут мастер-классы, студии, много музыкантов моего возраста, и мне будет намного легче, потому что я знаю язык…
После того как Абигаль вернулась к занятиям (она очень много репетирует), мы задали несколько вопросов профессору Сингапурской консерватории, известному американскому пианисту Томасу Хехту:
— Обучение музыке — достаточно тяжелый и трудоемкий процесс. Как Абигаль справляется, хватает ли ей сил, учитывая ее юный возраст и интенсивность графика? Нет ли у вас опасений, что она, как это часто бывает с одаренными детьми, достаточно быстро «перегорит»?
— Она — самый молодой студент из всех, что у меня были. Но у нее есть понимание музыки. Причем на очень зрелом уровне. У нас очень хорошие отношения — в том смысле, что я могу говорить с ней не как с ребенком. У нее взрослый ум. И взрослая душа — думаю, это чувствуется по ее игре, достаточно просто послушать. Она очень быстро растет — в интеллектуальном и духовном плане. Когда 3 года назад Абигаль привела ко мне ее мать, она действительно была еще ребенком. Сейчас она совсем другая.
Что касается «перегорания» так называемых «маленьких гениев», то, конечно, такая опасность есть. Я сам был таким, и вокруг меня было достаточно много одаренных детей. Сейчас из них всех — тех, кто учился вместе со мной и подавал надежды, играю я один. Большинство из них уже давно даже не подходят к инструменту.
Для того, чтобы искра творчества не угасла, нужны целеустремленность и способность к самопожертвованию. И скромность. Абигаль — очень скромный, сдержанный человек, она обладает способностью адаптироваться к любой ситуации. Не всегда все происходит так, как ей хочется, но она воспринимает это как должное, никогда не жалуется и не капризничает. Это замечательно.
Мне кажется, у нее есть то, что нужно, чтобы выжить в этой профессии, — умение быть одновременно и «крутой», и скромной, что на самом деле очень сложно. И она очень трудолюбива.
— Вы часто сопровождаете Абигаль в поездках?
— Нет, это случается нечасто, как правило, я сам даю концерты. Но я давно хотел попасть в Украину, побывать в Киеве, к тому же видеть, как твой ученик выступает перед аудиторией, срывая овации, очень важно для учителя, и мне приятно находиться здесь. После этой части турне мы разделимся — я вернусь в Сингапур, а Абигаль поедет в США.
Ну и кто тут "кидает понты", коллеги?