Жизнь прекрасна

Можно ли рассказать о жизни языком танца, постигнув через гармонию движения тайну бытия и смерти, света счастья и сумрака горя, пламени любви и пепла одиночества, радости рождения новой жизни и страха неизбежности ее конца? Именно это попытался сделать образцовый хореографический ансамбль современного танца «Час Пик» под руководством Ирины Мурованой, на сцене областной филармонии представивший на суд зрителей свою новую программу «Жизнь прекрасна».

О танце мы, кировоградцы, наверное, знаем почти все. Ни один праздник в нашем танцующем городе не станет настоящим, если его участники не окунутся в океан ритма и пластики. Но до сих пор мы не раскрыли секрет магии танца, силы воздействия на наши сердца и души.

Этот Танец с первого мгновения заворожил и покорил зал филармонии. Маленькими главками он повел рассказ о таинстве появления на свет, теплоте материнского сердца, первых робких ростках любви. О вдохновении — когда на сцене танцевали, нет, парили нимфы с картин Боттичелли. Об осознании своего одиночества. Рассказ об извечной борьбе сил добра и зла за человеческую душу. О страхе и отчаянии от потери дорогого сердцу существа, когда рождается чувство, будто проваливаешься в дантовский Ад, где в вихре несутся несчастные тени, взывающие к спасению. Об ощущении бессилия души, у которой украдены крылья. Обо всем, что составляет нашу жизнь, обычную, тихо идущую чередой суетных дней, среди которых мы забываем о самой жизни. Пусть полной страданий и борьбы, но не становящейся от этого менее прекрасной и ценной.

Это был удивительный симбиоз волшебной музыки, слов и танца. Зрительный зал взрывался аплодисментами, плакал и смеялся. Он пережил всю палитру эмоций: наслаждения и разочарования, беспомощности, вожделения, радости и горя, проходя весь путь от любопытства до сопереживания, от трагической безысходности до катарсиса.

О таинстве рождения танца, о нем как о явлении мы попросили рассказать руководителя «Часа Пик» Ирину Мурованую.

— Танец, наверное, родился вместе с человеком. Нет ни одного народа на планете, у которого танец не был бы одной из жизненных составляющих. Шаманы с его помощью переходили грань потустороннего мира, воины вбирали в себя силу своих врагов. Да и сейчас не только исполнители, но и зрители, наблюдающие за танцующими, входят в какое-то особое состояние. Танец как явление современной жизни, что это?

— Это все то же стремление человека к самовыражению. Любой современный танец, какого угодно направления, то ли хип-хоп, то ли модерн имеет одну основу — классическую, народную. Танец был и будет востребован. Человека всегда влекло к себе прекрасное — вне зависимости, музыка это или танец, произведение живописи или архитектуры. Не нужно доказывать силу воздействия танца на человека, на его подсознание. Танец способен вызывать в нас разнообразнейшие чувства, менять сознание, переворачивать душу. Он способен делать человека лучше. Разве этого мало? Разве это не нужно нам сейчас?

— Любая вещь, вышедшая из рук человека, — это результат внутренней работы, ответ на те ситуации, которые преподносит жизнь. Ира, что вас подтолкнуло к созданию этой программы?

— Можно сказать, что она появилась сама собой. Хотя я убеждена, что ничего в жизни не происходит просто так. У меня ребенок оказался в больнице в тяжелом состоянии, и, видимо, эта стрессовая ситуация вызвала в душе какой-то переворот. Утром, после тяжелой ночи, я проснулась и от начала до конца написала всю программу. Со всеми словами, музыкой, видением постановки номеров и их места в программе. Видимо, настал момент переоценки всего в жизни, я ощутила потребность остановиться, отбросить шелуху сиюминутного, посмотреть вокруг. И первый человек, которому я рассказала о своей идее, был ребенок. Потом сколько я ни пыталась что-то изменить, добавить, переделать, у меня ничего не получалось.

— Родить идею — сделать первый шаг, но, чтобы она воплотилась в жизнь, нужна поддержка, нужны единомышленники…

— Самой важной для меня была поддержка детей. Они поняли и приняли мои мысли. В них самих произошла какая-то масштабная внутренняя перемена. Они по-другому стали общаться между собой. Они начали больше обращать внимания на людей, которые их окружают, и по-другому, более внимательно к ним относиться. Я благодарна директору ДЮЦа Людмиле Листопадовой за понимание, за финансовую поддержку нашего участия в конкурсах: в этом году с межрегионального фестиваля «Браво-2006», проходившего в г.Владимир под патронатом Российской академии танца, со львовского фестиваля «Рiздвянi зустрiчi» мы привезли первые премии. Спасибо дизайнеру Максиму Гаркуше за его талант и дружбу с нами. Вряд ли все получилось бы без моих настоящих единомышленников — коллектива преподавателей «Часа Пик». И, конечно, огромная благодарность родителям наших детей за их поддержку.

Я прекрасно понимаю, что зритель привык к выступлениям наших звезд масс-культуры, которые зачастую не несут никакой информации. Они и правда абсолютно пусты. Но ведь внутри каждого человека есть та часть души, которая всегда готова к ответному чувству. Ее главное задеть. Самой большой задачей для меня было сделать так, чтобы каждый зритель в этой программе нашел себя. Кто-то — в несчастной любви, для кого-то самым близким оказался эпизод о потенциале, который не дают раскрыть, кто-то увидел себя участником боев без правил, кто-то вспомнил прекрасные дни детства, а кто-то задумался о надвигающейся старости.

Люди непроизвольно создают между собой какие-то искусственные отношения, прикрываются различными масками, внутренне оставаясь закрытыми. У многих притупились чувства. Одни просто ничего вокруг себя не замечают. Другие умышленно не обращают ни на что внимания. Замалчивают чей-то талант, чьи-то успехи. Эта программа и создавалась, как попытка сделать прорыв. И дети не просто танцевали, они наполняли зал своей энергией. С самого первого номера, где ангелы раскрывают руки и поворачивают ладони к зрителям. Людей легко можно заразить злобой, отравить черствостью и безразличием, но их можно спасти добротой, светом…

— И все же, начиная такой серьезный разговор, не было ли у вас опасений, что зритель не примет эту программу? Ведь все начинается с огромной радости и света, а заканчивается …

— Заканчивается тем, что, несмотря ни на что, стоит жить. Но жить нужно с открытыми глазами и чувствами. Потому что трагедия начинается тогда, когда они закрыты. Трагедия во внутренней зашоренности, в нежелании раскрыться, привычке к суете и пустоте, в душевном застое. Мир огромен и красив, но мы сами лишаем себя этой красоты.

— Я знаю, что программа «Жизнь прекрасна» — первый шаг к более глобальной цели…

— Это действительно первый шаг к созданию профессионального театра танца. Не театра в академическом понимании, где действие может разбавляться либо танцевальными, либо музыкальными номерами, и не балета, где слов не может быть по определению. Здесь танец, музыка, слова будут соединяться в единое целое. И все это ради осознания главного: пусть у всех людей разные цели и каждый понимает счастье по-своему, но хочется верить, что мир можно изменить к лучшему. И первый шаг к этому — сказать себе: жизнь прекрасна!

Добавить комментарий