Правду говорят — ни одно доброе дело не остается безнаказанным. Идя навстречу просьбам городских властей повременить с вводом в эксплуатацию собственной новой котельной, один из лидеров украинского машиностроения — кировоградский завод «Гидросила» — оказался буквально на грани замерзания. Вынужденная остановка котловых агрегатов в сильные январские морозы едва не привела к выходу из строя систем отопления самого предприятия, одного детского садика, двух школ и двух воинских частей. Последствия аварии оказались хоть и не такими масштабными, как в Алчевске или Александрии, но все же весьма серьезными…
Котельная, которая отапливает «Гидросилу» уже несколько десятков лет, расположена на территории городской теплоэнергоцентрали. От этой котельной до предприятия — 2,5 километра, и при транспортировке горячей воды на такое расстояние потери тепла составляют довольно-таки существенную цифру. Поэтому на «Гидросиле» приняли решение построить новую котельную непосредственно на территории самого завода — чтобы избежать лишних потерь энергоресурсов.
Запуск котельной намечался перед отопительным сезоном-2005/06, однако в августе прошлого года подготовительные работы по подключению трех современных котлов были приостановлены. Дело в том, что к нынешней схеме теплоснабжения «Гидросилы» подключены субабоненты: школы №3 и специализированная №2, детский садик №42 и две воинские части — часть МВД и часть А-1840 (бывшие склады ВВС). А так как в течение 2005 года у горисполкома не было возможности установить в этих учреждениях системы автономного отопления (деньги в бюджете на эти цели не были предусмотрены), городские власти попросили руководство предприятия отложить запуск собственной котельной. Соглашение было достигнуто — никто ведь тогда и предположить не мог, чем для предприятия обернется такое решение.
По оценкам специалистов «Гидросилы», к отопительному сезону они подготовились вовремя. Утечки магистральной теплотрассы были сведены к минимуму, тепло на завод поступало, жалоб от субабонентов не было, температура в цехах держалась в пределах нормы. Как это часто бывает в жизни, беда пришла оттуда, откуда ее совсем не ожидали…
— Перемерзла труба, по которой от ТЭЦ до котельной «Гидросилы» поступала техническая вода, — вспоминает события первого аварийного дня главный энергетик «Гидросилы» Михаил Коркач. — Система как положено теплоизолирована, часть ее проходит по воздуху, часть — под землей, работала исправно на протяжении многих лет, никогда никаких хлопот не доставляла, и вдруг… Наверное, раньше просто не было таких температур, державшихся столь длительное время. В ночь с 19-го на 20-е января не стало хватать воды, подпитывающей теплотрассу. При целых сетях, работающей котельной аварийная ситуация сложилась только лишь из-за недостачи воды.
Первый раз приостановить котлы мы вынуждены были около шести часов утра 20-го января. После этого предприняли попытку подпитать трассу питьевой водой от внутреннего водопровода завода. По расчетам эти меры позволили бы котельной продержаться несколько дней без подпитки от ТЭЦ и заменить перемерзший трубопровод ТЭЦ-котельная (заменить 120 метров трубы диаметром 150 мм — довольно приличный объем работы). Все то время, когда сети завода оставались без теплой воды и успели остыть, рабочие в цехах всеми возможными методами разогревали систему отопления предприятия, чтобы не дать ей перемерзнуть.
Из-за нехватки воды в системе на теплотрассе произошел один порыв. За три-четыре часа работы ремонтная бригада с ним справилась, около 13.00 20-го числа мы начали подпитывать трассу, и уже в 14.30 котельная снова начала давать тепло. В 18 часов того же дня котельная «Гидросилы» вышла на график работы в нормальном температурном режиме.
Но уже в 2 часа ночи 21-го января персонал котельной заметил неполадки в системе теплоснабжения предприятия. В системе опять оказалось много воздуха и недостаток воды — видимо, где-то снова произошел порыв магистральной теплотрассы. Дополнительно подпитывать котельную уже было нечем, поэтому в 3 часа 20 минут ночи мы приняли решение еще раз приостановить котлы.
С 6 утра 21 января начал работать аварийный штаб, который без промедления занялся разработкой мероприятий по восстановлению теплоснабжения предприятия и субабонентов. Общее руководство, как и груз принятия ответственных решений, легли на плечи генерального директора завода Александра Шамшура. В чем заключалась сложность ситуации, почему остановка работы котлов считалась самым крайним вариантом — во-первых, полностью слить воду с такого объекта, как «Гидросила», в принципе невозможно. А даже незначительный перерыв в теплоснабжении при морозе -25 градусов по Цельсию привел бы к тому, что наверняка перемерзли бы системы водопровода и канализации предприятия. И, во-вторых, — об этом скажет любой специалист-теплотехник — запустить потом котлы при отрицательной температуре воздуха в помещении котельной высотой с четырехэтажный дом практически нереально. В Александрии этого оперативно сделать так и не сумели… Мы поняли, что не сможем поддерживать температуру воды в системе, и вынуждены были слить воду с теплотрассы. Дальнейшие действия были направлены уже на то, чтобы просто уменьшить последствия от остановки работы котельной, так как понятно было, что ремонт трассы затянется на несколько суток.
В тот же самый день работники энергосилового цеха №11 принялись за восстановление разрушенной части системы. Второй порыв нашли не сразу. Ремонтная бригада обследовала всю теплотрассу (ее протяженность составляет три километра. Проходит трубопровод в основном под землей, в районе ТЭЦ и железной дороги идет по воздуху), пока не обнаружила место утечки воды. Устранить порыв удалось к обеду воскресенья, 22-го января. К 19 часам того же дня ремонтная бригада восстановила линию подпитки технической воды от ТЭЦ, и на повестке дня стал вопрос, как запустить котлы при температуре в котельной — 6 градусов? Заполнять холодные котлы холодной же водой было категорически нельзя — в этом случае оборудование просто вышло бы из строя.
С этой задачей мы справились за три дня. Подогревали воздух в районе котлов, подогревали котлы. Один день нам помогали войска МЧС — в их распоряжении есть специальное оборудование для нагрева, но затем подобная авария приключилась в Александрии, и эмчеэсники выехали туда. Котельную запустили в субботу, 28-го января, после чего, в первую очередь, провели работы по подключению к отоплению наших субабонентов: садика, школ и воинских частей. Перед остановкой котельной мы, конечно же, предупредили их, чтобы они тоже слили воду из своих теплосетей. Так что последствий аварии у наших абонентов оказалось не так уж и много.
Тем временем, параллельно с работами по запуску котельной, на предприятии начались работы по восстановлению пострадавших от морозов систем. Устранением порывов занимались в основном специалисты ЭСЦ №11, но им помогали и остальные работники предприятия. Причем вместе с гидросиловцами плечом к плечу трудились сварщики с «Красной звезды» и «Гидросилы ЛЕДА». Цех №8, например, оперативно провел профилактические мероприятия, так что они запустились самыми первыми на заводе уже на второй день после пуска котельной…
Сейчас, когда январские морозы ушли в историю, а в Алчевске и Александрии до сих пор продолжаются ремонтные работы, становится очевидным, что благодаря исключительно четким, слаженным, самоотверженным действиям работников «Гидросилы» при устранении аварийной ситуации в теплосетях предприятия заводу удалось выйти из сложившегося ЧП без больших потерь. О тех последствиях аварии, которые, несмотря на все усилия работников предприятия, все-таки случились, рассказывает технический директор ОАО «Гидросила» Александр Котляр.
— В ликвидации последствий аварии принимали участие 426 человек из числа сотрудников завода, и всем им мы искренне благодарны. Хотя на это время основное производство остановилось, рабочие цехов выходили и на мероприятия по спасению оборудования, и на восстановительные работы.
Процентов 80 заводских сетей теплоснабжения в той или иной степени вышли из строя. Нам пришлось полностью заменить трубы вдоль угловых стояков, на первых этажах зданий. В первую очередь, мы восстановили пожарные гидранты, теплосистемы, особо важные для жизнеспособности предприятия: в столовой, в цеховых душевых.
А вот станки — 2500 единиц технологического оборудования, многие из которых стоят сотни тысяч гривен, — удалось спасти практически полностью. Запуск оборудования по участкам производился постепенно, и, когда температура во всех цехах поднялась до +1-2 градусов, станки уже начали работать в обычном режиме. По причине вынужденного аварийного недельного простоя предприятия мы частично не выполнили план января. Сейчас как раз сезон, идет подготовка сельскохозяйственной техники к полевым работам, поэтому мы не можем снизить объемы производства, не можем подвести своих клиентов. На февраль запланированы объемы выпуска на грани предельного, на март — еще больше.
Список сотрудников предприятия, отличившихся при ликвидации последствий аварии, очень объемный. Назвать всех их мы, по понятным причинам, не имеем возможности, а выделить одного-двух человек и умолчать при этом об остальных ликвидаторах было бы не совсем правильно. Спасали оборудование от замерзания, а затем восстанавливали предприятие абсолютно все: производственные рабочие, наладчики, слесари, мастера, начальники цехов, руководство завода. Рабочий день начинался с 7 утра и продолжался до 8-9 вечера. Некоторые аварийные бригады, пока не запустили теплотрассу, дежурили на заводе круглосуточно. Одна такая бригада в рассказах главного энергетика и технического директора уже упоминалась — это бригада ЭСЦ №11, которую на заводе многие называют главными героями ликвидации последствий остановки котельной. И вот этих людей оставить без внимания никак нельзя: зам. начальника ЭСЦ Владимир Богородицкий, возглавлявший аварийно-ремонтную бригаду по ремонту магистральных трубопроводов предприятия; оператор очистных сооружений Вадим Субоч, который на ремонтные работы вернулся — по собственной инициативе — из планового отпуска, слесарь-сантехник Вячеслав Беликов, бригадир электриков Василий Коломиец, электросварщики Николай Плахтий, Виктор Галушко, Валерий Михайлов и Юрий Брыурош…
Слово Анатолию Фалюшнику — непосредственному начальнику энергетиков, который тоже внес свою весомую лепту в восстановление рабочих кондиций предприятия:
— Первое время наша бригада работала по 12-14 часов, а некоторые люди и того больше — Богородицкий не оставлял водопровод без присмотра сутки напролет. Первые два дня мы работали в основном на улице, при минусовой температуре, поэтому досталось сильно. Должен сказать, что в таких экстремальных условиях человеческий организм мобилизуется, так что у наших работников случаев «выхода из строя» не было. Администрация завода создала условия для работы, организовывала горячее питание. Когда уже перешли на работы в помещения, стало полегче.
Что было самое страшное за это время? Наверное, когда поняли, что не сможем удержать в рабочем состоянии котельную и придется сливать воду из системы. Даже сейчас иногда не верится, что завод если и простаивал, то очень небольшой промежуток времени. Я, например, давал более пессимистические прогнозы — что зимой запустить котельную и теплотрассу будет практически невозможно. По правилам, если слить воду сейчас, то заново включить котлы можно было бы только… весной! Получается, что мы сработали вопреки существующим законам теплотехники…
Тече річка невеличка, через річку міст
На мосту стоїть корова, у корови хвіст
Не теклаб тут річечка, не булоб моста
Не стоялаб тут корова, не булоб хвоста
Большая просьба к Алексею Виноградову! Сообщите мне пожалуйста точное место работы и должность Анатолия Фалюшника. у моей бабушки девичья фамилия Фалюшник и родилась она в Кировоградском районе.
Заранее благодарна Вам.