Общий кризис промышленности начала-середины девяностых годов прошлого века привел к массовому сокращению ИТРовцев на подавляющем большинстве украинских предприятий. Наиболее смекалистые и предприимчивые специалисты с высшим образованием или выехали за рубеж, или ударились в бизнес. Остальные — кто ушел торговать на базар, кто сменил профессию, а наименее стойкие, кто не выдержал испытания волчьими законами рыночной экономики, попросту спились, не найдя себя в новой жизни… Когда же через несколько лет заводы начали подниматься с колен, оказалось, что заменить ушедшие кадры по большому-то счету и некем. Молодежь на производство шла не охотно, да и претензии были у руководства солидных предриятий к уровню подготовки молодых специалистов. Настало время срочно что-то менять…
Самое простое — настойчиво «попросить» молодого человека поработать на том или ином производстве. Месяца два назад студенты ряда украинских высших учебных заведений подняли волну протеста против принятого Верховной Радой закона о подготовке специалистов, согласно которому выпускник, обучавшийся за бюджетные средства, будет обязан три года отработать по распределению. Или, в противном случае, — вернуть государству потраченные на его обучение деньги. Министр образования и науки Украины Станислав Николаенко уже тогда говорил, что реализовать этот закон на практике государство не сможет. Во-первых, нет легитимных рычагов влияния на студентов, и, во-вторых, трудоустройство по распределению возможно только при подписании выпускником контракта, в котором будут оговорены пристойная заработная плата, жилье и подъемные — а эти условия на сегодня из разряда невыполнимых. Правда, Виктор Ющенко упоминаемый закон не подписал, и студенческое возмущение плавно сошло на «нет». До поры до времени…
Систему отработки выпускниками, обучавшимся за счет госбюджета, как минимум, трех лет по распределению, в независимой Украине пробовал «започаткувати» еще предыдущий президент Кучма. Хотя сама по себе идея далеко не нова. Люди среднего и старшего возраста наверняка не забыли, как подобный механизм работал во времена Советского Союза. Государство направляло выпускников вузов на предприятия, на которых в данный момент времени существовала нехватка специалистов. Партия сказала: «Надо!», комсомол ответил: «Есть!» — по такому принципу комплектовались кадрами заводы Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии. Ехали молодые специалисты на работу по распределению беспрекословно. Выхода другого не было. К примеру, в 50-х годах за нарушение этой нормы существовала уголовная ответственность, вопрос находился под контролем прокуратуры. Во времена оттепели имени Хрущева и Брежнева, не «оттрубив» три года по распределению, невозможно было затем устроиться на работу по специальности. Без открепительного талона предприятия на работу никого не принимали.
По мнению специалистов, подобная жесткая схема, когда государство само указывало, где человеку работать, вполне действенная, только слабо согласовывается с Хартией прав человека. Поэтому в реалиях сегодняшнего дня — когда соблюдению прав человека уделяется повышенное внимание — механизм централизованного распределения нежизнеспособен. Выпускника нельзя заставить работать на определенном предприятии, можно только заинтересовать…
В конце ноября в Кировоградском национальном техуниверситете состоялась встреча первых лиц вуза с руководством ведущих кировоградских промышленных предприятий и коммерческих фирм, в ходе которой как раз и обсуждались вопросы трудоустройства молодых специалистов. Наш технический университет стал одним из немногих высших учебных заведений Украины, решившимся на воплощение в жизнь механизма предварительной договоренности учебного заведения с работодателем по поводу подготовки кадров. Подробнее, о чем говорилось на этом совещании, «УЦ» рассказал проректор по учебной работе КНТУ профессор Николай Петренко.
— На встрече речь в основном шла о целенаправленной подготовке специалистов для конкретных предприятий Кировоградской области. В чем сейчас заключается проблема? Предприятия принимают только лишь малое участие в процессе подготовки студентов. Хотя должно быть наоборот — если они хотят видеть у себя на производстве квалифицированных специалистов, то должны инвестировать в их подготовку определенные средства. Мы предложили следующий вариант — в случае, если предприятие берет к себе на работу нашего выпускника, оно должно будет оплатить учебному заведению последний год обучения этого специалиста. В качестве финансовой помощи на развитие материально-технической базы университета. Руководители ключевых предприятий области, большинство из которых, к слову, выпускники предтечи техуниверситета — Кировоградского института сельскохозяйственного машиностроения, полностью согласились с нашим предложением.
Второй момент. Университет не в состоянии самостоятельно модернизировать, переоборудовать свою материально-техническую базу. Один современный металлообрабатывающий станок стоит около 800 тыс. долларов; допустим, приобретем мы такое оборудование, а дальше что? В рамках вуза оно себя точно не окупит. Поэтому появилось предложение в обучении студентов максимально использовать возможности предприятий области. Что имеется в виду? Мы — единственный университет подобного профиля в регионе, следовательно, специалистов мы должны готовить под конкретные производства. Вуз берет на себя теоретическую подготовку специалиста, практическую же подготовку студент получает на предприятии. Например, специалист с привязкой на «Гидросилу» должен будет проходить на этом заводе практику, выполнять связанные с производством (а не взятые с потолка, как зачастую бывает! — авт.) курсовые работы и дипломные проекты. Таким образом предприятия сами будут заинтересованы в молодых специалистах, которые уже кое-что понимают в их производстве. Другого пути нет ни у нас, ни у предприятий. Заводам неоткуда больше брать специалистов, только из нашего вуза. Из другого города никто в Кировоград жить и работать не приедет. А если согласится приехать, ему нужно или предоставить жилье, или платить такую зарплату, чтобы человек сам мог купить квартиру…
— Николай Николаевич, как будет проходить процедура отбора конкретными фирмами и организациями молодых специалистов?
— Уже после второго курса — первые два курса предусматривают получение базового образования, фундаментальной подготовки — мы будем отбирать студентов для прохождения практики на конкретных предприятиях. Форма обучения студентов не имеет значения, программа касается как бюджетников, так и контрактников. Далее два-три года идет практическая подготовка специалиста: часть лабораторных работ студенты выполняют на предприятии, практические занятия проходят там же, научные работы делают по этому заводу. И в будущем, когда выпускник устроится на предприятие, он уже не станет шарахаться в сторону, увидев незнакомое оборудование. По финансовой тематике часть практики можно будет пройти в банковских учреждениях, часть лабораторных по электронике — на «Радии» и так далее. Все это в итоге поднимет уровень специалиста в целом.
— Студент, получивший в вузе «привязку» к определенному производству, обязан будет идти туда на работу?
— Нет, не обязан. Все будет зависеть от того, как его заинтересует предприятие. Нет правовых основ заставить человека работать там-то и там-то. Зато существуют разные способы, как привлечь молодых специалистов. У нас в вузе уже сегодня есть студенты, подготовку которых полностью оплачивают предприятия. «Кировоградоблэнерго» заключает договора со студентами и со второго курса платит им приличную стипендию. По контракту после окончания университета специалист должен определенное время отработать в «облэнерго».
— Но если выпускник не захочет работать на кировоградском предприятии, ваш вуз не получит компенсацию на развитие материально-технической базы…
— На практике, я уверен, так не будет. Предприятия уже сейчас включились в работу по определению количественной квоты специалистов выпуска 2006 года, так как соглашение о сотрудничестве в области подготовки кадров между вузом и кировоградскими предприятиями вступает в силу с текущего академического года.
— А как отнеслись к предложенной вами схеме студенты?
— Восприняли положительно. Мы проводили анкетирование по этому вопросу, и студенты подтвердили, что их очень интересует обучение с привязкой к производству. Ведь даже если так сложится, что выпускник не будет работать на этом предприятии, — он получит очень хорошую практическую подготовку. Например, на НПО «Радий» применяется фантастическое оборудование, мы не в состоянии иметь в наличии такую аппаратуру. На «Гидросиле» есть обрабатывающие центры для корпусных деталей стоимостью по нескольку миллионов гривен каждый. Кроме как на предприятии, студент нигде больше не сможет познакомиться с подобным высокотехнологичным оборудованием или современным программным обеспечением. На «Радии» при разработке продукции используют логически программируемые матрицы последнего поколения, на «Гидросиле» и «Красной звезде» применяется современная система автоматического управления производством Baan. Если студент освоит их на практике, он сможет работать где угодно…
Что хотелось бы отметить, подобный механизм привязки студентов к реальным предприятиям в Кировоградском институте сельскохозяйственного машиностроения уже применялся в середине-конце
70-х годов. Получается, что мы как бы сделали виток по спирали — примерно та же схема, только выведенная на гораздо более высокий уровень.