Служба в авиации в свое время была мечтой многих мальчишек, наряду с заоблачной и в прямом, и в переносном смысле профессией космонавта. Немало воды утекло с тех пор, многое изменилось кардинально. Сейчас фразу «хочу быть летчиком», сказанную всерьез, мы слышим не намного чаще, чем ставшую уже анекдотической «хочу быть космонавтом». Профессиональные устремления наших с вами сограждан, даже тех, кто едва дорос до школьной скамьи, как правило, либо вообще не сформированы, либо относятся к «реальному сектору» — таковы реалии, с раннего детства окружающие новое поколение и формирующие его взгляды на жизнь.
Тем не менее, Государственная летная академия Украины каждый год принимает в свои ряды будущих авиаторов, а значит, романтики не совсем еще перевелись в нашем, ставшем в одночасье сверхпрагматичном обществе. В нем по-прежнему находятся те, чья душа жаждет полета. Да и, коль мы уж заговорили о прагматизме, зарплаты у современных пилотов тоже ведь не самые низкие…
Недавно кировоградская «летка» принимала гостя. Дэвид Вуд, пилот гражданской авиации Великобритании, прибыл в Кировоград неофициально, по личным делам, и заодно нашел время посетить ГЛАУ, пообщаться с ее студентами, а также дать интервью журналистам «УЦ». Такие встречи, лишенные официоза и казенного лоска, всегда оказываются интереснее, чем планово-протокольные пресс-конференции «по поводу». Тем более что узнавать, «как там, у них» из первых уст, — совсем не то, что услышать по телевизору или прочитать в газете.
Знакомтесь: Дэвид Вуд
Родился в 1962 году в семье инженера Королевских Военно-Морских сил. С детства мечтал стать пилотом. Пойдя по стопам отца, в 1979 поступил на воинскую службу во флот. Поначалу так же, как отец, служил инженером. По словам Дэвида, это во многом помогло его дальнейшей карьере — он получил неоценимые знания технической части своей будущей профессии.
Кадровый военнослужащий Вооруженных сил Великобритании получает массу возможностей для того, чтобы освоить практически любую профессию, связанную с основным профилем работы. Так, за время службы на флоте можно стать высококлассным моряком, инженером, пилотом — причем эти возможности государство предоставляет военнослужащим бесплатно. Дэвид Вуд стал пилотом, и 10 лет верой и правдой служил английской короне. Участвовал в военном конфликте на Фолклендских островах, летая на транспортном «Геркулесе». Сейчас ему 42, на «гражданке» он занимает должность командира экипажа аэробуса.
Не так давно Дэвид женился. Женился на девушке из Кировограда. Именно поэтому он и приезжал к нам — как он сам выразился, по семейным делам. Англичанин познакомился с выпускницей кировоградского педуниверситета в Киеве, где они совершенно случайно встретились во время одного из отпусков Дэвида. Вот такая история.
Дэвид Вуд об обучении пилотов
В ГЛАУ заграничному гостю задавали много вопросов, касающихся того, как становятся пилотами в его стране. К слову, Дэвид был немало удивлен заинтересованностью и уровнем разговорного английского наших студентов — помощь переводчика им практически была не нужна. Также англичанин отметил высокий профессиональный уровень академии, сказав, что ее ждет «большое будущее». Как говорится, спасибо на добром слове.
Что касается собственно системы подготовки английских летчиков, то, как оказалось, она в корне отличается от нашей. Во-первых, обучение в летных школах Соединенного Королевства продолжается всего год. Во-вторых, они вообще никакого отношения к системе образования не имеют — это чисто профессиональные курсы, на которых кадетов учат исключительно управлять самолетом. Но стоимость обучения в летной школе настолько высока, что оплатить его полностью частное лицо, как правило, не в состоянии.
Поэтому многие из тех, кто хочет стать пилотом, начинают карьеру в вооруженных силах. Правда, после того, как закончится обучение, нужно еще, как минимум, 9 лет «отлетать» в ВВС, возвращая свой долг государству. Другой путь — найти авиакомпанию-спонсора, которая оплатит 50% стоимости обучения, с условием, что потом выпускник будет работать у них.
Поступив на работу в гражданской авиации кадетом, молодой пилот зарабатывает в среднем около 25 тыс. фунтов в год на винтовом самолете и 30 тыс. — на реактивном. Командир экипажа за 12 месяцев работы получает около 100 тыс. фунтов.
Дэвид Вуд о самолетах
Дэвиду за его почти 20-летнюю карьеру пришлось летать на разных машинах — от военно-транспортных «Геркулесов» и «Гольфстримов» до суперсовременных пассажирских аэробусов А 320 и А 330. О наших АНках и ТУшках, летать на которых ему, правда, не приходилось, Дэвид отзывается уважительно — хочется верить, что не только из вежливости.
Информативным и познавательным, особенно для будущих пилотов, стал рассказ о новых технологиях, применяемых при создании нового поколения зарубежных самолетов. На сегодняшний день функции управления механизмами практически полностью взял на себя компьютер. В современных аэробусах уже не нужно «ложиться» на штурвал для выполнения маневра — да и штурвала-то как такового уже нет — его функции выполняет небольшой рычажок под рукой у пилота, сигнал с которого передается компьютером к механическим частям, непосредственно управляющим движением самолета. Правда, данное нововведение породило определенную долю скепсиса, в частности, один из мировых лидеров отрасли, компания «Боинг», выступила против, ее представители утверждали, что использование подобных технологий нивелирует мастерство пилота, превращая его в простого оператора ЭВМ. Но прогресс не остановишь, большинство серьезных производителей уже приняло новшество на вооружение…
Дэвид Вуд о безопасности полетов
Две стороны одной проблемы — разделяют flight safety, то есть меры по предотвращению несчастных случаев и технических неполадок, и flight security, то есть меры предотвращения терактов.
В вопросах flight safety играют роль два основных фактора: профессиональная подготовка и опыт пилота и скрупулезность разработчиков и инженеров. Самый безопасный воздушный транспорт — современный самолет, управляемый опытным пилотом. С точки зрения Дэвида, именно «человеческий фактор» — самый важный.
Что же касается flight security, то в связи с небывало возросшей террористической активностью, захлестнувшей уже практически весь мир, особенно после терактов в Нью-Йорке и Лондоне, меры по их предотвращению с каждым днем становятся все жестче. Еще несколько лет назад к пилотам в кабину могли подняться члены их семей, многие пускали детей «порулить» — конечно, только на земле, но сейчас все это в прошлом — посторонним в кабину ни в коем случае нельзя, и бронированная дверь, ведущая в нее, заперта большую часть времени.
Дэвид Вуд о курьезах
Вспомнился случай, когда пассажир, зафрахтовавший чартер с Кубы в США, попытался провезти контрабандой ящик кубинских сигар размером со стиральную машину. Когда горе-контрабандиста «накрыли» американские таможенники, вспоминает Дэвид, экипажу пришлось испытать несколько достаточно неприятных минут, прежде чем выяснилось, что у «пассажира» — дипломатический паспорт. Сигары, правда, конфисковали, но перед законом никому отвечать не пришлось…
Покидая ГЛАУ, английский гость преподнес заведению в качестве сувенира форменную фуражку «Келедониан Эйр» — первой гражданской авиакомпании, в которой ему довелось работать после увольнения из ВВС. Эта фуражка — раритет, ведь авиакомпании с таким названием уже не существует. Теперь она станет экспонатом в музее академии. В свою очередь, представители ГЛАУ вручили Дэвиду Вуду памятные сувениры и пригласили его в следующем году на празднование 55-летия заведения. Он улетел, но обещал вернуться…