«Почему это Перу вызывает такой интерес у иностранцев? Перу — страна, которую никто не понимает. А непонятное больше всего притягивает».
Марио Варгас Льоса.
Кировоград давно уже не является для иностранцев terra inkognita. Визитом туристов или рабочих делегаций из США, стран Европы, Азии никого особо и не удивишь. Совсем другое дело, когда в нашей провинции оказываются граждане экзотического, в понимании среднестатистического украинца (такого, который за границу «выезжает» только во время телепередач «Клуба путешественников»), государства. Такого, как, например, Республика Перу. Страны золота инков, пончо и лам.
Справка «УЦ». Республика Перу. Государство на западе Южной Америки, одна из самых больших стран Латинской Америки. На севере граничит с Эквадором и Колумбией, на востоке — с Бразилией и Боливией, на юге — с Чили. Значительную часть страны занимают Перуанские Анды, протянувшиеся с севера на юг, а также зона дождливых тропических лесов в долине Амазонки. На западе узкой полосой протянулась Коста — полоса береговой пустыни, побережье, омываемое Тихим океаном. В отрогах Сьерры (самый высокогорный пояс Анд) из небольшого ледникового озера Лаурикоча берет свое начало самая многоводная река мира — Амазонка. Население Перу — примерно 27 млн. человек. Столица страны — Лима.
Совсем недавно в Государственной летной академии Украины на курсах повышения квалификации обучались пятеро перуанцев — четыре пилота и один бортинженер ВВС военно-морского флота этого южноамериканского государства. Наши инструкторы учили перуанских военных правилам поведения в различных неординарных ситуациях. В реальных условиях на настоящем самолете практических навыков экстремальных взлетов и посадки не отработаешь — никто же не станет, находясь в здравом уме, рисковать жизнью пилотов и сохранностью техники, а подходящих тренажеров для самолетов советского образца в Перу нет. Поэтому летчики местного ВМФ — название подразделения с испанского на русский язык переводится как «орлы» — и приехали на подготовку в Кировоград. После торжественной церемонии вручения пилотам Фернандо Арнасу, Карлосу Куэве, Альдо Гаргуревичу, Карлосу Бенавидесу и бортинженеру Адану де Лама соответствующих сертификатов перуанцы выкроили полчаса на беседу с журналистом «Украины-Центр» (за что отдельная благодарность руководителю центра общественный связей ГЛАУ Ольге Кушнир).
Справедливости ради нужно отметить, что на вопросы корреспондента «УЦ» в основном отвечал Карлос Куэвас. Как оказалось, майор авиации ВМФ неплохо разбирается как в прошлом, так и в настоящем своей страны. Он является и автором книги по истории авиации Перу.
Пуп Земли
Самая главная гордость Перу, наибольшая достопримечательность республики — многочисленные следы древних индейских цивилизаций. Там, где сейчас находится Перу, раньше была территория государства инков — самой могущественной цивилизации Южной Америки доколониальной эпохи, процветавшей в период XII-XV вв. прошлого тысячелетия. Каждый год миллионы туристов со всего мира (доля туристического бизнеса в ВВП Перу достигает 56%! — прим.) посещают древние города — Куско и Мачу-Пикчу.
Куско (с языка индейцев кечуа переводится как «пуп Земли») когда-то был столицей империи инков, простиравшейся от Перу до Чили и Аргентины. Он по праву считается археологической столицей Южной Америки, городом-музеем. Здесь буквально на каждом шагу можно встретить памятники древней архитектуры, причем как индейского, так и испанского образца. Сейчас практически все экскурсионные маршруты в Перу начинаются из Куско.
Мачу-Пикчу (в переводе — «Cтарая гора») — настоящий «затерянный город», открыт учеными-археологами только в 1911 году. Испанские конкистадоры, захватившие в XVI веке территорию современного Перу, так и не смогли обнаружить эту крепость в горах, где укрывались инки, и в течение трехсот лет никто в стране даже не подозревал о существовании Мачу-Пикчу. Практически до наших дней город — многие его называют восьмым чудом света — остался неразрушенным, неразграбленным. Именно поэтому Мачу-Пикчу привлекает внимание туристов.
Еще две крупные достопримечательности, известные на весь мир: уникальное высокогорное озеро — Титикака и пустыня Наска, исчерченная гигантскими наземные рисунками, отчетливо различаемыми только с высоты птичьего полета. До сегодняшнего дня ученым непонятно, как можно было в те времена, когда не существовало никаких летательных аппаратов, сделать такие правильные, с точки зрения пропорций, колоссальные по размерам фигуры животных и людей (каждая фигура в длину достигает двух километров).
Моим собеседникам, можно сказать, повезло. В отличие от туристов, вынужденных платить по $100-150 за возможность увидеть рисунки из иллюминатора экскурсионного самолета, сеньор Куэвас, как и его коллеги, по долгу службы неоднократно пролетал над знаменитым плато. Впечатления — одновременные чувства удивления и восхищения! Увы, но на бумаге всех красок восторга моих собеседников не передать. Впрочем, в разговоре через переводчика тоже… Кроме рисунков в пустыне Наска также сохранились памятники доинкских культур Перу: столица империи Чиму — Чан-Чан, культовый и жреческий центр Пачакамак. Впрочем, все эти сооружения и объекты из разряда «лучше один раз увидеть»…
Лирическое отступление. В феврале этого года в перуанской деревушке Чукито случился любопытный конфуз. Специалисты-историки выявили, что «древним» развалинам местного Храма Изобилия инков всего-то… 12 лет. Оказалось, что жители деревни Чукито в соответствии с указаниями местных властей собственноручно построили «руины» с целью привлечь в регион как можно больше иностранных туристов. Еще классик писал, что на всякого мудреца довольно простоты. «Лохов» в этом мире хватит не на одну деревню Чукито, каждый умелец «разводит» их как может. Но лучше уж так, чем в открытую грабить иностранцев.
У природы нет плохой погоды…
База «орлов» находится в городе Кальяо, на побережье Тихого океана, в нескольких километрах от столицы страны Лимы. Чем характерна Лима? Это, пожалуй, единственный большой город в мире, куда практически не проникают лучи солнца. Мало того, что столица со всех сторон окружена песками и голыми камнями, так еще и над городом всегда висят плотные облака смога. Из-за этого в Лиме годами не бывает дождя. А так в Перу часто наблюдается повышенная влажность — республика расположена всего-то в 10-ти градусах южнее экватора. Местный климат очень отличается от украинского — всегда тепло, никогда не бывает похожей на европейскую зимы. Вообще же, говорит Карлос Куэвас, в Перу в одно и то же время можно на себе ощутить все времена года. Хотите увидеть снег — пожалуйста, поезжайте в горы, там бывает очень холодно, на высокогорье Анд царит настоящая суровая зима. Хотите знойные тропики — поезжайте в сельву. На побережье расположены красивые океанские пляжи; в Кальяо регулярно проходят чемпионаты мира по серфингу. Хотя иностранцу приспособиться к особенностям переменчивой перуанской погоды, к условиям высокогорной атмосферы сложно (возможно, поэтому для туристов в местных отелях обычно готовят особый тонизирующий напиток — чай с листьями коки).
Не все то золото…
База экономики Перу — туризм и полезные ископаемые. В республике сосредоточены богатые залежи серебра и золота (которые, в общем-то, и были причиной уничтожения империи инков). Основные статьи экспорта — продукция горнодобывающей и металлургической промышленности, нефть и нефтепродукты. Люди здесь живут обычной, характерной для всех стран Латинской Америки, жизнью — потрясающая воображение роскошь соседствует с угнетающей сознание нищетой…
Тяжело ли в Перу найти работу? Наверное, как и у вас, дипломатично ушли от прямого ответа перуанские военные, все зависит от наличия образования. Если есть хорошее образование — то и легче найти приличную работу с минимальной зарплатой 200 североамериканских долларов. Но обучение в университете могут себе позволить не все. В зависимости от уровня доходов семьи человек решает, куда ему поступать, — в высшее учебное заведение, за учебу в котором нужно платить, или в среднее, обучение в котором более доступно, однако и уровень знаний там ниже. Оплата неквалифицированного труда в Перу по местным меркам невелика. К примеру, домработница в Лиме может зарабатывать 100-150 долларов в месяц. В провинции уровни доходов населения в несколько раз меньше, чем в столице. Точные цифры пилоты назвать не смогли — все-таки они специалисты совсем другого профиля.
Основное население Перу — смесь между индейцами и испанскими переселенцами. В стране две ярко выраженные культуры — национальная и европейская, но, несмотря на это, серьезных этнических проблем здесь, можно сказать, нет. Иногда в районе озера Титикака, на границе с Боливией, возникают территориальные конфликты, но участники стычек — индейцы, оспаривающие между собой участки земли.
Как и Украина, Республика Перу лишь относительно недавно перешла от диктатуры к демократии. Причем у них смена власти прошла мирно и… добровольно! Никаких революций — хунта, находившаяся у руля с 1968 по 1992 годы, просто осознала, что управлять страной она больше не в силах. Военная диктатура Куэвасу запомнилась засильем бюрократии, тем, что закрылось много частных фирм, общее развитие страны заметно замедлилось. В общем — ничего хорошего военные правительства Перу не принесли. Когда дела ухудшились до такой степени, что дальше просто некуда, военные поняли, что пришло время уходить. С тех пор в стране правят демократические власти. Во главе республики, как и у нас, находится, президент, законопроекты принимает однопалатный парламент. Все эти законы и правительственные указы до народа доносит официальный правительственный телевизионный канал. Не хочешь весь день смотреть новости — не проблема: в Перу есть еще восемь общенациональных каналов, плюс практически в каждом крупном городе до ста каналов кабельного телевидения.
Две столицы
В Кировоград перуанские пилоты добирались через Киев. Наша столица им очень понравилась. За те несколько дней, пока заокеанские гости находились в Киеве, они успели посетить различные музеи, церкви, побывали в Киево-Печерской лавре. Особенно перуанцев поразила архитектура православных храмов — никогда раньше ничего подобного они не видели. Вот только какими-то немноголюдными, пустынными показались им киевские, а особенно кировоградские улицы. В Лиме принят в основном ночной образ жизни. На прогулку Куэвас с товарищами (и они не исключение из общей массы жителей перуанской столицы) привыкли выходить часов в десять вечера. И гулять до утра. У нас же начиная с девяти вечера на улицах уже никого и не встретишь. Заехали они как-то Кировограде в одну уютную кафешку и отдыхали там до четырех утра. Вышли на улицу и поразились — свет нигде не горит, такси под рукой не оказалось. Мрак. Еле-еле добрались до гостиницы.
Что Карлос Куэвас может рассказать о своей столице? Лима — очень большой город, самый настоящий мегаполис. На данный момент там проживает примерно 8 миллионов человек — чуть меньше трети всего населения Перу! В Лиме также много культовых сооружений, но, в отличие от Киева, все они принадлежат к католической культуре. Из достопримечательностей — стеклянный саркофаг в кафедральном соборе Лимы, в котором покоится мумия основателя города Франсиско Писарро — того самого завоевателя империи инков. Бронзовый памятник Писарро установлен на центральной площади столицы — Пласа де-Армас (в переводе — «Площадь оружия»).
Центральная часть города прекрасно освещена, кроме памятников архитектуры там много ресторанов, кафе, кабаре, магазинов, работающих круглосуточно. Конечно, не по всем районам Лимы можно без последствий прогуливаться по ночам, но подобная ситуация существует в каждом крупном мегаполисе — некоторые части города лучше обходить стороной. В Лиме есть свои катакомбы, но нет метро и троллейбусов. Из-за этого вторая наибольшая головная боль местных властей (первая — смог) — дорожные пробки. Городских автобусов (как правило, все битком забиты), маршруток и такси настолько много, что довольно часто они образуют многокилометровые заторы. Кроме общественного транспорта по столичным дорогам бегает множество частных авто — почти все жители Лимы имеют личные автомобили. Такое обилие наземного транспорта в итоге и привело к высокой загазованности воздуха. Но в других городах Перу проблем с транспортом и с пробками нет.
За порядком на дорогах следит аналог нашей ГАИ — столичная дорожная полиция. Еще одно совпадение — после падения режима военной диктатуры под лозунгом борьбы с коррупцией дорожная полиция Лимы подверглась серьезному реформированию. Причем такому, что и Украина, и Грузия отдыхают! Местные власти практически весь мужской состав полиции заменили на женский! По мнению мэрии женщины менее склонны брать взятки. Так ли это на самом деле Карлос Куэвас не знает — правил дорожного движения он не нарушает…