Много ли вы знаете кировоградских писателей, которых печатают московские издатели популярной литературы? Мы, честно говоря, всего одного — Алексея Корепанова. В наших краях он хорошо известен в первую очередь как многолетний бессменный редактор научно-популярного литературно-художественного журнала “Порог”. Мало кто знает, что он еще и редактирует книги для донецкого издательства “Сталкер”. А его книги “Зверь из бездны” или “Возвращение в Эдем”, “Время черной Луны” читают в основном в России. Хотя и Украина на своих обращает некоторое внимание. C харьковским издательством “Фолио” фантаст сотрудничает давно и успешно. А совсем недавно “Найти Эдем” уже в украинском переводе опубликован в Киеве. С писателем, редактором, незаурядным человеком Алексеем Корепановым мы говорили о литературе, и не только.
— Когда пришло желание поверить бумаге свои мысли? С чего началось?
— Сколько себя помню, столько и писал. Еще в первом классе написал “Рассказы о твоих сверстниках”. Писал всегда. Публиковали журналы, газеты. Другое дело, что книги печатать начал только в девяностых. Хотя первый толчок писать фантастику, возможно, был лет в 12, я тогда сломал ногу, лежал на диване, читал много и решил, почему бы самому не писать. Так это началось и не проходит до сих пор.
— И все же о выборе жанра. Почему фантастика, не реализм, не детектив?
— Отчего же? Я все время писал и реалистические рассказы, и стихи, и детективы. Но почему фантастика ближе? Я думаю потому, что можно высказать то, что невозможно выразить в реалистической литературе. Можно создавать любые ситуации без ограничений, поднимать любые проблемы, дать ответы на вопросы, на которые в обычной литературе трудно найти ответ.
— В последние десятилетия старую добрую “классическую” фантастику вытеснило то, что называют фэнтези. Меньше научного, больше сказочного. Почему стало “той” фантастики меньше?
— Это смотря что понимать под фантастикой. Самой фантастики пишется не меньше, а намного больше. Я каждую неделю получаю информационный листок, анализирующий состояние дел в такой литературе во всем СНГ. Если раньше в месяц выходило 10-20 изданий, то сейчас по 80. В России в основном.
Времена меняются, происходит смещение акцентов. Раньше была одна только научная фантастика, ничего другого не было, — ведь как может строитель коммунизма в разрез с программой партии уходить куда-то в подозрительные выдуманные миры. И народ немного устал от традиционной фантастики. И именно долгое отсутствие социальной фантастики и фэнтези и породило такой массовый всплеск интереса к ним. Раньше ведь мы такого не читали. Шлюзы открылись. А сейчас, по прошествии уже десятилетия, пошел некоторый спад интереса.
А фэнтези будут любить, потому что все мы родом из детства и любим сказки. И второе — все ударились в фэнтези, потому что это пользуется спросом. Пишется уже не от души, а на потребу рынка. Как сказал когда-то Богдан Титомир: “Пипл хавает…”
— Все абсолютно известные украинские мастера жанра печатаются в основном в России — Олди, Зорич, Дьяченко, Лукьяненко. И вы туда же.
— У нас в прошлом году, по данным уже упомянутого мною информбюллетеня, в Украине вышло три-четыре фантастических книжки. Сегодня книгоизданием в нашей стране может заниматься или очень богатый человек, или сумасшедший. Совершенно невыгодно. Россия — единственный путь, если хочешь быть прочитанным. Гонорары в России отличаются от украинских не в два, не в три раза, а на целый порядок. Но и они хитрецы — делают совместные с нашими издательствами книги, гонорары платят украинские, печатают здесь, а продают в основном там.
— Мне кажется, что интерес к фантастике и фэнтези растет в обществе, которое проблемно, нездорово. Человеку просто хочется убежать из этого грустного мира в другой, где все красиво. Согласны?
— Да, эскапизм имеет место. К тому же люди уже не могут без телевизора, своей ежедневной порции сериалов и боевиков, глядя которые, не надо думать. А литература фэнтези, почти такая же легкая. Вот возьмем, к примеру, Роберта Асприна. Многим нравится. И я не говорю, что он плохой писатель. Я читал несколько книг, настолько гладко и легко, глотаешь километрами эти книги, а на утро — в голове все чисто, не вспомнить, о чем читал. Это развлекательная литература, вот и все. Она востребована, и имеет полное право на существование.
— Жюль Верн напредсказывал в своих книгах множество того, к чему наука пришла через годы. Нынешним фантастам, похоже, это не дано. Ни в одной книге 20-30 летней давности, не говоря о более ранних, нет и предположения, что вскоре люди с трудом будут представлять себе жизнь без Интернета.
— Нет, некоторые вещи все же предсказывались Стругацкими, например. Но фантастика современная таких целей перед собой и не ставит. Цели другие. Первая — развлекать, вторая — создать какую-то социальную конструкцию, концепцию, поразмышлять по этому поводу.
— В последнее время появилось много книг в жанре, я бы назвал, исторической фантастики. А что было бы, если, например, Орда помирилась бы с Русью и так далее, на таких предположениях строится сюжет. Как вы к такому относитесь?
— Этот жанр называют криптоисторией, по определению писателя Андрея Валентинова. Почему бы нет? Если это интересно написано, талантливо, не ставит просто цель поразвлечься… Если автор ставит задачу показать переломный момент, развилку истории, версию, как могло все пойти по-другому, — это интересно. Хороши все жанры, кроме скучного.
— Вы не только пишете фантастику, но и определяете, достойны ли другие быть напечатанными хотя бы в вашем журнале “Порог”.
— “Порогу” уже 10 лет, вышел сотый номер. Меня больше всего радует, что я даю возможность молодым авторам публиковаться. Присылают произведения чуть ли не ежедневно, у меня уже на два года вперед расписано, что будет выходить. В основном это россияне, но, в общем, шлют из 12-13 стран.
Печатаю и кировоградских авторов. Когда в первые годы наш журнал печатал и поэзию, я узнал, что в нашей области живут одни поэты. Был завален, тонул в этих текстах. Сейчас печатаем лишь прозу. И в Кировограде есть три-четыре-пять человек, которые пишут прилично. Есть люди, желающие выразить себя посредством бумаги и пера, значит, будущее у нас есть.
— А научить писать книги можно, как вы считаете? Многие литературные знаменитости имеют техническое, просто далекое от “красного слова” образование…
— Я сам учился на истфаке. А можно ли научить писать?.. Если есть в человеке искра Божия, изначально заложенный дар, то литературная техника — дело наживное. Ко мне часто попадают рукописи, написанные коряво, неудачно, но идея, мысль просматриваются. Видно, что человек не безнадежный. Может выписаться.
И совет я таким авторам даю абсолютно банальный: читайте Пушкина, Чехова, Бунина, классиков, впитывайте язык, смотрите, как они излагают.
— Подозреваю, что больше всего вы читаете фантастику. А каковы ваши любимые книги?
— Как раз нет. Фантастику для себя я не читаю по двум причинам. Во-первых читаю ее каждый день на работе. А перечитываю лишь то, что когда-то в юности запало в душу. Бредбери, Шекли, Стругацких. Из современных… честно говоря, есть хорошие, интересные вещи, но так, чтобы по сердцу прошло, такого не встречал. Не вижу фундаментальных людей, хотя время покажет. Но за литературным современным процессом, конечно, слежу. А любимые книги — это, опять же, классика — Чехов, Бунин, вот Шолохова “Тихий Дон” с таким удовольствием недавно перечел.
— Традиционно о планах на будущее…
— Заканчиваю очередной роман “Ворота из слоновой кости”. Когда и кем будет напечатан — не знаю, отдам агентам, будет видно. Большинство вещей моих выходили через несколько лет после написания. Нормально, в советские времена молодые писатели (а таковыми считались авторы до 45-50 лет) ждали по 15 лет издания книги…