Самые разные цифры назывались накануне повышения стоимости проезда в городском транспорте Кировограда. Но в том, что оно, это повышение, состоится, сомнений, в принципе, не было.
О коллизиях, связанных с готовящимся решением о повышении тарифов в городском транспорте, “УЦ” писала уже не раз. Самый свежий поворот событий отразил понедельничный номер “УЦ-Репортера”: состоявшееся 2 июля заседание горисполкома планировало повысить стоимость проезда в маршрутных такси до 1,25 грн. (в 40-копеечных автобусах до 1 грн.), а в троллейбусах и автобусах (которых в городе реально нет) — до 60 коп. Но оба решения не были приняты как “неподготовленные”.
Фактически же “маршруточники” обосновывали необходимость повышения тарифа до 1,25 грн., до 1,35 грн. и даже до 1,41 грн. — в зависимости от предприятия, выполняющего перевозки на тех или иных маршрутах. Как грустно шутили журналисты кировоградских СМИ: “Чем перебивались автоперевозчики до этого, одному Богу известно. Видимо, только из человеколюбия нас продолжали возить за 50 копеек, доплачивая из своего кармана 80-90 коп”.
Здравым гласом могло стать мнение Антимонопольного комитета. Как сообщил председатель территориального отделения АКУ Анатолий Ревенко информагентству “Контекст-Медиа” еще на прошлой неделе, предложения о повышении стоимости проезда в маршрутках Кировограда не имеют достаточных экономических обоснований: значительная часть маршруток ходит на сжиженном метане, который не подорожал. Еще об одном аспекте, позволяющем обеспечивать рентабельность даже в условиях повышения цен на бензин и сжиженный пропан-бутан, могли бы рассказать сами кировоградцы: маршрутки, особенно в часы пик, едут по городу фактически с двойной загрузкой — этот метод кировоградцы давно окрестили “перевозками в особо извращенной позе”. А по мнению кировоградок, многие маршруты женщинам вообще противопоказаны — в них, считают кировоградские дамы, можно ездить только в прочной рабочей одежде. Впрочем, кировоградцев и кировоградок никто особо и не спрашивал. А что касается мнения Антимонопольного комитета, то, как прозвучало в пятницу же, 2 июля, на заседании горисполкома: решение может быть принято и без согласования с АКУ.
Что и произошло. В среду, 7 июля, “автошок” состоялся-таки — хотя днем раньше на горисполкомовской пресс-конференции было озвучено мнение, что решение будет отложено до появления в Кировограде новых автобусов средней вместимости (правда, лишь на одном маршруте) и “после улучшения качества организации перевозок пассажиров”. Между прочим, на этой пресс-конференции прозвучала уже новая цифра: “предприниматели просят установить тариф на проезд не меньше 1 грн.”.
Кировоград стал не первым городом в Украине и не единственным в области, где повышена стоимость проезда в городском транспорте. По сообщениям информагентств, в Черкассах тариф до 0,6 грн. был увеличен еще 29 мая. В Николаеве с 7 июня тариф на проезд стал дифференцированным: на маршрутах до 10 км — 0,6 грн., до 20 км — 0,8 грн., свыше 20 км — 1 грн. Правда, стоимость проезда в ПАЗах и ЛАЗах, работающих, как и большинство кировоградских маршруток, на метане, проезд не подорожал. Не изменилась стоимость проезда и в Херсоне — там по-прежнему платят за проезд 0,5-0,6 грн.
Кировоград в данном вопросе оказался аутсайдером и среди других городов области. Быстрее всего отреагировали власти Знаменки: в начале июня тариф был повышен до 0,6 грн., потом выросли тарифы в Светловодске — до 0,65 грн. Затем горисполком Александрии принял решение о повышении тарифа до 0,75 грн.