Насколько поспешно была ликвидирована вся символика Госавтоинспекции, настолько неспешно пошло создание новой службы, которая должна была прийти на смену прежней. Короче говоря, нагрудные знаки сдали и… остались в неведении, что же будет дальше. ГАИ как бы не стало, а ее структуры остались, наводя на мысль о том, что неиспользуемые механизмы очень скоро начинают ржаветь… Это наконец поняли и руководители МВД, а судя по некоторой информации, и Президент.
Очевидно, тогда-то и появились вновь на улицах представители вроде бы упраздненной службы. И вновь появилась возможность наблюдать уже несколько подзабытые картинки с натуры. Например, бравый инспектор гвардейского роста (чуть выше полутора метров) прямо напротив облгосадминистрации грозно останавливает машину и почти строевым шагом идет к водителю. В общем, картина Репина «Приплыли!»: по одну сторону далеко не самой широкой в городе улицы им. Карла Маркса стоит машина ГАИ-не-ГАИ, по другую — остановленный автомобиль, рядом — инспектор, выясняющий отношения с водителем. А между ними встречным курсом — пассажирский и прочий транспорт, водители которого, матерясь сквозь зубы, вынуждены на ходу решать задачку: как миновать неожиданно возникшее препятствие и не попасть в ДТП? А прохожие недоумевают: какая же это служба — еще старая или уже новая? — действуя вроде бы в интересах безопасности движения, сама создает предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий?
Некоторую ясность вносит информация, которой поделился со СМИ замминистра МВД Владимир Рудик. По его словам, ГАИ не ликвидирована юридически, а потому остается действующей службой. Что можно перефразировать: уходя, она вернулась. Но одновременно «осуществляются мероприятия по приведению структуры службы к формату выполнения заданий в новых условиях». Фактически это означает, что уже сокращена численность дорожно-патрульной службы, а часть ее штата передана в патрульно-постовую службу, а еще часть ее сотрудников переведена на должности участковых инспекторов милиции.
Как сообщил редакции начальник отдела работы с персоналом УМВД в Кировоградской области полковник милиции Иван Стеценко, в областных структурах проходят аналогичные преобразования. Около трети личного состава ДПС переводится в ППС. Решением министерства в области введены дополнительно 22 должности участковых инспекторов. То есть численность существующих пока структур ГАИ стала меньше, но задачи надзора за дорожным движением, составления протоколов о нарушениях правил дорожного движения и т.д. сохранились за ними.
Полной же ясности, как скоро ГАИ превратится в Службу дорожной милиции, пока нет. По словам замминистра, необходимы изменения в законе «О дорожном движении» и в целом ряде других нормативных актов. После чего весь личный состав ГАИ будет выведен за штат, а должности в новой структуре будут заполняться на основе жесткого отбора, включающего экзамены, тесты и проверку дипломов кандидатов. Одновременно, отметил Владимир Рудик, подготовлен законопроект, увеличивающий суммы штрафов за нарушение ПДД, — он будет подан в ВР непосредственно Президентом Ющенко как безотлагательный.
А если без обиняков, то нужно резюмировать: если не ГАИ, то другая служба, следящая за порядком на дорогах, нам нужна. Чтобы жить без щуки в реке, «караси» еще не дозрели.