ЕЛИСАВЕТГРАД? Сомнения. История.

Часть 2.

Тому, кто по натуре романтик, увлекается приключенческой литературой или читает фэнтези, или же его будоражат легенды и мифы прошлого, или если вообще, по жизни он лирик, а не физик, то эта часть моего поста будет ему абсолютно неинтересна. Наверное в этом плане первая будет попривлекательнее. Здесь же речь пойдёт о «голой» истории с сухими цифрами, датами, фактами. Хотя… Возможно он найдёт что-то приключенческое в истории, как история (сорри за тавтологию) кардинальным образом изменила мои годами устоявшиеся взгляды, убеждения и личные предпочтения в отношении»магического» названия города — Елисаветград. Разумеется, это произошло не сразу. Сначала приходили сомнения. Вот с них, с самых первых, я и начну.

В конце восьмидесятых годов прошлого столетия в «перестроечном» Союзе повсеместно начала внедряться новая традиция — празднование Дней города.Не обошла она стороной и Кировоград. Здесь подготовительные работы начались в 1988 году. Поскольку такое серьёзное идеологическое мероприятие возглавлял, естественно, горком партии, то я был в курсе всех организационных мероприятий по подготовке к празднованию Дня. Именно тогда, возможно впервые за многие десятки лет, вопрос истории нашего города довольно широко и бурно обсуждался и в местных партийных кабинетах.

Нет, в целом она, эта история, была давно и достаточно хорошо известна. Но дело в том, что тогда, в конце 80-х, предметом острых дискуссий краеведов стало определение точной даты основания областного центра. Понятно, что от этого зависело и то, какие годовщины отныне и довеку будут отмечать горожане в Дни города.

Одним из главных, т.с., возмутителей спокойствия выступил Юрий Мативос. Он- то и замахнулся на мою главную «скрепу«, которой я как бы и гордился, и которой крепко связывал себя с Елисаветградом. Я уже писал о «знаковой» разнице ровно в 200 лет между нашими со старым городом днями рождения. И вдруг краевед поставил данный, такой приятный мне факт под сомнение.

Юрий Николаевич утверждал и настаивал, что годом основания города на Ингуле следует считать не 1754год, а 1752-й. При этом, разумеется, приводил и достаточно веские доводы. Главным из которых был  указ «О поселении на Российских границах приходящих Cербов», подписанный царицей Елизаветой в январе 1752-го года. То есть за два с половиной года до закладки крепости Св.Елисаветы. Кроме того что указом сербам разрешалось поселяться на нашей территории рядом с украинскими «аборигенами«, одним из пунктов он повелевал «… сделать земляную крепость, которую именовать крепостью Святыя Елисаветы…». За это время — до середины 54-го (времени начала её строительства), как утверждал историк, около места расположения будущей крепости выросло уже целое поселение (мещанская слобода). А на нынешней улице Харьковской даже сохранился дом постройки 1753-го года?! Не правда ли, более чем серьёзные аргументы в пользу 1752 года. Но окончательное решение, понятно, принималось уже в тех самых, высоких партийных кабинетах.

Официальной версией, почему город «родили» всё же в 1754-ом — от закладки крепости, а не от первых жилых домов города и соответствующего царского указа, была ссылка на якобы существовавшую в царской России традицию, пошедшую от истории с закладкой крепости Санкт-Петербурх и одноименного с ней города. Тот важнейший исторический факт, что царский указ (личное решение Петра), закладка крепости и название будущему городу были произведены у Питера одновременно (в 1703г.), тогда как у Елисаветграда все эти события растянулись во времени на три десятка(!) лет, был совершенно проигнорирован.

Однако в народе бытовала другая (негласная) версия. Очень, между прочим, близкая к истине. Дело в том, что ближайшей круглой датой, а значит и годовщиной приличиствующей такому(!) мероприятию, могло стать только 235-ти летие. В аккурат наступающий 1989 год очень удачно её обеспечивал. В случае же с  1752 годом, было бы «корявое» 237-летие. И следующего подходящего момента ждать довелось бы ещё как минимум три года.

Зная приверженность наших тогдашних вождей к приурочиванию всего и вся к юбилейным и памятным датам, данная версия выглядела очень правдоподобно. Это теперь уже, по прошествии стольких лет и событий, я могу с большой долей уверенности утверждать, что основным мотивом было всё же нечто третье, а именно — принятие исключительно политически мотивированного решения. Которое, скажем так, имело самые благородные цели — укрепляло дружбу между братскими тогда народами и символизировало их общую историю. Об убедительности и научности всех трёх версий, «опровергавших» доводы Ю.Мативоса, судите сами.

Так в 1989-ом была заложена не только традиция ежегодного празднования Дня города, но и примелькавшемуся в исторической литературе 1754-ому, был придан официальный статус года основания Кировограда.  В общем, как бы там ни было, но лично я остался тогда очень доволен. Моя «скрепа» выжила! Хотя осадочек остался. А с ним и первые сомнения — если так легко и непринуждённо партийные «историки»  управились с метрикой Елисаветграда в конце ХХ века, то можно только догадываться, чего там науправлялись с историей города их старшие коллеги много раньше.

дальше будет

Добавить комментарий