Кировоград опробовал новый для себя формат конференции в сфере образования под названием EdCamp. Это когда вместо чтения и прослушивания скучных докладов участники активно общаются и сами выбирают, кого из заявивших о выступлении экспертов они хотели бы послушать.
EdCamp сегодня очень популярны в странах Европы и в США. Причем Штаты настолько прониклись симпатией к «образовательной тусовке» (а именно такое впечатление производит это мероприятие), что устраивают ее по любому поводу. В Украине, правда, первый национальный EdCamp состоялся только в 2015 году, но оказался настолько успешным, что организаторы приняли решение о проведении серии локальных мероприятий в разных городах страны. В их числе оказался и Кировоград, где EdCamp прошел на базе специализированной школы №6.
— Мы подали заявку на участие в серии мини-EdCamp-ов и прошли отбор, – говорит директор школы №6 Надежда Кравченко. – Нам был выделен грант на организацию мероприятия, которое было решено назвать (не) конференцией. Дело в том, что EdCamp преследует те же цели, что и традиционные учительские конференции, – обмен опытом, изучение достижений коллег. Но делается это в совершенно другом ключе. Главный принцип EdCamp – это добровольное участие. И что мы видим? На кировоградский EdCamp заявилось более 80 учителей иностранного языка из всех городов Украины, из которых 58 подтвердили свое участие. Большинство, конечно же, – это учителя из Кировограда и области, но среди них есть представители из Киева, Запорожья, Винницы, Житомира, Львова и даже Закарпатья. Все эти люди сами захотели уделить свое время и внимание данному мероприятию.
Основная тема (не) конференции – изучение иностранного языка в условиях украинской системы образования, претерпевающей сейчас болезненный процесс реформирования. Но строгого следования ей не наблюдалось, каждый из докладчиков (их называли экспертами) выбирал близкую ему тему. На каждую презентацию отводилось около 40 минут, при этом презентации проходили одновременно в разных кабинетах (или локациях), а участники могли посетить любую из них по собственному выбору. Всего было предусмотрено шесть локаций, в каждой из них проходили три презентации – всего 18. Чтобы организовать такое количество на традиционной конференции, ее пришлось бы растянуть на три-четыре дня.
Первыми локации заняли, как ни странно, психологи. Темы были самыми разными – от психотренингов на расслабление до предупреждения эмоционального выгорания педагога и способов преодоления языкового барьера. Собственно изучению иностранных языков были посвящены второй и третий этапы презентаций, в числе докладчиков – иностранные волонтеры Филипп Роффман (США) и Леа Виктория Кенни (Германия). Одной из самых популярных оказалась лекция, прочитанная представителем одного из спонсоров EdCamp – филиала компании Epson в Кировограде. Несмотря на очевидный рекламный контекст, эта лекция касалась сложного (а для многих педагогов – болезненного) вопроса использования современных технических средств на уроках. Еще одна презентация, сорвавшая аншлаг, была посвящена подготовке выпускников к ВНО:
— Педагоги, готовя учеников старших классов к ВНО по английскому языку, в основном считают, что самой сложной частью тестирования является письменная работа, – говорит Елена Миходуй, старший методист международного образовательно-методического центра Pearson. – Но на самом деле большинство учеников «сыпется» на use of language – практическом использовании языка. Эта тема кажется простой, но, ввиду отсутствия обратной связи, учителя при подготовке детей к ВНО не уделяют ей должного внимания. Они акцентируются на письменной части и чтении, в то время как use of language – это основа для того, чтобы человек заговорил, начал общаться на иностранном языке. В своей презентации я буду говорить о том, как правильно подготовить выпускника к этой части ВНО, чтобы в конце учебного года он получил максимальное количество баллов по use of language.
Английский язык отличается сложным правописанием и очень номинальным присутствием правил чтения, в которых исключений подчас бывает больше, чем слов, читаемых в соответствии с правилом. На уроках английского языка чтению отводится огромное количество времени, но оказывается, что, научившись читать и писать, дети уже не могут заговорить…
Волонтер и языковой тренер Корпуса Мира Филипп Роффман предлагает один из способов решить эту проблему: он приглашает своих слушателей… петь.
— Песня – это замечательный образец живого языка. Она одновременно мотиватор и средство преодоления языкового барьера. Кроме того, петь песни – просто весело.
А как необычный формат EdCamp оценили слушатели, то есть учителя? Не оказались ли подчеркнутая интерактивность и демократичность помехой?
— Проводить подобные мероприятия в нашем городе просто необходимо, – говорит преподаватель английского языка гимназии им. Т. Шевченко Ирина Харченко. – На них обсуждаются самые современные методики и тенденции в изучении иностранных языков. Лично меня интересует тема использования в этом процессе интернет-технологий. Мне очень понравился формат презентаций – я сама выбираю эксперта, которого хотела бы услышать, я могу задать ему вопросы. Вообще от данного мероприятия я ожидаю получить много новой, действительно интересной информации, получить опыт, да и само общение с коллегами в неформальной обстановке дает очень много.
Если уж умудренные опытом и годами учебной практики (и, конечно же, традиционными педагогическими конференциями) педагоги так быстро вошли во вкус, что уж говорить о молодых специалистах?
— Меня зовут Галина Солонько, и я преподаю английский язык в школе №6, – представляется наша следующая собеседница. – Я являюсь молодым специалистом и работаю по профессии всего два года, поэтому стараюсь узнать как можно больше обо всем. Особенно мне интересны темы, заявленные психологами. Я считаю, что пока недостаточно адаптировалась психологически к своей профессии, и методы, предложенные экспертами, помогут мне лучше работать со своим эмоциональным состоянием. Конечно же, ожидаю, что коллеги на презентациях поделятся своими наработками, а я приму их на вооружение и буду использовать в дальнейшей работе.
На этом сотрудничество школы №6 и сообщества EdCamp не заканчивается – представители от школы поедут в качестве партнеров на большой всеукраинский EdCamp, который состоится с 8 по 10 апреля в Харькове. А проведение серии мини- EdCamp-ов, будем надеяться, станет новой хорошей традицией в среде кировоградских учителей.
Виктория Барбанова, «УЦ».