Виталий Делестьянов: «Не играть не могу»

Как уже сообщала «УЦ», скоро в Кировоград с концертом приедет Государственный академический оркестр «РадиоБенд Александра Фокина». Вместе с джазовым музыкальным коллективом на сцену областной филармонии выйдет и наш земляк Виталий Делестьянов. Из своих без малого сорока двух лет от роду Виталий Делестьянов играет уже почти тридцать семь лет! А начиналась карьера музыканта с того, что пятилетний Виталик самостоятельно, на слух, подбирал на пианино разные мелодии, которые нравились его отцу…

Для справки: Виталий Делестьянов окончил Кировоградское музыкальное училище по классу теории музыки. Учился в Кировоградском государственном педагогическом институте. Выступал в составе ВИА «Аллегро», джазового коллектива «Диксиленд». В 1992 году сделал аранжировку для конкурса «Ялта - Москва - Транзит». После 1993 года играл в различных эстрадных и джазовых коллективах Польши и Германии. Сделал аранжировки для сериалов «Утесов», «Кодекс чести». В составе оркестра «РадиоБенд Александра Фокина» принимает участие в работе над фильмом «Мы из джаза-2».


С шестого класса обычной школы Виталий Делестьянов начал учиться еще и в школе музыкальной. Признается честно: ходить в музшколу страшно не хотелось. А хотелось вместо занятий, например, поиграть с друзьями в хоккей. Бросить учебу? Тоже не вариант. Во-первых, ему, действительно, нравилась музыка. Во-вторых, в то время не посещать какую-либо художественную или музыкальную школу, спортивную секцию среди сверстников считалось чем-то не нормальным. В отличие от сегодняшнего времени…

Виталий нередко репетировал дома. Жили они с семьей в обычной многоэтажке. По словам музыканта, от соседей претензий на звучание пианино не поступало: «По этому поводу я всегда говорю так: хорошая музыка никого никогда не раздражает. И потом, у меня была большая собака, поэтому соседи не жаловались».

Кто знает, как сложилась бы музыкальная судьба Виталия Делестьянова, если бы в музыкальную школу, где он учился, не пришел легендарный Ким Александрович Шутенко.

— Шутенко набирал детей, по его мнению, — талантливых, на свой «композиторский» курс, — говорит Виталий Делестьянов. — Я оказался в его классе, а потом, когда поступил в музыкальное училище, тоже учился у Кима Александровича на теоретическом отделении. Был довольно любопытный момент. На выпускных экзаменах музыкальной школы Шутенко поставил мне по композиции «4». Я собирался поступать на теоретический, а как подавать документы с четверкой по основному предмету, когда конкурс в музучилище был очень неслабый? Родители волновались по этому поводу, но Ким Александрович успокоил, сказал: не переживайте, поступит, «четверка» на экзамене — это наши внутренние дела, просто он должен больше работать. Я ведь лентяем был… Вот если у вас есть цель (например, разучить мелодию), вы можете ее достичь несколькими путями. Одни добиваются результата с помощью «пятой точки» — репетируют по несколько часов в день, до тех пор, пока пальчики не начинают летать над клавишами. Мне давалось проще — сел за пианино, раз-два, разучил за пару дней мелодию и играю. Высиживать за инструментом часами — у меня такого не было.

Ким Александрович Шутенко умел научить, он — Педагог с большой буквы и для Кировограда, кировоградской музыки — фигура знаковая. Вот он вел класс на теоретическом отделении, а мы ни одного правила в тетрадку не записывали, но знали все! В соседнем классе пианистов все вели конспекты уроков, но вечно ничего не знали, только если подсмотрят в тетрадке. Шутенко считал, что музыка и жизнь тесно переплетены, и свои уроки строил на жизненных примерах. Выпускники его классов — процентов 90 выпускников — гарантированно поступали в консерватории».

Сам Виталий Делестьянов после музучилища поступил в кировоградский пединститут на музыкально-педагогический факультет. Почти сразу начал выступать в составе джазового коллектива «Диксиленд».

— Мы играли не только джаз, но и эстрадную музыку, — рассказывает Виталий Делестьянов. — Я точно не могу сказать, кто в Кировограде в конце 1980-х годов слушал джаз. Но какое-то джазовое движение существовало (хотя оно было слабее, чем роковое или эстрадное). В том же институте мы между собой общались, сложился определенный круг любителей этой музыки, и все с удовольствием делились друг с другом какими-то наработками, впечатлениями. Было о чем поговорить.

В 1993 я окончил институт и сразу уехал в Польшу вместе с другими кировоградскими музыкантами (гитара, бас, вокалистка). Здесь в годы экономической разрухи музыкантам пришлось несладко, а там общая культура нации не позволяет людям плохо относиться к искусству. К любому искусству. Даже при экономических трудностях. Мы играли эстраду и джаз, выступали в разных залах, ночных клубах. Клубы — это тоже жизнь музыканта. Любого, начинающего или нет. Все музыканты рано или поздно выступают в клубах, просто клубы бывают разного уровня. Кстати, у поляков очень развито джазовое движение. В Польше задолго до нас побывали практически все звезды джаза. И работа в Польше очень помогла мне в плане сравнения себя с другими известными музыкантами, польскими и заграничными, которые там выступали. В Польше я жил до 2001 года, а потом вернулся домой. Заграницу люди либо принимают, либо нет, независимо от того, чем они занимаются в жизни. Там — все другое. Другие люди, менталитет и так далее. Лично я заграницу не принял морально…

Года через два после этого мне позвонил Костя Пилипюк — срочно приезжай в Киев на прослушивание в оркестр «РадиоБенд Александра Фокина». Костя в то время работал на студии у Яна Табачника, эта студия находилась по соседству с «РадиоБендом», и он краем уха услышал, что коллективу нужен хороший пианист. Я приехал, прошел прослушивание (сыграл джазовые стандарты: определённый набор композиций из классики джаза, которые обязаны знать все), переговорил с Александром Александровичем, а дней через десять он перезвонил, сказал, что меня приняли. С тех пор я там работаю. И, нужно сказать, я нашел свою нишу: играю музыку, которая мне нравится, и для публики, которая эту музыку принимает и понимает. Я вообще люблю играть музыку. Как говорит один мой друг, у него есть два состояния: или играть, или не играть. Так вот я не играть не могу…

— В коллекции оркестра «РадиоБенд» много редких и уникальных инструментов. Какие из них есть в распоряжении клавишника?

— Во-первых, электропианино Rhodes, выпущенное в 1984 году. В свое время этот инструмент был очень распространен среди джазовых музыкантов, он обладает неповторимым узнаваемым тембром. Во-вторых: клавинет Hohner. Пример звучания клавинета — музыка Стиви Уандера, у него практически все мелодии построены под клавинет. Но мы играем не только на раритетных инструментах, у нас есть вполне современные образцы. В этом вопросе мы не отстаем от моды.

— А как вы считаете, насколько этично играть джаз на современных электронных инструментах?

— Это вполне этично и даже здорово. Мы идем вслед за современными технологиями, а наш сегодняшний мир едва ли не с головой ушел в электронику. Появляются новые инструменты — появляются новые звуки. Почему бы их не использовать на старых базовых традициях? Ведь за свою историю джаз сам претерпел так много изменений, как и мир вокруг нас. Что такое джаз? Это свойство человека разнообразить мелодию. Раньше музыканты тоже использовали все новые и новые инструменты и таким образом развивали джаз.

— Из мировых знаменитостей джаза, с которыми «РадиоБенду» довелось выступать на одной сцене, кто у вас оставил наиболее яркие впечатления?

— Больше всего, конечно, запомнилось совместное выступление с американским коллегой-пианистом Фредди Равелем. Мы с ним так подружились, что до сих пор ведем переписку.

— Выступление было в виде джазовой битвы, кто кого «переиграет»?

— Да ну, что вы, какая битва! Особенность нашего оркестра в том, что каждый музыкант имеет место для собственного соло. Приглашенные звезды выступают как солисты, мы — и аккомпанируем, и тоже исполняем сольные программы. Мы не backstage, у нас еще ни разу не было так, что заграничная звезда выступает первым номером, а наш оркестр играет на заднем фоне. Мы всегда находимся на равных правах с гостями.

— Виталий, расскажите о вашем персональном участии в работе над фильмом «Мы из джаза-2».

— Мы все играем собственные роли, самих себя, никто ничего не выдумывает, например, съемочная группа снимает многие наши репетиционные моменты. Правда, мы еще не дошли до сцен с моим личным участием. А вообще весь оркестр «РадиоБенд» целиком — это боевая единица, на базе которой построены съемки. Самый главный момент фильма, по задумке Александра Фокина, — гала-концерт, в котором вместе играют весь иконостас звезд джаза конца XX — начала XXI веков. Рано или поздно люди уходят, почему бы им не оставить после себя след не только на музыкальной сцене, но и в кино? Мне кажется, именно ради этого фильм и снимается…

Беседовал Александр Виноградов, «УЦ».

Добавить комментарий