В отделе искусств библиотеки им. Чижевского открылась выставка гончарных изделий села Цветное Александровского района. Потрясающая вещь: в Цветном делали посуду из местной глины с XVI столетия и до конца прошлого века, цветнянская керамика – особенная, узнаваемая, со своим характером и своими традициями. В течение веков гончарство было основным занятием жителей села, изделия местных гончаров обязательно представлены в экспозициях этнографических и художественных музеев Украины. И, тем не менее, выставка, которая открылась сегодня в библиотеке, – это первая попытка собрать и систематизировать цветнянскую керамику.
Основу экспозиции составляет частная коллекция Владимира Нагорного. Рассказывая о ней, он отметил, что большую часть предметов он приобрел в самом Цветном, у старожилов. Еще совсем недавно в каждом доме сохранялись гончарные круги и другие инструменты, посуда, статуэтки и т. п. Что касается самых ценных предметов, то Владимир Нагорный объяснил, что для него как коллекционера представляют ценность предметы с какими-то пометками мастера (и таких подписанных изделий действительно много: под глазурью на глине написаны фамилия, дата изготовления, а то и полное описание: «Подхлебница, собственность такого-то, 1947 год») и уникальные формы. Преподаватель художественно-графического отделения КГПУ керамист Лариса Гарбузенко, которая занимается изучением цветнянского гончарства и подготовила каталог его первой выставки, объяснила, что пометки делали не просто так. Гончарством занимались в каждом дворе, круг был у каждого, а обжигали керамику в общих горнах, артельно – чтоб не перепутать потом изделия, некоторые мастера подписывали свои работы.
– Гончарство – очень консервативное искусство, – объясняет Лариса Гарбузенко. – Знания и мастерство передавались из поколения в поколение в рамках семьи, секреты берегли даже от соседей. Есть данные, что в Цветном добывали глину и занимались гончарством еще в XVI столетии. Это очень интересно, потому что глина здесь находится на глубине от четырех до двадцати метров. Как ее нашли? Кто понял, что нужно копать именно тут? Потом, конечно, ее добывали специальные люди – глинокопы. А территория шахт была поделена между семьями – в конце XIX века в селе было два керамических завода и 242 гончарных двора, 80% взрослого мужского населения было занято именно в гончарстве.
Вообще Лариса Гарбузенко объясняет, что Цветное – село с уникальной историей. До XVIII ст. оно находилось на польской территории, после присоединения к Российской империи там так и не было введено крепостное право, жители села всегда оставались свободными людьми. По словам хранителя Александровского районного музея Василия Белошапки, в 1900 году в Цветном было 873 двора и четыре тысячи жителей – в четыре раза больше, чем в тогдашней Александровке, основным промыслом уже было гончарство. Во времена Холодноярской республики атаман Пилип Хмара печатал тут даже собственные деньги.
Примечательно, что с приходом советской власти жизнь здесь мало изменилась. По-прежнему в каждом дворе делали свои глечики, была создана бригада, а потом и артель керамистов. Если вы внимательно посмотрите на фотографии, то, безусловно, узнаете характерные орнаменты – в каждом кировоградском доме были кувшины, горшочки, мисочки именно с такими рисунками. Цветное утратило искусство предков в конце прошлого века, когда после гибели нескольких глинокопов, которые действительно работали в жутких условиях, добычу глины запретили. Сначала привозили глину из других регионов, а потом и это забросили – керамика утратила актуальность. Сегодня, когда по всей Украине возрождается гончарное искусство, ценятся аутентичные, вручную сделанные вещи, в Цветном нет ни одного гончара!
Больше всего на выставке, конечно, посуды. Для гончарства вообще и особенно для цветнянской керамики характерна утилитарность. Есть огромные макитры, тыквы и тыквачи (круглые сосуды с узкими горлышками для хранения воды), барыла для вина и кувшины с ручкой сверху – бинчики, горшочки, тарелки и т. п.. А еще в Цветном делали очень интересных баранцов – это сосуды для жидкости в виде барашков. Сделанные в разные времена разными мастерами баранцы похожи, как братья, – они все простые, с минимальным количеством украшений, но с очень выразительными мордами и красивыми рогами. Но самое потрясающее – львы! Как и почему в лесах стали делать львов, неизвестно. Львы все тоже похожи друг на друга, и главная их особенность – отсутствие свирепости. У цветнянских львов глуповатые щенячьи морды, иногда даже языки высунуты.
Кроме изделий, представлены старинные фотографии, гончарные круги, более поздние формы для керамики и… черепки. Дело в том, что на территории Цветного находят памятки Черняховской культуры. Исследователям очень интересно: не сделаны ли они из той же уникальной по своим качествам лесной глины и не является ли цветнянское гончарство промыслом гораздо более древним, чем принято считать…
Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».
Интересно, глину для гончарства теперь там вообще никто не добывает?