Четверо кировоградских студентов в нынешнем году побывали на одном из наиболее знаковых событий в мировой авиационной жизни – международном авиасалоне Ле-Бурже.
Украина представила на Ле-Бурже одну из своих последних разработок – военно-транспортный самолет АН-178. По результатам авиасалона 10 наших самолетов уже купила одна из авиакомпаний Азербайджана, а другими заказчиками могут стать такие солидные мировые игроки, как Саудовская Аравия и Германия. Однако Ле-Бурже – это не только выгодные контракты и возможность показать себя всему миру. Это еще и невероятные впечатления, которыми с нами поделился один из студентов-счастливчиков Артур Юшков. Он, как и остальные студенты, побывавшие во Франции, на авиавыставке, учится в КЛА НАУ, проще говоря – в летке.
– Артур, как вы попали на Ле-Бурже, кто организовал эту поездку?
– Поездку организовывал фонд Бориса Колесникова. Она была призом за победу во всеукраинском конкурсе «Авиатор-2015» на знание авиации. Конкурс проходил в 5 этапов и в общей сложности длился около полугода. Проходил он на базе Киевского авиационного университета и Харьковского авиационного института.
– Сколько студентов от летной академии принимали участие в этом конкурсе?
– Пятеро. И все пятеро выиграли, но поехали четверо – я, Саша Коновалов, Саша Мацкайло и Игорь Батяшов. У пятого нашего друга случилась накладка – ему нужно было в это время поехать в другое место, поэтому с нами он не был.
– Я так поняла, вы все друзья.
– Да. Даже коллеги. Мы все являемся членами студенческого самоуправления, Саша Коновалов – глава студенческой организации, я – его заместитель. Мы все имеем активную жизненную позицию, поэтому, когда узнали о том, что есть такой конкурс от фонда Колесникова, решили поучаствовать в нем. На победу не надеялись, просто хотели не упустить шанс, а заодно проверить уровень своих знаний. Мы подали заявки, первый этап конкурса стартовал в феврале в Киеве. Вообще в Киеве проходили все этапы конкурса. Но, как я уже сказал, мы поначалу и не надеялись на победу.
– Насколько сложно было участвовать в конкурсе?
– Это специализированный конкурс по авиации, проверялись именно профессиональные знания. На каждом этапе нужно было письменно ответить на ряд вопросов. Что это за вопросы, озвучивать вам не буду, потому что они сложные, там много авиационной терминологии, короче, обычному человеку это будет непонятно. Скажу только, что на каждом этапе проверялся один из аспектов: на первом этапе – наши знания по истории авиации и космонавтики, на втором мы писали мотивационное эссе, третий этап – самый сложный, надо было решить ряд задач по математике, физике и пр. На четвертом этапе проверялся уровень авиационного английского – все студенты летки обязаны досконально знать этот язык, так как он является международным языком авиации. В общем, мы впятером поехали в Киев на первый этап конкурса. Прошли отбор, были приглашены на следующий этап. А потом – на следующий. После третьего этапа начали почитывать в Интернете информацию о Франции – а вдруг повезет? Но все равно практически до самого конца не верилось, что мы победим.
– Когда узнали, что вы победили и полетите на Ле-Бурже, какие чувства испытали?
– Мы, честно говоря, не сразу поняли, что оказались среди победителей. Даже в финале конкурса как-то об этом не думали, просто радовались тому, что не ударили в грязь лицом. Осознание пришло уже тогда, когда на объявлении победителей мы спустились со сцены с грамотами. Прочитали в грамотах «Переможець всеукраїнського конкурсу “Авіатор”…». Вспомнили, что победители отправятся во Францию, на Ле-Бурже. Чувство было примерно такое: вау!!! В моих руках была не просто грамота, я фактически держал билет на Ле-Бурже. С момента награждения, правда, думать и переживать на эту тему у нас уже не было времени. Оформление виз, сборы, поездка в Борисполь, там нас уже ждал самолет Боинг-737. В самолете – тоже студенты-авиаторы, победители из других регионов, всего около 100 человек. За время перелета мы очень плотно общались друг с другом, состоялся своеобразный обмен опытом. Короче, устроили прямо в самолете свое мини-Ле-Бурже.
– Как вас встретил Париж?
– Очень хорошо и тепло встретил. Жалко только, что вся поездка длилась четыре дня. На авиасалон выделялся всего один день, а сама выставка длится неделю. Так что времени было совсем немного. В первый день нам устроили экскурсию по Парижу. После нее у меня появились фото на фоне Эйфелевой башни. Знаете, Париж – город просто огромный, но вместе с тем тихий и размеренный, никто никуда не спешит. Из атрибутов столицы – пробки на дорогах. Я, конечно, был там всего один день, но мне показалось, что уже знаю этот город. Париж по атмосфере и архитектуре сильно похож на Кировоград. Точнее, Кировоград похож на Париж, только это все у нас более миниатюрное. На следующий день мы, собственно, поехали на Ле-Бурже. Еще не доезжая до места, увидели направленную в небо ракету. Подъезжаем ближе – и видим самолеты, видим, как они заводят моторы. Эмоции уже тогда, на подъезде, переполняли через край. Первым делом, конечно же, мы пошли к нашему АН-178. Было очень здорово увидеть этот самолет вживую, побывать в кабине. Мы даже пообщались с директором «Антонова», который сам представлял самолет иностранным экспертам.
– Какое впечатление произвел на тебя украинский самолет?
– Самое хорошее. Это очень качественная разработка, самолет по классу военно-транспортный, но его фишка в том, что он легко поддается модифицированию. АН-178 легко переделать, например, под функции спасательного самолета.
– А какой из самолетов на выставке произвел самое неизгладимое впечатление?
– Больше всего впечатлений было от Боинга-787 Дримлайнер. Это лайнер нового поколения. Нас пустили в салон, в кабину пилотов. Двое из нас как раз учились на пилотов, они были в восторге. А я, как диспетчер, потом был в восторге, когда мы наблюдали показательные полеты, – Дримлайнер сделал на этом показе головокружительный маневр. Еще меня поразило то, что этот самолет – очень тихий. Я просто на минуточку представил, как я через пару лет буду вести на взлетную полосу такой самолет, наблюдать с вышки, как он садится… Думаю, ребята-пилоты точно такие же эмоции переживали, когда сидели в кабине и представляли, что будут им управлять. Это просто невероятный самолет, его правильно назвали Дримлайнер – «лайнер мечты». Еще нас поразил Airbus 380. Это самый большой пассажирский самолет в мире, он может перевозить до тысячи пассажиров. Мы просто постояли рядом, но впечатлений уже было выше крыши. Представьте – вы стоите рядом с махиной, которая имеет где-то 20 метров в высоту. Это невероятно мощный самолет, я представил себе на минутку, как он взлетает, как вся эта громадина отрывается от земли, набирает высоту. От такой мощи захватывает дух.
– Вы не жалели о том, что на Ле-Бурже был выделен всего один день?
– Жалели, конечно. Одного дня мало. У любого из представленных там самолетов можно было простоять несколько часов. Так как времени у нас было в обрез, мы старались успеть увидеть как можно больше. Но этого дня хватило, чтобы замотивировать нас на полную, – лично я готов был сразу написать пару сотен резюме и раздать во все авиакомпании – возьмите меня, я очень хочу работать! А еще мы увидели, что Ле-Бурже – это не только красивая выставка, но и большой, реально большой бизнес. Это стало понятно еще тогда, когда мы рассматривали АН-178. К представителям «Антонова» подходили иностранные заказчики, расспрашивали, собирали информацию, озвучивали примерные суммы предстоящих сделок. Мы за этим наблюдали и чувствовали гордость за себя, за Украину, что у нас есть прекрасный авиапроизводитель, выпускающий самолеты высокого уровня. Но, наверное, самое важное на Ле-Бурже в том, что это огромная площадка для обмена опытом из самых разных сфер авиации. Мы общались с пилотами-испытателями, представлявшими АН-178, ребята, учившиеся на пилотов, тут же стали сыпать терминологией, и что в результате этой беседы получилось, я и сам плохо понял. Много нового я почерпнул в своей сфере. И так на всех уровнях – от проектирования до технического обслуживания. Все эти знания, новинки, технические решения разбросаны по всему миру, но на Ле-Бурже они собираются в одном месте и в одно время. Чтобы по достоинству оценить все это, не хватит и той недели, которую длится выставка.
– Кроме Ле-Бурже и Парижа, вам удалось побывать еще где-то?
– На третий день нам устроили специальный сюрприз – поездку в Диснейленд. Вы же помните замок, который в заставке ко всем мультикам Диснея показывают? Мы видели этот замок вживую. Он невероятно красивый. Считается, что Диснейленд – это парк развлечений для детей. Нет, это ошибочное мнение! Скорее, это парк развлечений, способный из всех сделать детей. Внутри эта крепость обустроена как городок, каждый домик – это магазинчик или небольшое кафе. На этот день мы забыли об авиации и превратились в больших детей. Целый день катались на аттракционах. А на следующий день уже нужно было лететь домой. Мы снова той же компанией погрузились в самолет, пока летели домой, делились впечатлениями. В общем, наш Ле-Бурже продолжался в самолете до самого Борисполя.
– Эта поездка помогла тебе определиться с дальнейшими планами на жизнь, работу?
– Конечно! Я закончил в этом году обучение на специалиста и готовлюсь подавать документы в магистратуру. Как только закончу обучение и получу диплом, буду изо всех сил стараться найти работу по специальности. Я не представляю себе жизнь без самолетов, и Ле-Бурже только укрепила меня в этой мысли. Вообще я с самого детства помешан на авиации. Я родился в Международный день космонавтики – 12 апреля. Это не просто так. Поэтому я свою специальность и вуз выбирал, четко представляя, чего я хочу. А я хочу посвятить свою жизнь самолетам.
Беседовала Виктория Барбанова, «УЦ».