В Кировограде снова будет Его Величество Джаз. 17 октября в театре Кропивницкого выступят два коллектива: Brazil Bossa Nova Quartet и Cherkasy Jazz Quintet Сергея Крашенинникова. Коллективы суперпопулярные, восхитившие своим талантом множество стран и континентов, программа будет представлена потрясающая. Хочется верить, что кировоградский зритель произведет на музыкантов приятное впечатление.
Собственно говоря, Brazil Bossa Nova Quartet – это Мауша Аднет – вокал, Хелио Альвес – фортепиано, Дудука да Фонсека – ударные и перкуссия, Арк Овруцкий – контрабас, бас-гитара. Все четверо – настоящие звезды. Певица Мауша Аднет начала свою карьеру в 15 лет, вместе с легендарным джазовым композитором Антонио Жобимом объездила весь свет, выступала на крупнейших мировых сценах. Дудука да Фонсека – признанный лидер латиноамериканского джаза, лауреат премии «Грэмми», на сцене с 13 лет. Хелио Альвес и Арк Овруцкий – отнюдь не статисты в квартете, а равноправные виртуозы, принимавшие участие в бесчисленном множестве проектов.
В преддверии праздника джаза мы связались и пообщались с Сергеем Крашенинниковым, который уже знает сцену и зал нашего театра. Музыкант ответил на наши вопросы.
– Сергей, кировоградцы, в отличие от ваших земляков-черкасчан, джазовыми концертами, а тем более фестивалями, не избалованы. Хотя с вашей помощью уже видели американский традиционный джаз, концептуальный швейцарский, ну и ваш – черкасский. А что такое бразильский (латиноамериканский) джаз?
– Изюминка бразильского джаза, который еще называют Bossa Nova, что значит «новая фишка» в переводе с португальского, – это импровизационная музыка, основанная на бразильских ритмах самбы. Получается совершенно новая ритмическая фишечка, которая стала популярной в пятидесятые годы, когда Стен Гетц, американский саксофонист, записал импровизированные мелодии Антонио Карлоса Жобима, легендарного музыканта и композитора из Рио-де-Жанейро. Это был такой всплеск, что весь мир стал играть эту музыку. Недавно были выпущены четыре компакт-диска, которые назывались Bossa Nova. Latin soul. В 50-60-х годах было очень много музыки, в том числе советской, в этом ритме.
– Ваш коллектив играет такую музыку?
– Естественно. Все джазовые музыканты начиная с пятидесятых годов не могут пройти мимо этих ритмов. И последний диск, который мы записали, называется Latin Solo – на ритмах латиноамериканской музыки.
– Насколько известны в мире джаза Дудука да Фонсека и Мауша Аднет и популярны ли они у себя в Бразилии – стране футбола и сальсы?
– Они, конечно же, популярны в Бразилии, но живут в Нью-Йорке, что в принципе нормально. Потому что успешные люди из Латинской Америки – Мексики, Бразилии – стараются попасть в Америку и там проявлять свои творческие возможности.
В джазовой музыке не так много музыкантов – обладателей «Грэмми», потому что эта музыка не может соперничать с популярной. Поэтому, когда джазовый музыкант становится обладателем «Грэмми» (а Дудука дважды был удостоен этой премии), это его очень высоко оценивает и характеризует. Конечно, он – очень востребованный, первоклассный джазовый барабанщик, который много играл и играет с разными звездами.
А Мауша Аднет – это его жена. Она тоже очень давно в джазовой музыке. Они не первый раз приезжают в Украину. Я вначале с ней познакомился, а потом обнаружил у себя концертный фильм Чака Манджоне (это такой полубог современного джаза) и увидел там знакомую певицу, которая у него пела. Это была Мауша Аднет. Она менее популярна, чем Дудука, но достаточно известная певица, и у нее большой опыт выступлений со звездами первой величины.
В общем, проект Brazil Bossa Nova Quartet – первоклассный. Я думаю, что кировоградскому зрителю будет очень интересно. За последнее время вы услышали традиционный американский джаз, концептуальный европейский и теперь вот – латиноамериканский. Линия получается шикарная.
– Сергей, у джаза есть определенная культура для зрителей. Поделитесь, как нужно правильно смотреть и слушать джаз?
– Джаз – это свободная музыка свободных людей. Даже есть такой слоган. И слушание джаза – это тоже творческий процесс. Те, кто играет джаз сегодня, завтра могут быть такими же слушателями. Они, как правило, всегда ходят на концерты коллег, и в залах часто можно видеть музыкантов. Поэтому нет четкого деления на зрителей и музыкантов. Кроме того, эта музыка предельно демократична. Обычно знающая, джазовая, публика ведет себя очень раскованно, так же, как, например, в клубе. И я, уж простите, часто говорю такую сакраментальную фразу: легкое алкогольное опьянение способствует восприятию импровизационной музыки. Поскольку эта музыка обращена к приятным эмоциям, и там нет таких конкретных текстов типа «Владимирский централ», «Рюмка водки на столе». Джаз – музыка абстрактная, поэтому нужно попасть на эту волну.
И публика ведет себя, как в клубах. Если соло понравилось, считается «комильфо», когда аплодируют после соло, а не обязательно по окончании всей композиции. Допускается выходить, особенно на фестивалях, когда концерты очень продолжительные. Поэтому практикуется такой формат, как Open Air, где все крайне демократично. В общем, эта музыка, атмосфера отличаются от академической, рок- и поп-концертов тем, что это одна тусовка, и музыканты со зрителями практически не разделены рампой.
– Исполнителям поп-музыки слушатели дарят плюшевые игрушки, оперным певцам и певицам – корзины с цветами. А что дарят джазменам? Были ли у вас связанные с этим какие-то курьезы?
– Джазмены – нормальные люди, и им можно дарить все что угодно. Мне однажды на концерте вручили большую тяжелую коробку. Я сначала не понял, что это такое. Оказалось, что это упакованный двадцатилитровый мешок с водкой, с краном, но без этикетки. И я стал обладателем огромной коробки с водкой. А буквально через год на концерте один приятель подарил ящик презервативов, и после водки я стал обладателем несметного количества презервативов. Это о курьезах.
А вообще женщине-солистке приятно, когда ей дарят цветы. Но самый лучший подарок для музыканта – когда покупают его компакт-диски на концерте, тем самым платят гонорар прямо на месте.
– Что будет играть ваш квинтет?
– Мы будем играть в начале. Поищем в своем репертуаре латиноамериканские ритмы. Может, это не будет в прямом смысле бразильская музыка, потому что нам нет смысла соперничать с бразильцами. Вероятно, это будут советские песни. Я еще не знаю точно, но что-то будет каким-то образом с этим связано, к этому обязывает наше присутствие на разогреве у бразильского джаза.
Беседовали Ефим Мармер, Елена Никитина, «УЦ».