В заголовке не зря стоит знак вопроса. Бывают парадоксальные ситуации, когда, казалось бы, незыблемые истины превращаются в собственные противоположности. С учебниками для школ в Украине сложилась именно такая ситуация.
Давно ушла та беззаботная пора, когда по каждому школьному предмету был утвержден единственный «правильный» учебник, и в школе этих учебников было с избытком. Многие тоскуют по тем временам: не надо было ломать голову над тем, где и какой учебник достать, ребенок все получал 1 сентября на первом уроке. Сейчас все по-другому. Есть выбор, по какому из нескольких учебников, рекомендованных для школ профильным министерством, обучать школьников. Но возникли другие сложности.
Найти то, не знаю что
Перед началом каждого учебного года в книжных магазинах столпотворение: родители и старшеклассники ищут нужные учебники, терзая слегка измученных продавцов: «Скажите, у вас «Английский язык» Плахотника для шестого класса есть? А когда будет?.. Такая голубая книжка по математике для второго класса, автора не успел записать… Вот сфотографировала на мобильный – нужна рабочая тетрадка по истории, 10 класс, вот такая». По сравнению с СССР, количество учебной литературы и различных пособий для школы выросло в десятки раз, пропал как явление дефицит географических, исторических карт, плакатов, дидактических материалов для учителей. Были бы только деньги на все это многообразие. Самих учебников разного авторства по каждому предмету и для каждого класса по 2-3 варианта.
В этом разнообразии, как оказалось на практике, кроется целый ряд сложностей. Первая – в разных школах Кировограда по одному и тому же предмету могут учиться по разным учебникам. Далеко ходить не нужно: в школе № 26 первоклассники учат английский язык по учебнику авторства А.Несвит, а в 13-й – по книжке В.Карпюк. Обе школы общеобразовательные, со стандартной программой по английскому языку. Но разница для родителей ощутима не только в именах авторов, но и в цене: учебник А.Несвит стоит около 50 грн., а более распространенный В.Карпюк – 70.
Выбирать есть что даже из букварей: авторства К.Прищепы за 45 грн. или М.Вашуленко за 55-60 грн. Целых четыре учебника были разработаны по алгебре для 8 класса, ценовой диапазон – от 40 до 90 грн.
Вообще чем старше класс, тем больше учебников предлагается для него по каждому из предметов. Когда видишь все эти книги, стоящие на магазинной полке, попросту разбегаются глаза. Найти же надо одну, и при этом не сильно испугаться, узнав ее стоимость. А еще нужно помнить, что в современной школе одного только учебника и обычной тетрадки на уроке мало – нужно прикупить еще и дополнительные пособия: печатные тетради, атласы, контурные карты и тому подобное. И если имеется шанс (довольно неплохой, между прочим), что сам учебник вашему чаду выдадут в школьной библиотеке, то с дополнительными материалами помогать никто не собирается, все их придется покупать самому. Да, надо предупредить, что эти материалы к каждому учебнику свои, так что и здесь можно долго и безуспешно искать то, не знаю что…
Покупать или дадут?
В начале нынешнего года небольшим изменением в Законе «Об образовании» спасение утопающих (то есть обеспечение деток учебниками) грозило стать делом самих утопающих (то есть их родителей), так как новая норма позволяла местным бюджетам экономить средства на учебниках для школ. В обязательном порядке должны обеспечиваться учебниками только дети льготных категорий населения – инвалиды, малообеспеченные, дети из неполных и многодетных семей, дети переселенцев и участников АТО. Но, к счастью, все обошлось, как и в прошлом году, учебники получили почти все дети. Но не всем хватило…
В конце августа министр образования Сергей Квит предупредил, что учебники для 4-7 классов придут в школы с задержкой – их еще не успели напечатать. Ученики этих классов и их родители в замешательстве – а учиться как? О том, что книги просто «опоздают», знают не все. Тем более что все учебники для 4-7 классов свободно продаются в магазинах, значит, за деньги они есть, а для школы – нет?
— У нашій гімназії сьомі класи зовсім не отримали підручників, – говорит Оксана, учитель украинского языка и литературы. – Навчаються поки по зошитах і додаткових матеріалах. Нас попередили, що це не катастрофа, підручники просто запізнюються, щось там міністерство не встигло. Але в цілому ситуація нормальна, у моєму класі всі діти отримали книжки. МОН зробило класне нововведення: спеціальний сайт із реєстром підручників. Через цей сайт школи замовляють у міністерства необхідну кількість підручників. На ньому також видно, у якої школи і яких підручників бракує, а в якій є надлишок. Цей надлишок перерозподіляється у школи, яким цих книжок не вистачило. Тож, якщо у вас дитинка лишилася без якогось підручника, не треба поспішати до магазину, через тиждень-два підручник з’явиться у шкільній бібліотеці.
Не для всех
С учебниками для общеобразовательных школ вроде бы понятно. Но ведь есть и специализированные школы: математические, языковые. Говоря по правде, просто специализированных школ в Кировограде уже нет, они все взяли себе громкие названия: 11 школа – Кировоградский коллегиум, 34-я – лицей «Современник», 5-я – гимназия им. Т.Шевченко, 8-я – Природо-экономико-правовой лицей. Сегодня многие из этих школ – для обеспеченных. Причина – слишком дорогие учебники, доступные далеко не всем. Коллегиум и гимназия им. Шевченко, например, изучают английский язык по оригинальным учебникам для иностранцев от издательств Oxford и Longman. Это не просто учебники – в комплект входят собственно учебник, рабочая тетрадь, компакт-диск с учебными материалами. Комплект для младших классов стоит около 350-400 грн., для старших – около 500. Я привела примерные цены, так как эти пособия закупаются за границей, и их цена зависит от курса доллара.
Выход есть?
В классе моего сына треть детей остались без учебников по английскому языку – не хватило. Английский язык для общеобразовательных школ – проблема не одного года. Связана она с тем, что ежегодно эти несчастные книги переписывают заново. Зачем? По неведомой мне причине министерство образования каждый год меняет учебную программу, а учебник должен соответствовать программе, вот под каждую новую программу и печатают новые учебники, не всегда успевая произвести нужное количество книг и распределить их по школам вовремя. Выше я уже говорила о цене этого учебника в розничной продаже – от 70 грн. и выше. Сделать такую покупку ребенку может не каждый, да и зачем? Есть другие варианты.
В Интернете можно на книжных сайтах заказать любой учебник, но можно найти и электронные версии. Скачиваешь – и читаешь на компьютере или планшете. Кстати, планшеты вместо обычных книг в ходу у многих учащихся 8-й школы и гимназии им. Т.Шевченко. Этот гаджет хорош тем, что в него можно «погрузить» все учебники, и вместо пяти-шести тяжелых книг ребенок несет в рюкзаке один планшет весом в несколько сотен граммов. Правда, в этом случае тоже имеет место денежный вопрос, а именно – стоимость гаджета, с которым чадо не всегда обращается достаточно нежно.
— У нашій гімназії досить багато дітей користуються планшетами замість підручників, – отмечает Оксана. – Це справді дуже зручно. При цьому прослідковується тенденція – чим молодший клас, тим більше в ньому смартфонів і планшетів. Бувають, звичайно, усілякі казуси. Наприклад, дитина приносить у школу i-Pad за 5 тисяч, а потім на кожній перерві просить вчителя подивитися за ним. Особисто я відмовляю у таких проханнях, бо, якщо з дорогою іграшкою щось станеться, винуватою зроблять мене. А в мене не та зарплатня, щоб компенсувати чужу недбалість.
Можно поступить по-другому – взять чей-то учебник в аренду и перекопировать его на ксероксе. Все краски иллюстраций при этом теряют свой цвет, но материал вполне пригоден к изучению. Еще один вариант удешевить учебу ребенку – купить подержанный учебник.
В целом ситуация вокруг учебников в наших школах далеко не так печальна, как казалось поначалу, но и не так радостна, как хотелось бы. Мы затронули не все проблемы (например, ошибки в учебниках), но и того, о чем написали, достаточно, чтобы понять – есть куда расти. Хорошо, что МОН старается идти в ногу со временем хотя бы в технической части. Есть надежда, что и в других аспектах образования начнутся серьезные изменения. Ведь учебник – это только часть процесса.
Виктория Барбанова, «УЦ».
Виктория Барбанова написала объемную и скурпулезную статью о школьном образовании и с нашей, читательской, стороны было бы крайне неучтивым обойти статью вниманием и не оставить хотя бы несколько комментариев на данный труд. Так вот, в нашей школе на недавно состоявшемся собрании было сказано, что учебников нет. И предупредили, что в первом полугодии нам их не видать, как своих ушей. Министерство образования лепит горбатого, говоря о том, что учебники скоро придут и что, мол, нет повода для беспокойства. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поэтому, чтобы не подорвать учебный процесс, нам было предложено разделиться на группы и распечатать учебники самим. Я знаю, многие родители вынуждены в рабочее время (к вящему неудовольствию начальства) заниматься тем, что распечатывать на весь класс тот или иной учебник по тому или иному предмету. И только в мин. образования «все смеются, все довольны»…
Что касается сумм, приведеных в статье, то они озвучены верно. Имея двух школьников младших классов, мне пришлось только на учебники по английскому выложить около штуки. Причем заставляют таскать по два учебника одновременно. А они глянцевые и невероятно тяжелые, как журналы мод, и рюкзаки с такими учебниками становятся неподъемными, как если бы в них засунули дюжину кирпичей.
Ну, и , на закуску актуальное во все времена высказывание на тему школы:
«Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей».
«По неведомой мне причине министерство образования каждый год меняет учебную программу, а учебник должен соответствовать программе» — если люди думают, что это забота об учениках, типа программа лучше, продвинутая и т.д., то они заблуждаются.
Ничего личного, просто бизнес такой.