Прошлая неделя для кировоградцев ознаменовалась обильными снегопадами и целым комплексом проблем, с ними связанных. Не меньше, чем снега, на долю коммунальщиков выпало критики по поводу расчистки дорог. Впрочем, в подобных ситуациях мы редко задумываемся о тех, кто конкретно спасает город и с чем им приходится сталкиваться. Корреспонденты «УЦ» ранним утром, сразу после ночной смены, встретились и поговорили с непосредственными участниками битвы со снегом.
Начальник коммунального предприятия «Кировоград Универсал 2005» Виктор Панишко легко откликнулся на нашу просьбу об интервью.
– Снегопад был сильным, даже аномальным, – отметил Виктор Анатолиевич. – В некоторых СМИ пишут, что выпало четырнадцать сантиметров осадков, но я скептически к этим цифрам отношусь. Я думаю, что многие заметили, что снега выпало намного больше. Каждый может со школьной линейкой у себя во дворе измерить, что снега сантиметров сорок. Чтобы убрать такой снег, требуются значительные ресурсы. Нужно отдать должное тем людям, которые работали на его расчистке практически двое суток с небольшими перерывами днем, когда был большой поток транспорта и пешеходов.
Для того, чтобы сталкивать снег, наши машины идут колонной, на скорости тридцать-сорок километров в час. Если машина замедляется – эффекта уже нет. Чтобы сдвинуть двадцатисантиметровый снег, нужны определенные усилия техники. Нужна скорость. Днем такая работа практически невозможна. Поэтому большую часть работы по расчистке дорог мы проводили ночью. И еще, чтобы понимали ваши читатели. Идет группа из шести машин, но каждая из них убирает снег с проезжей части частично, поэтому и нужна колонна. Только таким способом можно расчистить дорогу.
Еще проблема в том, что под снегом образовалась наледь. Мы ее присыпаем солевым реагентом, получается снежная каша, и ее тоже необходимо постоянно счищать. Так что работы по уборке, расчистке дорог нам еще надолго хватит. Остались сложные участки в отдаленных микрорайонах, но мы и там работаем. Расчищаем, подчищаем, расширяем проезжую часть, чтобы маршрутки доходили до конечных остановок. Самые большие сложности были в первые дни снегопада. Техника проходила, чистила дороги, но уже спустя два часа не было видно и следа нашей работы.
Мы не раз просили горожан не пользоваться личным транспортом, для того чтобы помочь с расчисткой дорог. Ведь если идет колонна снегоуборщиков, то припаркованный на обочинах транспорт будет сложно потом раскопать. Мы называем такие машины «подснежниками». И в этом будут виноваты сами водители. По причине того, что машины паркуют где попало, трудно расширять проезжую часть и остановки. В тех местах, где оставались легковушки, и сейчас видны сугробы. И мы их вынуждены убирать уже во второй, а то и в третий раз.
Говоря откровенно – нельзя убрать такое количество снега за два часа. Да и за несколько дней тоже. Все делается поэтапно. Сначала убираются магистральные пути, затем разбираем снежные завалы. Учитывая то, как много было снега, я считаю, что наше предприятие, наши работники справились с поставленной задачей. Дороги в основном расчищены, люди имеют возможность добраться и на работу, и обратно домой.
Водитель экскаватора Олег Сало говорит о наболевшем.
– На нашу работу поступает много претензий по уборке, но нужно понимать – техники мало, а снега много. А когда частники оставляют свои машины вдоль дорог, убирать снежные завалы практически невозможно. Конечно же, приходится работать больше, но так надо. И выбора у нас нет. Жаль, что подводит техника. Не выдерживает нагрузок. Зубья на экскаваторе, на котором я работаю, уже все стерлись. Будем заниматься ремонтом. Хотя в мороз варить металл проблематично. Мы делаем свою работу. Есть люди, которые не замечают этого, однако работаем, и сейчас наш Кировоград уже не выглядит как заброшенный город.
Ему вторит и его коллега Виктор Слободянюк (на фото).
– Снегопад для нас не был неожиданностью. Пусть и говорят, что для нас, работников коммунальных служб, зима наступает не вовремя. Читали прогнозы, готовились, но снега выпало слишком много. Работали сутками. Плохо, что техника уже не выдерживает нагрузки. Много грейдеров, тракторов стоят поломанными. Им уже лет и лет. Сейчас ремонтируем. Надеемся, что городская власть, увидев, что новая техника для работы в городе нужна, выделит нашему предприятию новые трактора и прочие специальные машины…
Руслан Худояров, фото Елены Карпенко, «УЦ».