Мы не случайно вынесли в заголовок эти слова – в Кировограде, рядом с торговым центром «Копилка», расположился действительно большой венгерский цирк «Европа». Площадка, на которой уже привычно разворачивают свои шатры приезжающие цирковые коллективы, с трудом уместила огромный купол и немаленькое хозяйство труппы. Естественно, мы не могли не обратить внимания на приезд в город зарубежного цирка и с утра в пятницу отправились в гости к людям и животным.
В 9 утра в цирке уже вовсю кипела работа – рабочие чистили загоны с животными и подметали за территорией, которую занимает цирк. Кстати, что касается животных, – руководство цирка поступает не просто мудро, а гениально, располагая вольеры прямо рядом с ограждением, «лицом» к тротуару, по которому все время ходят люди. Теперь они не просто проходят, сюда специально приезжают с детьми посмотреть на слона, лошадей, верблюдов, лам, чудных пони, крупы у которых все в пятнышках, как у далматинцев, а также на очаровательных молодых зебренышей. Но примой этого зооколлектива является молодая бегемотиха. У нее собственный бассейн, в котором она нежится на солнышке. Нам с Павлом Волошиным повезло – когда мы подходили к ее загончику, она как раз заходила в бассейн. Если бы вы видели, как грациозно, если можно так сказать о бегемотихе, она погрузилась в воду! Ни единой брызги! Правда, через некоторое время ей пришлось снова выйти «на сушу» – пора было завтракать. Завтрак был, можно сказать, диетический: арбузы и батоны. Как аппетитно она ела! Видно было, что наши, кировоградские продукты ей пришлись по вкусу.
Не меньший восторг у собравшихся вызывала слониха. Она с удовольствием уплетала яблочки, которые ей бросали люди, при этом очень кокетливо приподнимая переднюю ногу. Я понимаю родителей, которые терпеливо ходили за своими малышами, бегающими от слона к ламам и бегемоту, мы и сами с большим сожалением вынуждены были отвлечься на свою работу – подошла наша переводчица, а по совместительству еще и воздушная гимнастка и конферансье Татьяна Мазуркина.
Директор цирка Рикардо Токач, который перед этим наравне с рабочими наводил порядок на территории, согласился уделить нам немного времени, ему пора было отправляться на закупку продуктов для животных.
– Гастрольная деятельность любого коллектива начинается с первого выступления. Скажите, пожалуйста, Рикардо, сколько лет цирку «Европа»?
– Нашей цирковой династии Токач уже почти 350 лет. Еще мои предки работали в различных цирках, а в этом – цирке «Европа» – начинали еще мои прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки, родители… Теперь мы продолжаем их дело.
– Сам цирк «Европа» создан был в Венгрии. А как формируется ваша труппа? В ней только венгерские артисты или вы приглашаете цирковых из других стран?
– У нас работают артисты из Германии, Румынии, Польши – то есть из разных стран Европы. Если нам кто-то понравился, мы приглашаем выступать в нашем коллективе.
– А насколько сложно организовать быт такого большого коллектива? Тяжело ли притираться друг к другу?
– У нас все нормально, сложностей практически нет. У каждого свой домик, свой быт, своя семья. Но очень часто мы собираемся все вместе, и тогда мы одно целое. Без этого в цирке сложно работать. (Кстати, что касается быта, – мы обратили внимание не только на качество трейлеров, в которых живут артисты, но и на такую, казалось бы, мелочь, как вазоны с живыми цветами, висящие у входа в эти домики, ажурные крылечки у некоторых из вагончиков, кружевные занавесочки на окошках – все то, что делает домики на колесах настоящим домом. – Авт.)
– Скажите, пожалуйста, Рикардо, цирк – это ведь не только цирковые. Есть еще и сотрудники, не выходящие на манеж, – это, например, бухгалтер, кассиры, рабочие… Это все наемные люди или эти обязанности выполняют по совместительству ваши артисты?
– Это могут быть и наемные люди, но чаще это человек из цирковой семьи, который не является артистом, поэтому исполняет другие обязанности, не связанные с работой на манеже.
– А как вам удается следить за всем этим огромным хозяйством?
– Помогает моя большая семья. У моей мамы шестеро сыновей, и мои братья помогают мне. Я, например, занимаюсь животными, старший брат – административной работой, младший – музыкой, а еще он артист в манеже, словом, это семейный бизнес, и у каждого есть свои обязанности, свой участок работы, за который он отвечает.
– Рикардо, если сравнить цирк-шапито, который постоянно собирается-разбирается, и стационарный цирк, насколько опаснее работать в шапито?
– Риск, конечно, есть, причем в любом цирке. Но у нас все мастера своего дела, за столько лет работы они уже настолько отточили свои действия, что проблем не возникает. И даже если мы где-то нанимаем ребят-униформистов, я очень тщательно слежу за их работой, постоянно провожу с ними инструктаж, чтобы все было точно и четко. Ведь от этого иногда зависит жизнь артистов, выступающих, например, под куполом. И еще наша работа намного тяжелее, чем в стационарном цирке. Там приехал, поставил животных в ангары – и работай. У нас же нужно в каждом городе начинать с нуля – с выбора площадки, установки ограждения, шатра и палаток для животных, подключения света и воды. Но, как и в каждой работе, есть свои плюсы и свои минусы.
– А есть ли у вас свой доктор?
– Своего ветеринара у нас нет, но в каждом городе, где мы бываем, есть ветеринарная служба, и в случае необходимости мы к ним обращаемся. У каждого нашего животного есть паспорт, где все записано, как и у человека. Так что все о нем можно узнать из документа. А вообще у нас за животными очень хорошо следят, они все здоровы.
– У каждого человека, и у цирковых в том числе, наступает время, когда он уже не может работать на манеже в силу возраста или по состоянию здоровья. Куда уходят цирковые? Или они все равно остаются в цирке?
– У многих артистов это семейное дело, и они передают его детям, внукам. Мои мама с папой нам теперь только помогают. В свое время они выступали в огромном американском шапито на пять манежей. Мама работала и каучук, и хула-хупы, папа работал эквилибр-кронштейн. Я же сейчас выступаю только с животными, хотя раньше работал самые разные номера. Обычно если семья занимается цирковым искусством, то все умеют делать всё – и жонгляж, и эквилибр, и акробатику, этому учатся с самого раннего детства.
– А бывает так, что вы приезжаете в какой-то город и к вам кто-то просится на работу?
– Такое бывает очень-очень редко. Чаще всего просятся на работу ребята, занимающиеся клоунадой, в качестве коверных. Труппа всегда формируется заранее, программа составляется определенным образом – исходя из возможностей нашего коллектива.
– Есть ли у цирковых какие-то приметы, суеверия?
– Конечно, есть! Никогда, ни при каких условиях нельзя садиться к манежу спиной. Он тебя кормит, и отворачиваться от него нельзя. Мы никогда не говорим «последнее представление» – оно заключительное. Это два самых главных правила. Но у каждого артиста могут быть свои собственные суеверия, как и у любого человека.
– А теперь очень интересный вопрос от нашего редактора: как купить слона?
— (Все хохочут.) Наш слон куплен 40 лет назад в зоопарке. Раньше можно было покупать экзотических зверей в зоопарках, можно было взять в другом цирке, если с этим животным, например, некому было работать, можно было поменяться с другими цирками. А сейчас такого уже нет. Продавать экзотических животных зоопаркам запрещено.
– То есть я правильно поняла, что скоро в цирке наши дети могут не увидеть ни слона, ни бегемота, ни крокодила?
– Да, к сожалению, это так. В Будапештском зоопарке мы можем купить, например, ламу, зебру, верблюда, а вот слона, бегемота, других экзотических животных – к сожалению, нет, это запрещено.
– Вчера у вас было первое представление. Как принимала вас кировоградская публика?
– Люди не хотели расходиться домой! Я им говорю «Дякую!», а они аплодируют и не хотят уходить. Так что принимали нас прекрасно, и нам это очень приятно. У нас большое количество мест в цирке и довольно недорогие билеты, так что приходите к нам на представления. Мы работаем до 1 сентября. Да, еще у нас вчера было 300 детей-инвалидов, которым мы раздали бесплатные пригласительные, и дети, по-моему, остались довольны.
К сожалению, нам пришлось заканчивать нашу беседу, так как Рикардо уже ждала машина, чтобы ехать за продуктами для животных. На вопрос, где они все это закупают в таких количествах, он ответил, что не только на рынках и в магазинах, но и в селах по дороге – например, сено, овощи, фрукты…
Мы еще немного поговорили с нашей обаятельной переводчицей, а потом снова вернулись к животным. Возле них постоянно можно было видеть не только детвору, но и взрослых, на какое-то время, наверное, почувствовавших себя детьми, – это отражалось на их лицах. И еще одна немаловажная, на мой взгляд, деталь. Я давно не видела, чтобы у нас за билетами куда-либо стояла очередь, а у кассы цирка, которая начинает работать с 10 утра, люди начали собираться уже с половины десятого… Так что, уважаемые читатели, у вас еще в запасе четыре дня. Да и стоимость билетов не так уж высока – от 50 до 100 гривен. Будапештский цирк «Европа» ждет вас до 1 сентября!
Ольга Березина, «УЦ».