«Червона зірка» осталась без запасов?

Накануне начала посевной кампании аграрии торопятся вкладывать обесценивающиеся деньги, в том числе — в продукцию кировоградских сельхозмашиностроителей. Сегодня складские запасы посевных машин, которые на заводе «Червона зірка» планировали пополнить, не созданы, спрос превышает предложение, утверждает генеральный директор предприятия Сергей Калапа.


По его словам, за первые месяцы этого года завод произвел на треть больше продукции, чем за аналогичный период 2013-го. И хотя сегодня в экономике предприятия все, дословно, «очень здорово», уверенности в завтрашнем дне сильно не хватает, констатирует руководитель.

В условиях кризиса

Уже завтра для нормальной работы завода могут возникнуть серьезные препятствия, связанные с поставками материалов, без которых произвести ничего нельзя даже при наличии спроса. Предприятие покупает сырье и материалы за рубежом, то есть за валюту. А ее даже по тому нестабильному курсу, который есть, купить непросто. Хотя с запуском нового литейного производства, о котором мы писали несколько номеров назад, от турецкого и китайского литья можно будет отказаться, перечень наименований импорта остается обширным.

Есть у девальвационных и кризисных процессов и другая сторона. Так, по результатам прошлого года «Червона зірка» увеличила реализацию по сравнению с
2013-м продукции в деньгах на 22% и на 8,7% — в штуках, произведя в целом почти 4,3 тыс. единиц продукции. По словам гендиректора завода, роста продаж удалось достигнуть на традиционных рынках сбытах, в первую очередь — Украины и стран СНГ, проявивших возросшую активность.

— Это связано, скорее всего, с изменениями валютных курсов — импортная техника становится менее конкурентоспособной, и наша выглядит предпочтительней. Кроме того, мы полностью обновили линейки нашей продукции — разработали новые машины, модернизировали те, что уже производились. Мы максимально приблизили продукт по техническим характеристикам к продукции наших зарубежных конкурентов, а цена осталась ниже. Поэтому предпочтение отдали отечественному производителю, в том числе — нам, — подчеркивает Калапа.

Работа «локтями»

Дальнейшее увеличение продаж, продвижение продукции на новых рынках и конкуренция, в том числе — с иностранными производителями, а также на рынке Украины, становятся в этих условиях вопросами повышения собственных шансов на выживание. К слову, 65% реализации «Червоної зірки» за прошлый год пришлось на экспорт.

— Есть рост (продаж в Европе. — Авт.), но это никак не связано с евроинтеграционным курсом государства. Это результат наших действий, которые мы предпринимаем на рынке, с нашей конкурентной стратегией, продвижением, участием в выставках, созданием дилерской сети и так далее. Наша продукция как продавалась в Европе, так и продается. На нее как была компенсация, так она и осталась (при покупке техники государство компенсирует сельхозпроизводителям часть затрат, «Червона зірка» участвует в этих программах. — Авт.). Традиционные европейские рынки для нас — Болгария, страны Балтии, Румыния, Словакия, Чехия, Польша. Там продаются зерновые и пропашные сеялки, дисковые бороны, культиваторы производства «Червоної зірки». Кроме того, специально для европейских рынков мы сегодня готовим новую линейку машин. Те, что мы выпускаем, не всегда соответствуют технологическим потребностям — может отличаться ширина междурядья, у нас — 15, у них — 12,5 см, у нас используются преимущественно прицепные, у них — навесные машины и так далее. Мы сейчас переделываем свои машины под эти требования, после этого сможем увеличить наши продажи и в других регионах Европы, — поясняет Калапа.

Стоит отметить также, что часто приводимый довод о том, что рынок ЕС, мол, по объему гораздо больше, чем рынки бывших советских республик, и открывает огромные возможности для украинских компаний, — это только половина правды. Вторая половина — в том, что «свободных мест» на этом огромном рынке нет. Он давно поделен между собственными, европейскими же и глобальными производителями. При этом, отмечает Калапа, существуют определенные традиции, менталитет — во Франции покупают французское, в Германии — немецкое, в Польше — польское и немецкое и так далее.

— Вход туда сопряжен с большими затратами, с тяжелой работой по продвижению. И, скорее всего, продукт, который будет продаваться в Европе, будет произведен в Европе, — уверен производственник.

Более того, жестко конкурировать, «толкаться» с импортом сегодня приходится и на внутреннем рынке Украины и СНГ. В частности, рост продаж предприятия Калапа объясняет в том числе наступлением на традиционные сегменты иностранных производителей.

— Сегодня нашими машинами серии «Астра» можно сеять рапс и сою — это очень доходные культуры. Раньше для их посева использовались импортные аналоги. Мы путем модернизации своих машин сделали продукт более отвечающим требованиям покупателя, сегодня они производятся с новыми высевающими аппаратами, — рассказывает он.

Помимо традиционных продуктовых направлений, «Червона зірка» развивает новые — сельскохозяйственные погрузчики, разбрасыватели удобрений, опрыскиватели. Часть этих машин уже производится серийно, часть — проходит полевые испытания. Конкурировать будут, опять-таки, с импортом.

— Внутренний (украинский. — Авт.) рынок опрыскивателей сегодня представляют два оте­чественных производителя — заводы в Богуславе и Львове, но большинство такой техники завозилось из-за границы. Мы претендуем как раз на тот сегмент рынка, который занимала импортная техника, — наша продукция ближе к ней и по техническим характеристикам, и по цене. Хотя цена будет ниже, чем у импортных аналогов, — мы сегодня сами производим пластик, сварку, — поясняет Калапа.

Социальный аспект

Средняя зарплата на заводе в 2014 году составила 3,4 тыс. грн. в месяц — это значительно выше, чем средняя по области (в январе 2015-го, по данным госстата, — 2687 грн.), в бюджеты всех уровней перечислено 55 миллионов грн. налогов и сборов. В то же время для увеличения зарплат на фоне стремительного обесценивания национальной валюты и роста цен нужно государственное решение.

— Мы ждем сигналов от правительства — сегодня все зарплаты заморожены. У нас нет инструмента для повышения зарплаты, так как вся экономика сегодня привязана к той минимальной заработной плате, которая обозначена в государственном бюджете. От нее рассчитываются тарифы, согласно этим тарифам мы приводим в соответствие заработную плату по нашим отраслевым соглашениям. Это должно быть государственное решение — одна компания ситуацию на рынке труда не изменит. Повышение зарплат должно происходить в целом по отрасли, ведь это сразу отражается на цене продукции, а значит — на конкурентоспособности тех, кто повышает, — констатирует Калапа.

Впрочем, он уверен: пережили предыдущие кризисы, переживем и этот. В предыдущие периоды поднятие зарплат на заводе осуществлялось регулярно — в зависимости от инструкций сменявшихся правительств. По мнению гендиректора, главное — что при всех проблемных моментах предприятию удается не только сохранять рабочие места, но и создавать новые.

— На самом деле мы растем. Другое дело — что предложений на рынке труда сегодня не совсем достаточно. Мы предъявляем к персоналу достаточно жесткие требования, и сегодня взять на рынке людей в том количестве, которое нам нужно, мы не можем по причине отсутствия у них тех компетенций, которые нужны нам для производства. Но мы принимаем людей, обучаем их, на фоне увеличения объемов производства развиваем новые направления. Производство тех же опрыскивателей — это новые рабочие места, возможности увеличения численности персонала.

Андрей Трубачев, «УЦ».

Добавить комментарий