У него всего две записи в трудовой книжке: первая – студент одесской консерватории, и вторая – солист театра оперы и балета. Народный артист Украины Анатолий Бойко поет в одесском оперном свой 41-й (!!!) сезон. Слушать Бойко на сцене – одно удовольствие, а общаться вне ее – совсем другое. Его сочный и мощный голос заполняет все окружающее пространство, буквально купает собеседника в своих звуках. И уже не важно, о чем начался разговор: хочется, чтобы Бойко просто звучал. Впрочем, «звучать» он предпочитает об опере…
— Есть такие знаменитые куплеты в фильме «Опасные гастроли» у Высоцкого «Да, наш город процветает, но в Одессе не хватает самой малости – театра-варьете». В Кировограде есть музыкально-драматический театр имени Кропивницкого, есть филармония с «Зорянами», есть замечательные хореографические коллективы — нет оперы. Скажите, мы много теряем из-за того, что у нас нет оперы?
— Вы потеряли очень и очень много. Я вам скажу простым языком. Опера – это синтез голоса, оркестра, хореографии, сценографии, художественного оформления каждого спектакля. Это такое захватывающее действие, что человек, приходя в оперный театр, попадает как бы в сказку. Оперный театр – колоссальное классическое наследие, которое мы должны передавать не только своим детям, но внукам и правнукам и вообще всем поколениям, которые будут после нас. К сожалению, в наше время эфир, я имею в виду телевидение, радио и компьютеры, попросту засорен. Это, как говорится, нечистая кровь, все перемешано. А вот чистый продукт – это классическая опера.
Признаюсь вам, я тоже в детстве не был поклонником оперы. Я рос в семье военнослужащего, мой папа – военный летчик. Но, когда я приехал в Одессу, попал первый раз в оперный театр на спектакль, мне показалось, что это вершина, которую нельзя осилить. Так было суждено, что после службы в рядах Советской Армии был принят в одесскую консерваторию. Мне повезло. Я всегда говорю, что мне повезло в жизни, потому что у меня две мамы. Одна мама – это мама, которая меня родила, вторая – которая дала мне профессию. Это народная артистка Украины профессор Ольга Михайловна Благовидова, в классе которой я занимался шесть лет и благодаря которой поступил на службу в одесский театр.
Такого театра, как в Одессе, нет ни в одном государстве мира. Я в этом театре начал 41-й сезон. Тут вся моя жизнь, все сорок лет я служу только одному театру. Хотя идут приглашения петь во всех театрах мира. Но я однолюб. Я влюбился в Одессу, в Одессе я влюбился в жену, в Одессе у меня родился сын, в Одессе я отдал самые лучшие годы своей жизни службе в рядах Советской Армии, три с половиной года, в Одессе я окончил одесскую консерваторию, в Одессе я был принят в театр и по сегодняшний день, спасибо маме с папой и Богу, я все еще могу служить нашему красавцу-театру и моей любимой опере.
— В двадцать первом веке опера не устарела, не стала ли архаизмом, не отмирает ли, как оперетта?
— Хотя все говорят, что опера отмирает, но многие театры мира ставят классические спектакли, пытаясь перенести их как бы в наше время. То есть переодевают актеров в наши костюмы, выводят мотоциклы и машины, которых раньше не было, на сцену. Раньше были ишак, лошадь или какое-то другое животное, а сейчас надевают джинсы или что-то другое современное, но, тем не менее, музыка классическая всегда была классической и ею и останется, и будет любима всегда. Я обратил внимание, что сейчас молодежь стала больше тянуться к классике, в оперный театр, нежели на какую-то дискотеку. Потому что этот шум, этот гам, это роботомеханическое звучание всех инструментов и оркестров не прививают человеку спокойствие души, смысл жизни, уверенность в будущем дне. Это все сегодняшнее, наносное. Поверьте мне.
— Опера меняется?
— Наверное. Есть современная опера, современные спектакли, постановки. Но я сторонник того, чтобы классическая опера была в старых рамках. Это все-таки наше наследие. Что такое Чайковский и Рахманинов? Это вечная музыка. Так же, как наши писатели –Толстой и Пушкин. Это классика, на этом надо всегда учиться. А опера, классическая опера, если ее правильно преподнести молодому поколению, рассказать, о чем эта музыка… Вы знаете, уже прожив и пропев на сцене столько лет, я понимаю, что благодаря ей живу на этой земле.
— А как вы относитесь к тому, что оперные певцы выходят на эстрадную сцену?
— Это интерпретация своего жанра. Мы тоже — три народных артиста — выходили и пели. Народный артист Украины Бойко, народный артист Украины Анатолий Дуда и народная артистка Украины Людмила Ширина. Я бас, Толя тенор, а Люда сопрано, мы пели отрывки из классических опер, связывали коллажи классических опер, коллажи классического русского романса, коллажи русских народных песен, коллажи украинских народных песен, коллажи советских песен из старых военных и довоенных фильмов. Это воспринималось на ура. Это память о классике, и она всегда будет звучать в нашем поколении. И очень жалко, что молодое поколение мало это исполняет. Но когда слушает нас, то приходит и спрашивает, как бы это им исполнить самим, сделать с другими актерами такие же коллажи. Я говорю, пожалуйста, берите хороший пример и ваяйте.
— Пополняется ли репертуар оперных театров современной оперой?
— Пополняется. К сожалению, современная музыка очень сложна для исполнения и не всегда, будем так говорить, качественная. Хотя много советских спектаклей в свое время я перепел. Могу привести в качестве примера современного композитора Андрея Петрова. Он написал оперу «Петр Первый», в которой я исполнял Петра. И, вы знаете, этот спектакль, когда прошла премьера в нашем оперном театре, это был лучший спектакль, так сказал сам композитор Андрей Петров, он был у нас на премьере. А он очень требовательный человек. И могу сказать, что такой спектакль, как «Петр Первый», стоит наряду с современными спектаклями украинского репертуара, я имею в виду «Богдан Хмельницкий», который шел у нас в театре. Понимаете, современные композиторы пишут музыку, но она не всегда востребована молодежью. А вот старые классические оперы как-то более правильно связаны с жизнью того времени, с жизнью людей, живущих в то время. Если мы правильно это просчитаем, находясь в сегодняшнем времени, и как-то визуально приблизим их к нашей действительности, то они тоже смогут жить веками во всех оперных театрах.
— Как, по-вашему, украинская опера имеет перспективу?
— Я приведу вам маленький пример. В нашем театре идет спектакль «Катерина» Аркаса по Шевченко. Этот спектакль ежегодно исполняется 9 марта, раньше мы его делали 2-3 раза в году, теперь же он идет ежемесячно.
— И как Шевченко ложится на оперную музыку?
— Я советую вам послушать и потом сказать свое мнение. Люди, выходя из зала, благодарят нас, актеров, за то, что мы несем это в зал.
— Одесский оперный театр выходит из своих колонн в другие города?
— Конечно, и очень много. Буквально недавно наша гастрольная бригада — артисты хора, оркестра, солисты — была в Испании на гастролях почти месяц. До этого балетная труппа была за границей, в Англии, почти месяц. То есть труппа наша действующая не только на одесской оперной сцене, но и за рубежом.
— А в отстроенном Кировоградском театре имени Кропивницкого мы смогли бы вас услышать?
— С удовольствием. Приглашайте, приедем, пусть не всей труппой, скажем, какой-то десант, и с удовольствием попоем.
Беседовал Ефим Мармер, «УЦ», Кировоград — Одесса.
«тем не менее, музыка классическая всегда была классической и ею и останется, и будет любима всегда. Я обратил внимание, что сейчас молодежь стала больше тянуться к классике, в оперный театр, нежели на какую-то дискотеку. Потому что этот шум, этот гам, это роботомеханическое звучание всех инструментов и оркестров не прививают человеку спокойствие души, смысл жизни, уверенность в будущем дне. Это все сегодняшнее, наносное. Поверьте мне.»
Трудно не согласиться. 😉 :good: