30 сентября я проехал за несколько минут от центра Кировограда до бывшего кинотеатра «Ятрань» (теперь там очередной торговый центр). По пути от остановки к обелиску памяти жертвам Холокоста поймал паутину бабьего лета. И как-то сразу подумалось, что те люди, в память которых стоит обелиск, шли под дулами винтовок и автоматов на расстрел именно 30 сентября 1941 года, и на них ложились грустной сединой паутинки бабьего лета.
Думаю, что, когда по Кировограду были расклеены объявления о необходимости лицам еврейской национальности собраться утром 30 сентября 1941 года возле синагоги по улице Московской (ныне Дзержинского), многие не верили, что их увезут на расстрел. Ведь представители старшего поколения рассказывали, что во время той, первой большой войны в 1918 году немцы были такими культурными, обходительными, даже галантными, что они пресекали малейшие проявления антисемитизма, попытки поживиться за счет грабежа. Встретившись впервые после вступления «новых» немцев в Кировоград возле синагоги, люди запоздало поздравляли друг друга с наступившим еврейским Новым годом — Рош а-Шана, надеясь, что этот год будет сладким, несмотря на войну, – ведь на Рош а-Шана по традиции едят яблоки с мёдом.
Но к синагоге подъезжали грузовики, и солдаты с изображением черепа и скрещенных костей на фуражках и кепи, непонятными молниями на петлицах и буквами ZD на рукавах мундиров, грубо подталкивая в спину, рассаживали собравшихся по кузовам. Это были прибывшие в Кировоград для выполнения заданий по «очистке территории» сотрудники зондеркоманды №4-б под руководством штурмбаннфюрера СС Геррмана и зондеркоманды № 5 под руководством оберштурмбаннфюрера СС Э.Шульца (с 1 октября 1941 года их сменили, соответственно, штурмбаннфюрер СС Брауне и оберштурмбаннфюрер СС Мейер).
Расстреливали у противотанкового рва, протянувшегося на несколько километров от нынешнего кардиоцентра до села Соколовское. Перед расстрелом отбирали все личные вещи, драгоценности, заставляли раздеться. В материалах судебного процесса 1968 года в Ганновере над военными преступниками, виновными в уничтожении мирного населения в Кировограде и военнопленных из шталага №305 и его филиала №305/r на ст. Адабаш, фигурирует эпизод расстрела еврейского населения в Кировограде:
«Подъехало несколько грузовиков, мужчины, женщины и дети были разделены. Приказали мужчинам раздеться до брюк, женщинам – до нижнего белья. После раздевания группу примерно из 10 человек ставили перед ямой, лицом к яме. Одна женщина отказалась снимать бюстгальтер, эсэсовец зверски избил ее, другой эсэсовец сказал, что если она разденется, то ее больше бить не будут. После того как она разделась догола, ее поставили в общий ряд, и тот же эсэсовец выстрелил в нее, забрызгав кровью рядом стоящих».
Из материалов Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории СССР 23 марта 1944 года (показания Игнатьевой А.М.):
«Нас посадили на машину и повезли по ровенской дороге к окопам и противотанковому рву. Когда мы подъехали ближе, я увидела две громадные кучи верхней одежды. Людей, кроме немцев, видать не было, стояло только несколько грузовых машин. По кучам одежды и по обстановке я поняла, что нас привезли на расстрел. Нам предложили сбросить верхнюю одежду, я сбросила пальто и галоши. С ребенка сняли шубу, галоши и меховую шапочку. Когда я раздевалась, я делала это очень медленно, я видела, как тех евреев, которые уже успели снять одежду, подводили к яме. Стариков и детей не расстреливали, а резиновой палкой били по голове и сбрасывали в яму. Грудных детей и малышей живьем сбрасывали в яму».
Документальные данные свидетельствуют, что в течение 30 сентября 1941 года в Кировограде было расстреляно около 5000 евреев (на Ганноверском процессе повар шталага 305 унтер-офицер Фрике показал: «30 сентября 1941 года видел, что евреев вывозили из города грузовиками. Около 5000 евреев были расстреляны в противотанковом рву». В составленной в 1965 году по заданию ЦК Компартии Украины справке указано, что в Кировограде осенью 1941 года уничтожено 6000 лиц еврейской национальности.
В материалах Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков на временно оккупированной территории СССР есть акт судебно-медицинской экспертизы от 15 апреля 1944 года по результатам эксгумации мест массового расстрела в Кировограде, в котором указано:
«При осмотре одной из могил было выявлено 150 трупов мужчин, женщин и несовершеннолетних детей. Со слов судмедэкспертов, это было массовое уничтожение населения, которое проводилось немцами. Трупы отделялись пластами в количестве 10 человек, слегка присыпанные землей, под которой находился следующий ряд. По остаткам одежды, волосам и форме таза они принадлежали большинством женщинам и несовершеннолетним детям. Один труп ребенка был прижат к груди трупа женщины. У мужчин выявлено раздробление костей затылка размером от одного до двух сантиметров в диаметре, дефекты костей в области лба и виска. Эти дефекты отвечают входному и исходному отверстию. Выстрелы проводились из близкого расстояния. У женщин выявлено раздробление костей черепа, которое отвечает удару тупым предметом. В результате у всех трупов были выявлены признаки насильственной смерти: огнестрельного ранения в затылок и ударов тупыми предметами по голове. Наличие массы трупов женщин и детей с одинаковыми ранениями указывают на массовый расстрел людей».
Вот один из примеров трагедии 30 сентября 1941 года. Кировоградец Лебедев Константин Иванович, украинец, высокий блондин с голубыми глазами, был женат на еврейке, Златопольской Анне (Нехаме) Яковлевне. Имели двоих детей – Свету 4-лет и 2-месячного Леню. В конце июля Лебедев ушел на фронт. Под Новоукраинкой попал в окружение, а потом в плен. Немцы отпустили домой. Лебедев добрался до Кировограда. Пришел домой, на улицу Некрасова, 28, а соседи говорят: «Твою жену-жидовку с ребенком немцы увезли расстреливать». Он побежал к противотанковому рву, нашел в толпе своих, начал доказывать гитлеровцам, что это его жена и сын. Немцы пытались его отогнать от места расстрела. А потом поставили на край рва и расстреляли вместе с женой и сынишкой. Дочурка Светлана в это время была у родственников в селе под Кировоградом, поэтому выжила. Она всю свою жизнь помнит трагедию сентября 1941 года.
И мы должны помнить и чтить память жертв Холокоста.
Василий Даценко, историк-краевед.
Это необходимо помнить. А кто то, из одной продвинутой партии. Защищает своих выкормашей — недоумков, которых милиция, поймала за вандализм, именно над этим памятником, да плюс еще и пропаганду нацизма . (Есть такой закон в Европе. По которому наказывают, по самые ни хочу.) Им ни чего. Зато вони, в одной из газет Кировограда, было.
Мне они, не попались. Эти пареньки с эмблемами «N@I», на рукаве и в одеянии ребят из зондеркоманды. Я с такими, ребятами войну не окончил.
Спасибо, автору от мня лично.
Я, никогда этого не смогу понять. Не псих-одиночка, больной на голову Чикатило, а психически здоровые, образованные, якобы культурные немцы, у которых дома остались жены, матери, дети, которые носили их фотографии в кармане, расстреливали этих несчастных, запуганых людей с детьми…
Нашли еще и местных подонков, у которых самогон был вместо мозгов.
«Ведь представители старшего поколения рассказывали, что во время той, первой большой войны в 1918 году немцы были такими культурными, обходительными, даже галантными,»-в исторических исследованиях париходилось читать обратное.
Этому поколению и предыдущему так же, хорошенько прочистили мозги. Нашли крайних, в их мелких и не только мелких проблемах. Объединили, одной идеологией, национал социализма. В современной Украине, происходит тоже, самое. Посмотрите, на современную полит рекламу, одной из партий. В очередной раз, они указывают, кто есть виновником всех бед. Тот, кто говорит на другом языке,(ворон каркающий) якобы специально уничтожает родную, соловьиную украинскую речь, и ни является этническим украинцем. Как, это понимать. Вот, Вам и повторение истории. И эти ребятки, с промытыми мозгами, продолжают убивать память, об невинно убиенных. Рисуя, на памятниках, нацистскую свастику, и надписи в отношении другой нации.
Они, могут воевать только с мертвыми, это легко. Вот и весь, их современный патриотизм.