День авиации Украины традиционно отмечается в последнюю субботу августа. Кировоград имеет непосредственное отношение к этому празднику, так как его авиационные традиции складывались в течение десятилетий. Кировоградская летная академия Национального авиационного университета Украины, наша родная летка, отмечая профессиональный праздник, показала высший пилотаж — в прямом и переносном смысле.
После праздника мы пообщались с ректором академии Сергеем Неделько. Разговор был об авиации, академии и городе.
— Сергей Николаевич, говорят, что стране сейчас не до праздников…
— Мы не могли не отпраздновать, несмотря на происходящие на востоке страны события и на некоторый спад в отрасли авиации. Мы должны были продемонстрировать уверенность в ее развитии, в ее будущем. Кроме того, кировоградские авиационные традиции очень серьезные, мы их храним и продолжаем. Мы сделали Аллею авиаторов, поставили самолеты, отобразили информацию обо всех авиационных структурах, которых у нас было много. Только на нашем аэродроме было 180 академических самолетов и больше ста аэродромных. В академии было больше самолетов, чем во всех прибалтийских странах. На авиационной базе в Канатово было два полка — истребительный и бомбардировочный. Авиационная вертолетная бригада — в Александрии. Очень мощный наш авиационно-спортивный клуб. А авиаремонтный завод, где в свое время даже производили Ил-28! Порядка тысячи взлетов и посадок в сутки было у нас в области. В те времена такое количество было только в Лондоне, в аэропорту «Хитроу».
В Кировограде живет очень много людей, чьи жизни связаны с авиацией. Это даже целые семьи и династии. По моим оценкам, в городе проживает от пятидесяти до семидесяти тысяч людей, имеющих отношение к авиации. Поэтому без праздника нельзя было обойтись.
— Были во время празднования сюрпризы? Или все прошло традиционно?
— Конечно, без этого не обошлось. Мы презентовали новый проект, в рамках которого наша академия станет экологически чистой. Это не мы придумали, это европейские и мировые тенденции. Наше заведение — международное. Сегодня у нас обучаются пятьсот курсантов из тридцати стран. Уже имеем лицензию на 1300 курсантов-иностранцев. Кроме этого, к нам приезжают переучиваться из разных стран, даже из США.
Академия соответствует стандартам международной гражданской авиации, европейским стандартам, ISO по менеджменту качества. Новое требование — организация должна быть экологической. В субботу, во время празднования, я презентовал наш новый проект — создание эко-парка. У нас есть сквер аэронавигации, где мы будем реализовывать пилотный проект, — первый подобный в городе.
— Это не просто зеленая зона? Вы будете внедрять что-то новое, оригинальное?
— Эко-зона, эко-территория, эко-город предполагают максимальное использование возможностей природы — солнца, ветра, воды. Сквер был заложен два года назад, и уже тогда мы купили и нам подарили тысячу фонариков на солнечных батареях. Сейчас они ночью освещают сквер. И очень красиво, и мы экономим электроэнергию. Работаем над системой ветряков, которые могут быть установлены для дополнительного производства электроэнергии.
В Кировограде никто не занимается сбором и использованием дождевой и талой воды. Она течет по улицам, вымывает грунты, грязь с асфальта несет в реку. Мы в нашем сквере делаем специальную дренажную систему, будем собирать воду и использовать ее для полива. Опять же — экономия. Уже делаем искусственные водоемы, которых в сквере будет пять. Во-первых, это будет оригинально, во-вторых, у нас будет своя вода, в-третьих, водоемы и каскадные фонтаны позволят поддерживать необходимый уровень влажности.
Еще в наших планах есть то, до чего никак не дойдет Кировоград. Мы будем сортировать мусор. Академия большая — 156 зданий и сооружений, площадь территории составляет больше тысячи гектаров. Уверен, что у нас получится организовать собственную систему раздельного сбора мусора. Стекло, бумагу и пластик мы готовы хранить у себя, пока не соберется достаточное для его реализации количество. Листья и ветки мы намерены складывать в компостные ямы, что позволит со временем иметь удобрение.
Хочется, чтобы наш пример стал заразительным. Мы запланировали проведение семинара по созданию эко-организации, где поделимся опытом. Начнем спасать город от возможной экологической катастрофы, которая может быть неминуема, если ничего не предпринять.
— Поскольку вы заговорили о городе, не можем не затронуть тему его переименования. Каково ваше мнение по этому поводу?
— Мне кажется, как бы кому ни хотелось назвать город, а мнений и предложений много, надо прислушиваться к большинству. Я считаю, что те, кто со своим вариантом названия оказался в меньшинстве, должны поддержать тех, кого больше. А абсолютное большинство — за Елисаветград. Я изначально был сторонником другого названия, но теперь на стороне елисаветградцев. А, когда я детально рассмотрел и саму личность Святой Елисаветы, думаю, отказаться от ее имени для горожан будет даже грешно.
— Вы были депутатом горсовета прошлых созывов. Как вы оцениваете работу нынешних депутатов?
— Они что-то там делают. Но я считаю, что надо параллельно выполнять две функции: решать текущие вопросы и работать на перспективу. Надо определить, какой будет модель города в будущем. Куда стремиться? Какие отрасли развивать?
Существуют международные стандарты по устойчивому развитию регионов: экономика, социальная сфера и экология. Весь мир этим занимается, гранты под это выделяются. И наш Президент в январе издал указ по устойчивому развитию Украины до 2020 года. Там однозначно говорится, что, если не будет проектов, мы можем зайти в тупик.
Городская власть должна определиться, куда мы идем, чему сегодня учить детей, чтобы завтра они не покинули город. И учить их надо так, чтобы они нашли свое применение в сферах, которые будут развиваться. Но мы сегодня не знаем, что это за сферы, потому что их никто не определил. Я считаю, что это упущение.
В мире признают, что Украина имеет огромный потенциал в области IT-технологий. В связи с этим можно же перепрофилировать несколько школ, привлечь серьезных инвесторов в кибернетико-технический колледж, сделать на его базе представительство одного из европейских университетов. Это же несложно, и эта сфера деятельности, если ее разумно развивать, позволит дать рабочие места молодежи. Когда молодые люди уезжают, город умирает. Об этом надо помнить.
Много говорят о туристической индустрии, но мало кто занимается ее развитием. Туризм ведь очень многогранный. Старинных дворцов и замков у нас нет, но есть индустриальный парк машиностроения. Там проводятся выставки, семинары, и это называется индустриальный туризм. Есть научный туризм — проведение разнообразных мероприятий учебными заведениями. Есть учебный туризм. У нас сейчас учится пятьсот иностранцев, и они, делая покупки, посещая кафе и клубы, дают городу деньги. А будет 1300 иностранцев, и им надо что-то предлагать, показывать, приглашать в театр и музеи, которых у нас аж тридцать.
Словом, нужно определить модель будущего города, наметить направления развития. Мировая практика показывает, что в противном случае города может не быть. А мы не должны этого допустить.
Записала Елена Никитина, «УЦ».