Актер и режиссер Артем Цыпин – наш земляк. Сын легендарного Виталия Цыпина – журналиста, поэта, первого редактора «УЦ». В Кировограде прошли его детство и начало юности, и именно здесь, в студенческом театре «Резонанс», взошла его актерская звезда.
Артем – заслуженный артист России. Окончил СПГАТИ. Служил в Малом драматическом театре. Сейчас – актер Театра Сатиры на Васильевском. Автор текста песен ко многим спектаклям.
В прошлом актер снялся в главной роли фильма «Белая белая ночь». Ввиду того, что Верховная Рада запретила показ в Украине российской кинопродукции о силовых структурах РФ, фильм с Цыпиным вряд ли будет показан на наших экранах, так как главный герой Артема – частный сыщик. Но есть Интернет, и все желающие смогут посмотреть фильм, в котором снялся наш земляк.
Благодаря тому же Интернету мы связались с Артемом и попросили его ответить на несколько вопросов «УЦ». Получилось очень здорово.
– Артем, вспоминаете ли вы Кировоград? Если да, то что именно: какие моменты, каких людей?
– Кировоград – это мое золотое детство. Меня привезли в Кировоград, когда мне был всего один годик, а уехал из города я в девятнадцать. У меня сохранилось много ранних детских воспоминаний. Хорошо помню центральный парк, как бабушка качает меня на качелях. Потом путь домой по улице Ленина – театр, музучилище, аптека, книжный, магазин «Молоко», вареничная, площадь… Почему-то очень подробно помню свои детские маршруты. Например, по Шевченко, от одиннадцатой школы, где я счастливо учился все десять лет, до дома № 1 – Кировоградский педагогический. В пединституте в разные годы преподавали и мама, и отец, и дедушка. Во время своей короткой учебы там я встретился с замечательным, талантливейшим человеком Валерием Дейнекиным, моим первым театральным учителем в студенческом «Резонансе». Конечно, я вспоминаю многих людей. Соседи, педагоги, школьные и институтские друзья, приятели и знакомые – каждая встреча понемногу меняет характер, особенно в юности. А старая квартира на Егорова, в которой я рос, мне иногда даже снится.
– Говорят, что актер от характера каждого сыгранного героя немножко оставляет себе. Что и от кого оставили вы? Какой ваш герой больше всех похож на вас?
– Я давно уже сформулировал: чем дальше от себя путешествует артист, тем ближе к себе возвращается, тем больше себя открывает. Поэтому я люблю роли, не похожие на меня в жизни. Они помогают находить в себе новые неожиданные черты, больше освобождают, позволяют глубже познавать себя. Заставляют расти как человека и художника. Поэтому мне, тихому сдержанному интеллигенту, интересно играть хулиганов, безумцев, экстравагантных личностей. Я люблю своего дебошира Робинзона в «Бесприданнице», своего мизантропа Хирина в чеховских «Водевилях». Последняя премьера театра на Васильевском, где я служу уже пятнадцать лет, «Одинокие» Герхарта Гауптмана. Мой герой Иоганн Фокерат – настоящий неврастеник, в котором смешаны не сочетаемые черты: эгоизм и благородство, ум ученого и капризность избалованного мальчишки, мудрость и простодушие, доброта и непримиримость… Такие таланты ярко вспыхивают в детстве, а на зрелость их уже не хватает. Трагическая судьба! Играть такое невероятно интересно.
– Если роль – главная (в театре или кино), то ответственности больше?
– Театр, спасибо судьбе, подарил мне немало серьезных ролей. В каком-то смысле работать в большом объеме даже легче, можно распределить силы, добрать к финальным сценам, если, допустим, в начале что-то не получилось. Когда у тебя один небольшой эпизод, все нужно сыграть с первого раза. Вообще ответственность в театре – тонкий вопрос. На сцене нужно быть максимально безответственным, но ни на секунду нельзя забывать, сколько от тебя зависит народа.
Кинематограф до последнего времени не баловал меня большими ролями, но, наконец, я сыграл главную роль и в кино. «Белая белая ночь» Рамиля Салахутдинова – тягучий, медитативный фильм, погружающий в жизнь Петербурга. Мой герой – частный детектив, мрачный одиночка, который возвращается в родной Питер из Москвы, чтобы найти пропавшего 19-летнего парня. Он погружается в трясину прошлой жизни и в ужасное настоящее, где людей не щадят ради того, чтобы снести историческую застройку и водрузить на ее месте какой-нибудь бизнес-центр. Премьера фильма состоялась прошлым летом на «Кинотавре». Я невероятно волновался, потому что на кинопремьере (в отличие от театральной) артист ничего уже изменить не может. И очень рад, что публика благосклонно приняла наше авторское высказывание и в Сочи, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, а критика даже обласкала. На фестивале «Мужская роль» в Пензе я получил приз с почетной формулировкой «За воплощение мужества и достоинства современного героя».
– Вы сравниваете тягу к театру с монашеством. Что для вас больше монашество – игра или режиссура?
– Когда в середине девяностых я ушел из Малого драматического театра, я долгое время жил случайными заработками – подвизался на телевидении, на радио, писал сценарии, пока жизнь удивительным образом не вернула меня обратно в театр. Тогда я осознал актерскую профессию как призвание, как путь, который сам тебя выбирает. В этом смысле актерская дорога близка монашеской. На ней тебя ждут строгие послушания и суровые ограничения и безграничная вера, которая и есть смысл актерской профессии. И, кстати, главный ее секрет. В 1998-м я пришел в театр на Васильевском и тех пор ему не изменяю. Романы с кино и антрепризой только обостряют любовь к родной сцене и усиливают радость возвращения. В режиссерском деле видится мне больше свободы, импровизации, собственной воли. Словно демиург, ты собираешь мир своего будущего спектакля. Хотя и режиссура – это тоже самоотверженное и абсолютное служение театру. Сейчас на Васильевском идут две мои постановки: американская комедия Джейн Мартин «Антон и шоу-бизнес» и «Последний троллейбус», сложенный из текстов Александра Володина и Булата Окуджавы.
– У вас солидный список дублированных ролей. Это интересно – озвучивать?
– По-моему, одно из интереснейших для актеров занятий. Я был на седьмом небе, когда попал в эту команду счастливчиков, озвучивающих голливудские фильмы. С моим кротким характером изображать что-то перед кинокамерой и на сцене не так просто, а в темноте студии перед микрофоном я абсолютно свободен и уверен в себе. Тут уж я могу отрываться по полной, особенно когда озвучиваешь мультик. Случались и забавные эпизоды. В знаменитом фильме «Армагеддон» моим голосом вещали все радиоточки готовящейся к гибели планеты. Мрачные новости из громкоговорителей – это был я. Друзья не то чтобы узнали меня, но словно почувствовали. Звонят: были вчера в кино, боевик о спасении Земли, тебя почему-то вспомнили, разволновались, все ли в порядке… Пришлось объяснить. Еще последнее время я с удовольствием записываю аудиокниги: уже сделаны «Капитанская дочка», «Тарас Бульба» и несколько древнегреческих мифов. Голос артиста, наверное, даже важнее внешности, это его бесценное богатство.
– Судя по вашей занятости в театре и кино, у вас совершенно нет свободного времени. Как и когда вы отдыхаете?
– Я заядлый путешественник. Как только возникает окно в съемках и репетициях, я тут же планирую туристическую поездку. Сам нахожу подходящие перелеты и гостиницы, заранее бронирую билеты в музеи. Я посмотрел уже практически всю Европу и давно мечтал об экзотических странах. Несколько лет назад мне удалось отправиться в Таиланд. Я, конечно, ожидал сильных впечатлений, но не представлял, что Азия – это совершенно другой мир. Бангкок поразил меня невероятными футуристическими небоскребами, которые легко соседствуют с трущобами, где лачуги едва держатся на деревянных сваях прямо в реке. Все коммуникации (электропровода, телефонные кабели и прочее), которые в Европе спрятаны под землю, здесь нависают каким-то страшным удавом прямо над автомагистралями. Хозяйки, как на полевой кухне, прямо в повозках на улице готовят диетические тайские деликатесы. Повсюду статуи Будды, цветы, свечи, улыбки и позитив. А в шесть вечера вся страна замирает: звучит национальный гимн. И это не образно выражаясь – реально останавливаются и машины, и пешеходы, и все живое. Только иностранцы в ужасе не знают, что делать. Сильные впечатления. Как говорит мой друг и коллега замечательная актриса Лена Рахленко: если бы я не стала артисткой, я пошла бы в путешественники! Эта шуточная формула подходит и мне.
– Зал театра на Васильевском, в котором вы служите, всегда заполнен? Влияет ли на зрителей экономическая и политическая ситуация в стране, в мире?
– Каждый год в мае в театре становится меньше зрителей. Замечая это много лет подряд, поинтересовался у администраторов: почему? Ответ меня сразил – народ сажает картошку. Я был уверен, что петербуржцы картошку покупают в магазинах. Оказывается, ошибался – начало дачного сезона серьезно бьет по театральной кассе. Большой наплыв зрителей наблюдается в летние месяцы, и зал при этом становится более дружелюбным, мягким. Это приезжие, гости города, которые реагируют непосредственней, ярче, чем сдержанная строгая петербургская публика. И, конечно, в выходные всегда бум, заняты и балкон, и приставные стулья. Для артиста огромное удовольствие играть при полном аншлаге. Мне кажется, что и зритель чувствует себя комфортнее в заполненном зале, только бы кондиционеры работали…
– Кировоградцы о вашей актерской игре могут судить только по фильмам. Может случиться такое, что Артем Цыпин приедет в наш город с антрепризой? У нас замечательно отреставрировали театр.
– О реставрации театра узнал от моего доброго друга, художника Паши Босого, даже получил фотографии зала после ремонта. Очень рад, что театр возрождается. Первый украинский профессиональный театр должен иметь хорошую внешность, быть в форме. Ну и творческая форма, конечно, здесь тоже важна. С удовольствием сыграл бы что-нибудь на кировоградской сцене, вот, скажем, недавно вышла в антрепризе комедия Даниэля Агрона «Дворик» с моим участием. Причем я выступаю в неожиданной для самого себя комической роли азербайджанского еврея с сильным кавказским акцентом. Спектакль получился о нелегкой, забавной, смешной и грустной судьбе евреев – выходцев из СССР в Израиле. По-моему, всегда актуальная для Кировограда тема, теперь остается найти прокатчиков. А по телевизору смотрите меня в сериалах «Смерч-2», «Чужое гнездо», «Ленинград 46». Для смеха уже давно сформулировал свои киношные амплуа. И здесь, как обычно, играю интеллигентов с червоточиной или их антагонистов – рефлексирующих злодеев.
– Традиционно – пожелания кировоградцам.
– Я помню Кировоград тихим цветущим южным городом. Желаю, чтобы эта атмосфера спокойствия, украинского добросердечия, неторопливый мягкий ритм не исчезали из его жизни. Дорогие земляки, живите в любви и мире. Почаще хотелось бы бывать у вас в гостях. Мой отец написал несколько поэтических строк о Кировограде в 1966 году, еще до моего рождения. Сейчас, через пятьдесят лет, я чувствую то же самое.
Город. Ты во мне неутомим:
сумерек ложится тень косая.
По наклонным улицам твоим
прохожу, земли едва касаясь.
Город. Как тебя в себя вобрать?
Обретаю и опять теряю.
И твои черты, Кировоград,
как стихи на память повторяю.
Подготовила Елена Никитина, «УЦ».