Столько людей в Кировоградском областном художественном музее мы не видели никогда! Посетители заняли все холлы и лестницы и честно выстаивали очередь, чтобы войти в зал, где на прошлой неделе открылась экспозиция одной-единственной картины – «Кровавое воскресенье в Петербурге 9 января 1905 года» польского художника Войцеха Коссака. Та самая, огромная, поражающая масштабами картина, которую помнит, наверное, каждый, кто вырос в Кировограде и хоть раз был в Картинной галерее на улице Карла Либкнехта (сегодня это Преображенская церковь).
Одна из самых известных в мире панорамных картин попала в наш город практически случайно. Полотно размером четыре на восемь метров с человеческими фигурами на первом плане в натуральную величину художник написал сразу после подавления мирной демонстрации 1905 года в рекордные сроки – за три месяца. За несколько месяцев картина объехала всю Европу – экспонировалась в Вене, Лондоне, Париже, Кракове, Львове, Варшаве, а позже и в Нью-Йорке.
Выступая на открытии выставки, историк и краевед Сергей Шевченко отметил, что Войцех Коссак писал эту картину для европейцев, забывших к началу прошлого века о том, что такое кровавые революции, он хотел показать им, что происходит в Петербурге. Отсюда и потрясающий, завораживающий реализм картины, известный батальный живописец выступил не столько художником, сколько документалистом.
В России до 1917 года картина была запрещена, до 1947 года она находилась в Польше, потом польское правительство подарило ее СССР. До 1955 года «Кровавое воскресенье» Коссака экспонировалось в Третьяковке, потом – в Музее Революции. А в 1962 году полотно передали Кировоградскому областному краеведческому музею, просто потому, что в нашей картинной галерее, которая была расположена в здании церкви, был зал, где можно было экспонировать громадное полотно. Там, если помните, картина располагалась так, как задумал художник, – полукругом и от пола до потолка. И, входя в зал, зритель оказывался в центре событий. Увы, в художественном музее сегодня таких залов нет. Картину, которую в прошлом году отреставрировали специалисты Национального реставрационного центра, поставили под наклоном, а чтобы зрители могли рассмотреть ее полностью, построили перед ней подиум. Честно говоря, впечатление уже не то, хотя все равно поражает. Тем более что, как написал в очень интересном пресс-релизе (поверьте: такое редко можно сказать о пресс-релизах) старший научный сотрудник музея Олег Юрченко, в прошлом году мы все вспомнили о Кровавом воскресенье 1905 года, когда больше 140 тысяч нарядных людей с детьми и с иконами в руках пришли на площадь перед Зимним дворцом, чтобы открыть государю глаза на страдания народа и попросить у него защиты. Однако мирную манифестацию встретила конница с саблями наголо. 9 января 1905 года в Петербурге погибли 1200 человек, около пяти тысяч были тяжело ранены. А в историческом плане эти события стали ударом по «наивному монархизму», люди перестали верить в царя-батюшку, который защитит. «Кровавая суббота 30 ноября 2014 года как будто переняла эстафету Кровавого воскресенья, – говорит Олег Юрченко. – Неадекватная реакция власти в обоих случаях привела к логичному продолжению в виде революций».
А за картиной, в том же зале, – выставка голограмм «Археологические клады Украины» – тоже та самая, которая экспонировалась в середине 80-х в Картинной галерее. Оказывается, музей истории Киева, в специальной лаборатории которого делали такие голограммы, был расформирован, и объемные изображения предметов Глодосского (нашего) и Мартыновского (Черкасская область) кладов все это время хранились здесь, в Кировограде, в фондах художественного музея. Возможно, на современных детей техника голографии и не произведет такого впечатления, как на нас в детстве. Но я и сегодня, рассматривая голограммы, не могла избавиться от желания заглянуть за раму – ну просто невозможно поверить, что перед тобой плоское изображение!
Ольга Степанова, фото Елены Карпенко, «УЦ».
Невероятная картина, уже неделю хожу под впечатлением. Я вообще не ценитель живописи, но очень любила историю в школьные годы и подробности революции 1905 года изучала не только по учебнику, но и многим альтернативным источникам. Коссак написал «Кровавое воскресенье» так, что после просмотра картина осталось впечатление участия в революции 1905 года. Ошеломляющее полотно, каждый кировоградец должен его увидеть