Он привез нам осень. Среди картин, которые выставляются в галерее «Елисаветград», много осенних пейзажей – ярких и в то же время грустных, как сама природа в это время года.
Анатолий Александрович Горбенко родился в Кировограде 8 февраля 1944 года. Окончил Одесское государственное художественное училище и художественно-графический факультет Одесского педагогического института.
С 1970 года началась активная творческая жизнь художника. Первая персональная выставка состоялась в 1976 году в Ильичевске. В 1977 году молодого живописца рекомендовали в члены Союза художников СССР. В 1986 году заслуженный деятель искусств РСФСР А. П. Горянский пригласил его поработать на знаменитой Академической даче им. Репина. Природа средней полосы России покорила художника. Там окончательно определилось его творческое кредо – реализм.
В 1988 году российские коллеги принимают Анатолия Горбенко в члены творческого объединения художников-реалистов «Москворечье». Картины участников объединения с огромным и постоянным успехом экспонируются в залах академии художеств, в выставочных залах России, Англии, Германии, Финляндии, Испании.
Анатолий Горбенко был приглашен с персональными выставками в Геную, где показал 85 картин, Нью-Йорк, где экспонировалось 30 его работ, Софию и Варну, где выставил 70 полотен. Живописец награжден Почетным дипломом Союза художников Болгарии.
Анатолий Александрович возглавлял правление Одесского художественного фонда, был членом правления художественного фонда Украины. В 2002 году ему присвоено звание «Заслуженный художник Украины». Сейчас Анатолий Александрович имеет звание народного художника Украины и возглавляет Одесскую областную организацию Национального союза художников Украины.
Владелец галереи Николай Цуканов не скрывает гордости: «народный» Горбенко вернулся на родину, в Кировоград. Пусть временно, пусть посредством полотен (выставка открылась во вторник), но он здесь, здесь его реалистичное мастерство, достойное подражания и неподражаемое.
Накануне открытия выставки Анатолий Горбенко согласился дать эксклюзивное интервью для читателей «УЦ». Слушать его можно бесконечно, как и смотреть на его картины. Реализм в нем самом, не только в живописи. А по-другому, наверное, быть не может…
– Анатолий Александрович, что нужно для того, чтобы стать народным художником: родиться под счастливой звездой, много работать, попасть кому-то на глаза?
– Я никогда никому не говорил, а вам признаюсь. Когда я только начинал рисовать здесь, в Кировограде, у меня была мечта стать художником. Я услышал, что, когда падает звезда, надо успеть загадать желание, пока она летит. Все время, когда я видел падающую звезду, говорил: «Хочу стать художником»…
Я с благодарностью вспоминаю то время, когда попал в Дом пионеров. Я очень хотел научиться рисовать, но даже не знал, что есть такой кружок, и попал туда, где учат выпиливать. Через две-три недели я случайно зашел в кабинет изобразительного искусства. Помню, там была преподаватель Юлия Прохоровна. Она спросила: «Мальчик, что ты здесь делаешь?» А я долго-долго смотрел и любовался фотографиями на стенах – Аполлон, Венера, Гермес. Она говорит: «Это не фотографии, это рисунки»… Меня это так впечатлило, так запало в душу! Куда бы я ни шел, что бы ни делал, я все время думал: неужели так можно нарисовать?
Меня пятнадцатилетнего приняли в вечернюю студию для рабочей молодежи. Я рисовал, у меня не получалось, я рвал листы, бросал, и все время у меня перед глазами были «фотографии», которые меня когда-то впечатлили и которые продолжали меня вдохновлять. И позже, когда я учился, они для меня были символом, толчком, образцом, как нужно рисовать.
– Но вы же рисовали до этого? Многие художники рассказывают, как они в детстве разукрашивали стены, печи…
– Рисовал. Но еще я занимался футболом. Я даже играл со знаменитым Валерием Поркуяном за кировоградскую «Звезду». Когда меня призвали в армию, там спросили, что я выбираю: рисовать или заниматься спортом. За полминуты надо было дать ответ. Именно тогда я выбрал искусство и остался ему верен до сих пор.
Мне повезло, что наш земляк Михаил Михайлович Божий меня благословил, взял в ученики. Он придавал мне силы. Я подружился с его сыном Святославом и своего сына назвал в честь Святослава Божия…
Помню, как мои работы не принимали на областные выставки, как я приходил к Михаилу Михайловичу домой, а он играл на гитаре классику и улыбался: «Ну, не прошла работа. Ну и что? Тебе нравится рисовать? Вот и работай, трудись, пиши, занимайся любимым делом». А в 71-м году одна моя работа прошла на всеукраинскую выставку, и ее приобрело министерство культуры. Кто такой Горбенко? Никто не знает. И Божий сказал: «Вот, Толя, к тебе пришла первая слава». С Божием, кстати, случилась подобная история. А вы спрашиваете, как стать художником. Когда есть такие учителя, когда есть люди, которые в тебя верят, с которых нужно брать пример. Когда я попал в Одессу, я говорил, что благодарен судьбе, что связала меня с этим городом и с Россией.
Я двадцать два года ездил на Академическую дачу имени Репина. Последние восемь лет не езжу, потому что сложно перевезти через границу свои работы, которые я там пишу. Там работали великие русские художники: Серов, Левитан, Куинджи. Туда попасть непросто, так как принимали только художников-реалистов. Дача вмещала шестьдесят человек, все россияне, и только я один был иностранец.
Меня всегда вызывали в апреле, и в течение двух месяцев в средней полосе России я заставал все четыре времени года.
– По каким критериям можно сравнивать картины и выбирать лучшую?
– Мы в Союзе художников (я председатель одесской организации, и у нас 280 членов Союза художников) сделали дипломы, и после каждой выставки члены выставкома выбирают одну понравившуюся картину. Получается рейтинговое голосование. Какая работа набрала больше голосов – та и объявляется лучшей работой выставки. Мы даже зрителям предлагаем поучаствовать в голосовании.
– Вы привезли в «Елисаветград» много осени. Это ваша любимая пора или потому что осень на дворе?
– Это вы меня озадачили. Я не придал этому значения. Я привез картины, которые не выставлялись. Но действительно я люблю осень. И еще я очень люблю сирень…
– Вы пишете каждый день? Или бывают дни, когда не хочется брать в руки кисть?
– Не бывает, чтоб не хотелось. Бывает, что нет возможности. Я профессор кафедры изобразительного искусства, и если у меня занятия, то может не быть времени писать. Но хоть на час утром забегу в мастерскую – и пишу.
Не все верят, но, когда я попал на Академическую дачу, я за два месяца написал сто восемьдесят маленьких работ и сорок больших. У меня там было такое вдохновение! Я в мастерской на стендах набил реечки и выставил работы. Ткачев, председатель Союза художников России, надевал и снимал очки, надевал и снимал, а потом сказал: «Хохла надо оставить еще на два месяца – в знак благодарности за то, что он полюбил наш край». Это была высшая похвала. Я действительно настолько полюбил эту землю… Никто не знал, что будет такое, как сейчас.
– Какие у вас сейчас отношения с коллегами и друзьями из России?
– Перезваниваемся. Я туда уже не езжу, но прошлое мы не перечеркнули. Дело художника – работать творчески. А политика не для нас. Мы должны писать, радовать, вдохновлять. Как приятно, когда после выставки в книге отзывов читаешь: «Побывали на выставке Горбенко – как будто напились родниковой воды», «Работами Горбенко можно лечить от стресса современных людей». Это правда. Когда люди приходят сюда, они забывают обо всем. Я всегда говорю, что реалистическое искусство созвучно звону церковного колокола, который пробуждает человеческие души и сердца…
Я никогда не писал работы на заказ или на продажу. Увидел красивое место, оно меня потрясло – я пишу. Очень-очень редко продаю. Поэтому у меня их собралось много, мне так жалко с ними расставаться. Я могу сделать авторское повторение, но натурную работу не продам.
– Художники по-другому воспринимают мир, и это факт. Какую вы слушаете музыку? Как вы отдыхаете?
– И снова я вспоминаю Божия Михаила Михайловича, который стал для меня дорогим и близким человеком. Когда он вместе с сыном писал работы, они включали классическую музыку. Тихонько, фоном, но это была классика. А когда он писал портрет Бетховена – он, естественно, слушал Бетховена.
Я тоже включаю классическую музыку, когда пишу. Я люблю уединение во время работы, даже на природе. Однажды я писал пейзаж, где домик, а на переднем плане покошенный забор и густо цветет иван-чай. Смотрю, идет хозяин с двумя сыновьями и с инструментами – начали косить иван-чай и ремонтировать забор. Я говорю: «Что вы делаете?» А он мне: «Ты что, хочешь показать, какой я бесхозяйственный человек?» Я говорю: «Так красиво же». А он: «Это для тебя красиво, а я не хочу этого»… Но я успел написать.
– Но отдых у вас есть?
– Я отдыхаю в мастерской. У художника же нет выходных и праздников. Но раз в год мы с друзьями сплавляемся на плотах по рекам Украины. В этом году был сорок пятый поход у всего коллектива, а у меня был девятнадцатый. Там я отдыхаю, пишу этюды. Мы выбираем красивое место, стоим там двое суток, и я работаю – пишу этюды. У нас есть свой кок, который прекрасно готовит тринадцать наименований блюд. Мы не по бурным рекам сплавляемся, а по спокойным: Днестр, Северский Донец, Южный Буг.
– Чего вы ждете от выставки в «Елисаветграде»? Что бы вы хотели услышать?
– Мне приятно еще раз побывать на родине, встретиться с родственниками, друзьями, коллегами. И мне будет приятно, если человек, покидая выставку, поблагодарит и скажет, что я затронул струны его души и сердца. Михаил Божий говорил, что у каждого художника есть хоть одна картина, которая заденет каждого. Поэтому я всегда своим художникам говорю: «Дорожите друг другом, цените друг друга, хвалите, берегите добрые отношения».
Записала Елена Никитина, «УЦ».