И снова о маршрутках…

На прошлой неделе Кировоградский горисполком утвердил новую схему движения пассажирского транспорта в областном центре, которая должна вступить в силу в течение трех недель. Но почему-то маршрутная сетка, принятая горисполкомом, радикально отличается от проекта, который мы обсуждали целый год. Более того, непонятно, зачем вообще была вся эта возня со схемами, проектами, общественными слушаниями и т.п. Новая схема мало отличается от существующей, да и отличия в основном выражаются в существенном сокращении количества маршруток, что оптимизацией вряд ли можно назвать…

Эпопея с принятием новой схемы движения общественного транспорта в Кировограде длится полтора года. Сначала, если помните, схему движения автобусов и маршруток разрабатывал КНТУ. Схема эта долго обсуждалась, в городском управлении транспорта ее корректировали в соответствии с жалобами перевозчиков и пассажиров. Но когда эту схему утвердил горисполком, то с протестом выступил Антимонопольный комитет: нельзя, мол, чтобы такими серьезными делами занимались неспециалисты, вуз должен иметь специальную лицензию на такие работы. КНТУ, понятно, лицензии не имел… Немалая сумма денег, потраченная на проект, таким образом оказалась выброшенной на ветер. Но ничего: горсовет опять выделил средства и заказал проект уже специалистам — Харьковскому национальному автомобильно-дорожному университету.

Специалисты разработали схему, которую мы всем городом обсуждали несколько месяцев. Напомним: в новой схеме было две ключевых позиции, которые должны были помочь разгрузить центр и в то же время обеспечить пассажирам более комфортные условия. Во-первых, харьковчане предложили ликвидировать несколько дублирующих маршрутов «Жадова-Попова-Центр-Лесопарковая» и вместо них ввести два маршрута, на которых будут работать только автобусы большой вместимости. Во-вторых, особое внимание в новой схеме уделяли отдаленным микрорайонам и массивам частного сектора. Кроме привычных «четверок», «пятерок», «восьмерок» и т.п., предполагалось в час пик и в вечернее время пускать так называемые подвозные маршруты «4а», «5а» — только до центра. Восьмого ноября прошлого года горисполком утвердил проект, это решение никто не опротестовывал, но почему-то в силу оно так и не вступило. И тридцатого января горисполком принял …новую схему. Пятого февраля первый зам мэра Васиилий Дзядух провел пресс-конференцию по этому поводу. Честно говоря, пресс-конференцию мы очень ждали — решение № 49 вызывает немало вопросов, начиная с того, куда вообще делось решение от восьмого ноября, и заканчивая тем, каким образом исполком собирается за три недели провести конкурсы и назначить перевозчиков.

В проекте, принятом исполкомом Кировоградского городского совета 30 января, подвозные маршруты отсутствуют вообще, а количество машин на основных маршрутах в отдаленных микрорайонах существенно сокращено!

Для примера возьмем небольшой микрорайончик в конце улицы Родимцева, который в народе называют «Росинка» или «За онко». Здесь два крупных завода («Астарта-групп» и «Дозавтоматы»), несколько предприятий поменьше, десяток пятиэтажек и спортзал КИРУЭ. На сегодняшний день сюда ходят две маршрутки: №№ 5 и 5а – в общей сложности 32 машины, которые всегда переполнены, ведь, кроме жителей ул.Родимцева, на них еще ездят пациенты и работники онкодиспансера. Проект харьковчан предполагал объединить эти маршруты под номером «5» (20 машин), пустить подвозной «5а», который успевал бы сделать полный круг за полчаса (4 машины) и восстановить существующий когда-то автобус большой вместимости 130а «СТО-1 — Центральный рынок» (2 машины). В решении исполкома осталась только одна «пятерка» с маршрутом «Жадова – СТО-1» и всего двадцатью маленькими маршрутками (не более 22 мест, как отдельно прописано в документе). То есть оптимизация в данном случае заключается в том, что машин на маршруте станет на двенадцать (!) меньше, а сам маршрут существенно удлинится – по очень приблизительным прикидкам, минут на десять-пятнадцать. Василий Дзядух, комментируя эту ситуацию, отметил, что оптимизация – это совсем не обязательно увеличение количества транспорта. По его мнению, двадцать маршруток, если будут работать правильно, обеспечат транспортное сообщение лучше, чем тридцать две…

Та же ситуация с Большой Балкой, Старой Балашовкой, Завадовкой. Планировалось, например, пятнадцать «восьмерок» и шесть «8а» — приняли 17 «восьмерок». Чего баловать жителей отдаленных микрорайонов? Еще «оптимизированней» почувствуют себя жители Кущевки. Маршрут № 103 (пока Кольцевая – Урицкого), на котором сегодня работают восемь маршруток и четыре больших автобуса, чиновники сократили до площади Богдана Хмельницкого. Здесь остался только №126 (14 маршруток и два автобуса), то есть фактически транспорта на Кущевке в результате оптимизации станет ровно в два раза меньше.

В число обделенных микрорайонов попал и Беляева. Чиновники опять ликвидировали «десятку» (восстановленную в предыдущем проекте благодаря требованиям общественности), и раз уж начали оптимизацию, то заодно убрали предусмотренные харьковским проектом четыре автобуса большой вместимости на маршруте №108.

Напомним, что проект оптимизации предполагал не только изменения маршрутов, но и четкий график движения. Предполагалось, что в новых договорах с перевозчиками будет прописано, во-первых, обязательное время работы до 23.00, а, во-вторых, графики движения в вечернее время, которые должны были быть вывешены на всех остановках. Этого придется ждать долго, потому что городские власти решили пока не проводить конкурсы и не заключать новые договоры. Мол, это требует времени: как минимум, месяц на паспортизацию маршрута, еще месяц на объявление конкурса и т.п. Так что пока, решили в исполкоме, пусть все остается как есть, а на новые маршруты городская власть «назначит» временных перевозчиков. Чувствуете, чем пахнет?

Новых маршрутов у нас будет пять. Три небольших по четыре-шесть машин: №117 (Арнаутово — пл. Богдана Хмельницкого), №105 (Межевой бульвар — пл. Богдана Хмельницкого), №7 (Салганные пески – Лесопарковая). Главное: автобусы большой вместимости №№ 100 и 101 (Жадова-Лесопарковая), которые, по замыслу, заменят несколько сотен маршруток №№ 1, 9, 9а, 50 и 120, — по двенадцать автобусов на каждом маршруте! При этом, по закону, городская власть вообще может назначать перевозчиков только в случае, если предприятие, выигравшее конкурс, грубо нарушает условия тендера или отказывается предоставлять услугу. Впрочем, на пресс-конференции Василий Анисимович заверил журналистов, что конкурс обязательно будет. Когда? «У відповідності до вимог законодавства в часі і в періоді» – непереводимая игра слов!

Что касается предыдущего решения от восьмого ноября, которое хоть и не было идеальным, но в принципе устраивало и перевозчиков, и пассажиров, то, по словам Василия Дзядуха, оно не вступило в силу, поскольку «рабочая группа продолжала работать, она и сейчас работает и дорабатывает схему». Почему группа работала после принятия решения, а не до, неизвестно.

Еще один спорный вопрос – транспортное сообщение на поселке Новом. Но, на наш взгляд, эта тема заслуживает серьезного анализа и отдельной публикации…

Ольга Степанова, «УЦ».

И снова о маршрутках…: 10 комментариев

  1. Кто-тут спрашивал что такое «КАПЕЦ»? Так вот же он!!!На подходе!

  2. Нет повести печальние на свете,
    Чем повесть о маршрутке и горсовете
    Рассказ, печален тем
    Что, те кму решать, дано народом
    Для народа в благо
    Решаето только для себя.
    Народ остался в дураках
    -Бедняга.

  3. Судя по всему, идет подковерная торговля владельцев маршруток между собой. Думаю, ГАИ тоже в доле, ибо такой загрузки маршруток пассажирами не предусмотрено ни ПДД, ни техпаспортом машины. А ведь будет еще хуже!

  4. наївна, думала, що гірше не буде.. Розглядається пропозиція про підвищення вартості проїзду в автобусах до 2 грн, в тролейбусах до 1,5

  5. Да, покращення шикарное! Говорили-говорили, что на Беляева после 6 вечера не доедешь нормально ни с какой стороны, звонили-писали, а в транспортном управлении решили еще и 10-ку убрать. Вот бы г-да Дзядух и Саинсус вынули бы тела из персональных авто и попытались утречком уехать не с конечной Беляева, где еще можно втиснуться в маршрутку, а остановкой далее — от 47 садика, а вечерком из центра уехать на Беляева или дождаться 21-го или, не дай Бог, 22-го. Да и насчет остальных маршрутов — не лучше…

Добавить комментарий