По состоянию на 1 ноября 2008 года на консульском учете Украины за рубежом находится 19548 усыновленных украинских детей. На учете для усыновления находится 31186 детей. Украинских маленьких граждан усыновляют преимущественно в США, Италии, Испании, Израиле, Германии, Канаде, Бельгии и Швейцарии.
Тема международного усыновления довольно горячо обсуждается как общественностью, так и на государственном уровне. Одни выступают в защиту данного явления, другие — категорически против. Но оно, явление, есть, и тысячи наших маленьких сограждан за рубежом восполняют утраченное на своей исторической родине.
Можно много писать о процедуре усыновления детей иностранцами, приводить цифры, факты. Нетрудно найти в Интернете жуткую историю о жестоком обращении приемных родителей с ребенком. Средства массовой информации изобилуют душещипательными рассказами о том, как иностранцам удалось спасти тяжелобольного приемного малыша. Нам тоже хотелось рассказать об одном случае, совсем недавно произошедшем в Кировограде. Итальянская супружеская пара усыновила сразу четверых воспитанников кировоградского Дома ребенка. Но большая семья уже уехала, встретиться с ней не удалось, а тема международного усыновления в ходе подготовки к написанию данного материала приобрела несколько другой оттенок.
Автору этой статьи неожиданно для себя довелось пообщаться с человеком, который ситуацию с усыновлением украинских детей иностранцами знает изнутри. Здесь совсем не все однозначно, есть много подводных камней и кажущихся нелепыми и нелогичными препятствий. И в большинстве случаев это не законодательные нестыковки, а результаты пресловутого украинского менталитета.
Начнем с того, почему так много иностранцев хотят стать родителями наших малышей. Дело в том, что в большинстве развитых стран вообще не бывает никого бездомного, будь то кот или, тем более, ребенок. Если там вдруг какая-то мать отказалась от ребенка, то сразу найдется сто претендентов стать родителями малыша. Социальные гарантии в этих странах таковы, что женщина не боится быть матерью-одиночкой. В то же время бездетные семьи платят очень высокие налоги, поэтому в Европе, Америке, Канаде «экономически выгодно» иметь детей. А очередь на усыновление там достигает в среднем семи лет. Сроки международного усыновления гораздо меньше. Да и брошенных родителями детей, например, в Украине, очень много. Но здесь причина уже в наших социальных «гарантиях».
Начинается все с того, что семья, решившая усыновить украинского ребенка, подает документы в посольство Украины в своей стране. Сотрудники посольства рассматривают досье претендентов, обращая внимание на срок пребывания в браке, платежеспособность супругов, наличие недвижимости и квадратуру жилплощади, проверяют, не были ли под следствием, не находятся ли в розыске. Говорят, что пакет документов состоит из ста-ста пятидесяти справок. Когда выносится «вердикт» в пользу усыновителей, оригиналы документов направляются в Международный центр по усыновлению детей, находящийся в Киеве. Раньше сотрудники посольства делали официальный перевод документов, а теперь шлют оригиналы, которые переводит центр и заверяет у нотариуса. От первичной подачи документов до их перевода проходит от трех месяцев до полугода. После этого момента супруги получают приглашение посетить Международный центр по усыновлению детей.
В строго назначенные день и даже час супружеская пара приезжает в центр. В отведенном для решения судьбы кабинете будущим родителям дают альбом с тысячами фотографий детей, которые могут быть усыновленными. На все это дается времени …полчаса. За тридцать минут, и ни минутой больше, пара не успевает все фотографии даже просмотреть. В некоторых случаях могут дать час времени, но об этих «некоторых» чуть позже. Если супруги не вложились во время — до свидания. Иностранцы сравнивают эту процедуру со свиданием в тюрьме. Наши соотечественники — еще и с игрой в наперстки. «Клиент» не должен заметить, где его обманут: все очень быстро, информации о ребенке минимум, сложные заболевания малыша могут быть выявлены только при первом живом общении.
Если выбор сделан, супругам дают направление в орган опеки города, в котором этот ребенок находится. Там уже дают разрешение на оформление. Раньше первым этапом было знакомство с ребенком, а потом уже оформление документов. Сегодня руководство Дома ребенка или интерната не имеет права показывать детей иностранцам до получения ими направления.
Бывают случаи, когда при визуальном контакте с ребенком супружескую пару «не проняло». Тогда они снова возвращаются в Международный центр и имеют право на еще одну попытку выбора из фотографий. Но это только если первый раз они вложились в полчаса. Если времени было больше — второй попытки не будет.
В случае, когда все складывается, начинается непосредственно процедура усыновления. Снова орган опеки, который отправляет подтверждение в центр, затем суд, который принимает положительное решение, если не возникло никаких коллизий. Для того, чтобы решение суда вступило в силу, должно пройти десять дней. Правда, бывают исключения, когда ребенку, к примеру, необходима срочная операция. Тогда сроки минимизируются. Если же все нормально, родители либо возвращаются на родину и приезжают через десять дней, либо находятся в Украине.
Когда решение суда на руках, ребенка надо снять с регистрации. Это «действо» происходит в БТИ, ЖЭКах и КРЭПах. Потом уже ЗАГС, который выдает новое свидетельство о рождении с измененной фамилией и, может быть, именем. Только после этого родители обращаются в ОВИР, где ребенку выписывают проездной документ.
Все это время ребенок находится рядом с родителями, которые живут в гостинице или на съемной квартире. Как правило, в этот период происходит адаптация сына или дочери в новой семье. Когда паспорт на ребенка получен, семья отправляется в Киев, в Министерство юстиции и Министерство иностранных дел, где происходит легализация всех документов ребенка. Следующий этап — посольство, где ребенку выдают визу. И только после этого маленький украинец покидает страну.
Вся эта процедура может длиться полтора месяца, если все хорошо. Бывают ситуации, и их не так мало, когда процесс усложняется. Например, обнаруживается, что у ребенка есть родной брат (или сестра), который находится в детском доме другого города, а у супругов документы только на одного ребенка. Разрывать родных нельзя, поэтому иностранцев ждут дополнительные нагрузки и затраты как времени, так и средств.
Теперь о средствах. К сожалению, даже иностранцы знают, что им надо готовить официальную сумму затрат и энную сумму на непредвиденные расходы. Вы спросите: откуда знают? Оказывается, в разных странах в сети Интернет есть форумы усыновителей. Родители, прошедшие всю процедуру усыновления украинского ребенка, делятся впечатлениями и советами с потенциальными усыновителями. Они рассказывают все подробности на всех этапах, вплоть до сумм долларов и евро, должностей и фамилий (!) тех, кому их надо дать, чтобы процесс искусственно не затягивался. «Кировоградские» фамилии там тоже есть, можете не сомневаться…
К тому, что усыновление стоит денег, иностранцы относятся нормально. Когда речь идет о счастье материнства или отцовства, с деньгами расстаются легко. Первоначальный пакет документов стоит в среднем пять тысяч долларов, и это никого не шокирует. Но «доплаты» на каждом этапе этого тяжелого пути вызывают у иностранных граждан, мягко говоря, легкий шок.
Платить приходится практически всем, за очень редким исключением. И каждый чиновник ведет себя так, чтобы усыновители уразумели, что без него решение вопроса невозможно априори. Иностранцы в связи с этим называют Украину «государством маленьких царей». Каждому приходится кланяться, заискивать, привозить подарки, на которые чиновники явно намекают, давать деньги, без которых решение вопроса затянется во времени, а то и документы потеряются. И чем ниже ранг чиновника, тем более влиятельного царя он из себя воображает. Особенно «достается» иностранцам от работников ЖЭКов (по мелочам) и органов опеки (по крупному). А уж об украинских судах и говорить нечего. (Иностранцы, прошедшие все круги чиновничьего ада, утверждают, что судебные поборы при усыновлении — это сугубо кировоградское ноу-хау.) Но, предупрежденные и подготовленные, международные усыновители смиренно платят…
Утверждают, что Украина является единственной страной-донором с минимальными ограничениями для потенциальных усыновителей из-за рубежа. Госдепартамент по усыновлению находится в ожидании признания Верховной Радой Гаагской конвенции, которая решила бы проблемы украинских сирот, усыновленных зарубежными родителями, защитила бы их права и свободы. Пока что отслеживать будущее вывезенных за рубеж украинских детишек сложно. Но куда сложнее, оказывается, бороться с местными «царьками», зарабатывающими на семейном счастье.
И ещё такой вопрос, неизвестно кому : почему жители свободных стран, не пользуються свободой, и не протестуют против налогов за бездетность ?
Странно, странно… Я всё больше и больше начинаю сомневаться в свободе так наз. свободных стран. Вот что недавно прочёл о Великобритании на одном сайте . Если полиция взяла на проверку твой жесткий диск, а он оказался зашифрован, и ты отказываешься дать цифровой ключ , то можешь сесть за решётку на два года. Нормально ? А как же презумпция невиновности ? Человек может сказать — я его забыл, и что его посадят за то, что забыл свой собсвенный ключь ?
Поэтому совет журналистам УЦ — не забывайте о прибамбасах так наз. "свободных" стран, эти страны тоже нуждаються в критике.
Спасибо Елене Никитиной за статью. Я узнал из этой публикации о "цивилизованном" мире такое… Оказываеться, не только в СССР был налог за бездетность, а он и сейчас есть в так наз. цивилизованных странах. Лично для меня — это открытие . А как же свобода, демократия, права человека ? Или это всё сказки голливуда ?
Елена, у меня к Вам просьба : вот простой работяга в США , как мне известно получает около 1800 долл. в месяц, если у него нет детей, то сколько из этих 1800 уйдёт в налог за бездетность ? В общем, уточните.
Бросьте, плиз, ссылку на форум об усыновлении.