Большой человеческий праздник пришел на улицу рядового избирателя. На четырнадцатом году построения развитой украинской демократии мы наконец-то получим возможность лицезреть самые настоящие теледебаты. А все потому, что смелый Виктор Федорович Янукович оказался к тому же и необидчивым. Вернее, сначала он обижался на Виктора Андреевича, а потом бросил. Завязал.
В цивилизованном мире (это выражение в последнее время все реже применяется по отношению к нашей любимой державе) без проведения свободных открытых теледебатов выборы просто невозможны, поскольку сама процедура прямоэфирной встречи кандидатов прописана законодательно. В Украине пока при наличии статьи о теледебатах в законе о выборах кандидаты имеют полное моральное право отказаться от почетной обязанности продемонстрировать свое лицо и мысли собственному народу. Нет, конечно, теледебаты в первом туре присутствовали. Особенно животрепещущими и душевными были встречи Анатолия Кинаха с Дмитрием Корчинским, а также Михаила Бродского с фигуркой Деда Мороза вместо Александра Александровича Мороза.
Кстати, возможно, именно творческий ход лидера “Яблука” заставил призадуматься штабистов Виктора Януковича. Представьте себе, придет Виктор Ющенко в эфир УТ-1, принесет нечто, символизирующее в народных массах нашего премьер-министра, сраму потом не оберешься. И было решено — дебатам быть.
От свободной теледискуссии люди Януковича отпихивались руками и ногами довольно долго. Распрекрасный Пиховшек даже сравнивал отсутствие желания у Януковича с отказом от дебатов российского президента Путина. Мол, все, что могли, эти суровые государственные мужи уже доказали своими делами. И базарить с какой-то там оппозицией им абсолютно не о чем. Ну что ж, зрители программы “Эпицентр”, которая в последнее время достойно заменяет “Аншлаг” Регины Дубовицкой, вновь от души посмеялись. Вообще маэстро Пиховшек в последнее время шутит сверхудачно. За несколько дней до оглашения окончательных результатов первого тура мастер политических технологий высказался в том плане, что люди забудут, с каким отрывом финишировали кандидаты в первом туре, а вспомнят только имя победителя. Естественно, пиарил в этом случае Пиховшек отнюдь не Виктора Ющенко, и надо ж статься такой журналистской трагедии, так подвел Центризбирком.
Вообще симптоматично, что сделанное бодрым голосом заявление Януковича об участии в теледебатах практически совпало по времени с оглашением итогов первого тура. Сказать, что премьер расстроен, — не сказать ничего. А все заявления Тигипко и К° об удовлетворении результатами — не более чем хорошая мина при очень плохой игре. Иначе не рассыпались бы с треском избирательные штабы на местах и из небытия и нафталина не возникали старые, добрые, проверенные бойцы.
Что касается все тех же злосчастных дебатов, я почему-то уверен, что, выиграй Янукович хотя бы сотую долю процента, о них и разговора не было бы. Да, похоже, реальных легальных средств для поднятия рейтинга Януковича осталось катастрофически мало. Ну клянется Гавриш проследить за тем, почему в Западной Украине так много голосующих, а Тигипко призывает жителей востока страны еще более дисциплинированно голосовать “за свой выбор”. И так Донецкая область выдала на-гора в первом туре 102 процента явки, чего же еще жаждет начштаба?..
В конце концов, терять Януковичу, по большому счету, нечего. Да, в интервью он не проявил себя мало-мальски приличным оратором, но такое ощущение может оказаться обманчивым. Многие люди, особенно не привыкшие к настоящей публичности, весьма плохо говорят “по бумажке”, зато в живом эмоциональном разговоре могут раскрыться с неожиданной стороны. Представим себе, что первое впечатление о Януковиче-ораторе оказалось верным. Да, у него не станет больше сторонников, но мы где-то приблизительно и догадываемся о том, что многие голосовавшие за Виктора Януковича не смогут посмотреть теледебаты ввиду их полного физического отсутствия на планете Земля. Так что прибавить что-то шанс есть, а потерять — вряд ли.
Рассмотрим еще один немаловажный аспект. 15 ноября дебатировать с пышущим здоровьем Януковичем будет недавно переживший тяжелую болезнь Виктор Ющенко. Люди, голосующие глазами, могут сделать весьма неожиданные выводы по поводу увиденного. Выигрышно выглядеть на теледебатах — не менее, а, может, даже более важно, чем говорить. Кроме того, Виктор Андреевич Ющенко — тоже, безусловно, не самый большой оратор. Говорит он достаточно просто, старается логически оформлять свои мысли, но имеет две явных слабости: во-первых, слишком много времени отдает заранее подготовленным клише и вследствие этого мало импровизирует, а во-вторых, обладает весьма своеобразным чувством юмора, которое к тому же очень редко применяет. В общем, для решения основной задачи теледебатов в их западном каноне — понравиться избирателю — Виктору Андреевичу придется приложить даже больше сил, чем Виктору Федоровичу.
У нас уже во второй раз была возможность посмотреть, как это делается у них, то есть в Америке. Вначале остановимся на внешних атрибутах. Самое страшное, через что придется пройти нашим кандидатам, — это дружеские рукопожатия и улыбки в самом начале. А еще Буш с Керри целовались-обнимались. Ну этого, думаю, мы не дождемся. Вообще американские теледебаты проходят в высшей степени дружелюбной обстановке. Притом, что кандидаты вовсю склоняют дела и образ мыслей друг друга, не дай Господь кому-то из них перебить оппонента или не улыбнуться шутке в свой адрес. Такой человек для американского избирателя моментально перестанет существовать. Сама процедура в США тоже весьма показательна. В “царстве равных возможностей” кандидаты в президенты — такие же участники процесса, как и самый простой волонтер из самого захудалого штата. То есть для них выписаны абсолютно четкие и понятные правила поведения. Обоим претендентам задаются одинаковые вопросы, они имеют фиксированное время для ответов. Это фиксированное время, кстати — один из бичей нашего политикума. Вложиться в отведенный регламент выступления у нас, похоже, не может ни один из серьезных политиков. Да и тематика, которая поднимается во время предвыборных дебатов (коих в Америке три тура, а не один, как у нас), весьма разнообразна. Американский избиратель должен быть весьма подкован в вопросах внешней и внутренней политики своего государства, чтобы следить за поистине блицевой работой ведущего и, соответственно, участников. Правда, влияние админресурса в этом году я почувствовал и в Соединенных Штатах. В отличие от дебатов 2000 года, когда соперником Буша был Альберт Гор, из дебатов полностью исчезли вопросы, которые в интеллектуальных играх называются “общими знаниями” или “вопросами на эрудицию”. После того, как лучезарный Джордж объявил на весь мир, что его любимым литературным произведением являются комиксы про Дональда Дака, американцы решили исключить подобные скользкие моменты от греха подальше. Поскольку вряд ли литературные вкусы хозяина земного шара к этому времени сильно изменились. В этом контексте весьма интересно, какую тематику предложат Ющенко и Януковичу пока еще не названные ведущие политического шоу. Вероятно, от вопросов о духовности и украинской культуре придется воздержаться. Нынешний премьер в них весьма часто допускает анекдотические ошибки, как в случае, когда поэт Гулак-Артемовский был назван им “Артёмовским”. Такой себе авторитет получился. Для меня лично большая тайна, может ли Виктор Янукович толково говорить об экономике. В тех видеороликах, которые постоянно транслируются в “Подробностях” и ТСН, премьер всегда берет какую-то неестественную паузу. Возможно, у него такая манера, возможно, он просто вспоминает слова.
Еще одной проблемой для Януковича будут его весьма непоследовательные высказывания на животрепещущие темы, которые он озвучивал на протяжении избирательной кампании. Команда Ющенко, без сомнения, проанализирует все подобные нестыковки в премьерских выступлениях, а Виктору Андреевичу, уж поверьте, хватит интеллектуальной силы все эти домашние заготовки запомнить и озвучить. Напомню, что Янукович неоднократно путался в вопросах ввода-вывода украинских миротворцев в Ирак и прочих весьма важных базовых положениях своей агитационной кампании. Ну и, наконец, самая неприятная ловушка для премьера — сама ситуация в Украине: от подорожания сала до нежданно нагрянувших проблем с выплатой повышенных пенсий. Вероятно, именно там премьер-министру предстоит ответить, где его правительство будет брать деньги хотя бы в декабре, если уже для реализации ноябрьских “обiцянок” Пенсионному фонду приходится запускать лапу в бюджет Украины. В общем, штабу Януковича придется множество атак отбить еще до начала дебатов. Пока с грехом пополам они справляются только с одной гипотетической опасностью, обвиняя Виктора Ющенко в фальсификации выборов и админресурсе. Об этом говорил не только популярный российский комик Глеб Павловский, но и стремительно прогрессирующий артист оригинального жанра Степан Гавриш в своей специальной новой программе, рассчитанной, похоже, на слепоглухонемого избирателя, пардон, зрителя.
И все-таки самая главная тайна дебатов — это то, что хочет увидеть и услышать на них украинский избиратель. Понятно, что в обществе существует огромная масса стойких сторонников Ющенко. Говорят, есть ярые поклонники Януковича (мне не повезло, я их не встречал). Но даже при весьма серьезной сегодняшней политизации украинского общества невозможно принять на веру факт, что все без исключения граждане Украины уже сделали свой выбор во втором туре.
Так вот за чем пойдет охота на дебатах! Давайте зададим вопрос, кто наиболее дисциплинированный украинский телезритель? Безусловно, люди старшего поколения. За кого эти люди голосовали в первом туре? Безусловно, за своих. Мороза, Симоненко, Витренко. Да, левые вожди за исключением Петра Николаевича четко обозначили свой выбор во втором туре. Но парадокс заключается в том, что приверженцы левых идей, дисциплинированно голосующие за партии во время парламентских выборов, не так активно отдают голоса лидерам этих самых партий. Вероятно, и призывы левых лидеров пойти и отдать голос тому или иному кандидату будут восприняты массами социалистов и коммунистов с энной долей критики. В общем и целом, и Ющенко, и Янукович будут пытаться решить именно эту задачу. Иначе видели бы мы на дебатах Виктора Федоровича, как заяц — собственные уши. Вот она, воистину золотая фишка украинских выборов образца 2004 года! Вот то, ради чего, по словам героя Олега Табакова, “стоит жить”.
Теперь о пикантных моментах бытия.
Вопрос номер 1. Попросит ли Виктор Андреевич Виктора Федоровича рассказать о годах, проведенных последним в местах не столь отдаленных, и раскрыть всю подноготную тех самых пресловутых уголовных дел? Готов ли Виктор Федорович к такому повороту событий на дебатах? Это ж прямой эфир, практически вся страна — и здесь невозможно сделать монтаж, как делали его герой Андрея Миронова и героиня Александры Яковлевой-Аасмяэ. И верного Пиховшека рядом не будет. Обижаться же, уходить или падать в обморок, как в Ивано-Франковске, будет явно не к месту. Народ не поймет.
Вопрос номер 2. Проведут ли кандидаты дискуссию по поводу загадочных заболеваний, поразивших обоих кандидатов в разгар предвыборной кампании? А то как-то в последнее время штабы кандидатов кокетливо забывают о собственных громовых комментариях. И про Виктора Федоровича, который после жестокого удара яйцом лежал под капельницей в реанимации, и про биологическое оружие, применявшееся против Виктора Андреевича. Я думаю, что кандидаты никуда не уйдут от этих тем и их дискуссия по этому вопросу может быть весьма интересной не только дипломированным медикам.
Вопрос номер 3, больше всего интересующий народ: “Откуда у вас пыжиковые шапки?” То есть, расшифровывая, на какие деньги проводится избирательная кампания обоих кандидатов. Виктору Андреевичу все время шьют какие-то гипотетические американские деньги, а также помощь одиозного олигарха Бориса Абрамовича Березовского. Виктору Федоровичу, понятно, не в пример легче. Большинство своих поездок он проводит в качестве действующего премьер-министра, а значит, за деньги украинского бюджета, то бишь за наши с вами. Однако, тем не менее, биг-бордов и прочей всякой ерунды тоже проплачено немерено. Предлагаю пронаблюдать, поднимет ли кто-либо из участников эту весьма скользкую тему или по молчаливой договоренности она будет обойдена?
Дебаты кандидатов в президенты рискуют стать гвоздем телевизионного сезона и собрать самую внушительную телеаудиторию со времен “Бедной Насти”. Не исключен вариант, когда все вышеописанное лакомое действо будет отменено, “потому что” так надо. Впрочем, само обсуждение данной темы и даже гипотетическая возможность проведения дебатов говорят о том, что в Украине с демократией не все так плохо, как может казаться, и мы продолжаем отличаться от наших друзей по СНГ “лица необщим выражением”. Телевизор называют ящиком для идиотов. Может, хоть на этот раз безусловно вредное изобретение одного киевского инженера послужит, нет, не в интересах установления истины, а в удовлетворении банального интереса посмотреть на наших политиков в их естественной среде обитания. Без пиарщиков и политических гримеров.